Опубликовали мы в прошлом номере "Джаз-квадрата" список лучших CD десятилетия (по версии журнала "ДаунБит"), и я в разговорах с коллекционерами поначалу с удовлетворением выслушивал их слова о полезности и своевременности этой информации, а потом задумался и решил сам посидеть повнимательнее над этой таблицей.
Сразу скажу, что результаты (для меня лично) оказались малоутешительными. Мало того, что моих самых любимых пластинок последнего времени там оказалось мало, так еще выходило, что даже имей я доступ ко всем дискам из списка, которые мне незнакомы, мне потребовалось бы около года только на то, чтобы их прослушать, да и то в самом лучшем случае. А сколько еще достойного при этом осталось бы "за бортом"?
Да, что-то неладно в Датском королевстве... вернее, в джазовом, если обычному любителю невозможно даже приблизительно охватить музыкальную продукцию, что появляется в последнее время. (А если он еще и блюз слушает, тогда совсем беда). Вот и получается зачастую, что один коллекционер увлеченно расписывает другому достоинства любимой музыки, тот делает то же самое, но уже по отношению к своим фаворитам, и в результате оказывается, что они говорят о том, чего противоположная сторона попросту не слышала... А ведь лет двадцать - двадцать пять тому назад почти каждая интересная новинка была на слуху у меломанов, все о ней говорили... но эмоции и воспоминания - это лирика, а что получится, если проверить цифрами? Взял я в руки два номера того самого американского журнала "DownBeat", один последний, а второй за 1985 год, и посчитал, сколько в них содержится музыкальных обзоров. И вот что получилось: 1985 год - 20 обзорных статей в номере; 2000 год - 42! У меня нет под рукой еще более старого номера, но уверен на все сто, что году эдак в 70-м эта цифра была никак не больше 15-16. Причем я знаю совершенно точно, что в последнее время в "ДаунБите" рецензируется от силы половина присылаемых им дисков, а раньше они писали почти о всех...
Что отсюда следует? Очень простой вывод - джаза оказывается слишком много. Происходит в некотором роде девальвация музыки - десять отличных пластинок, вышедших одновременно, производят в итоге куда меньший эффект, чем две-три, потому что внимание распыляется. Это уже не музыкальный результат, а чисто психологический - диск, который мог бы произвести фурор среди слушателей, будь он в гордом одиночестве, в компании из двух десятков других неплохих работ попросту теряется. А что уж говорить о джазе крепком, но среднем, коему просто несть числа? Да уж, порой действительно с ностальгией вспоминаются старые советские времена, когда купленная за бешеные бабки пластинка Майлса Дэвиса чуть ли не на несколько месяцев становилась объектом переписывания и подробнейшего разбора-обсуждения в кругу друзей-джазфэнов.
Можете сказать: а нам здесь что с того - все равно большая часть теперешних западных дисков недоступна либо по цене либо по отсутствию дистрибуции... и будете неправы. Поскольку благодаря пиратам, "полупиратам" (ссылающимся на якобы лицензионное соглашение с РАО), и с недавнего времени издателям настоящей лицензионной продукции, мы здесь имеем в две недели почти столько новых альбомов в продаже, сколько они на Западе в месяц. И пусть не все они реально НОВЫЕ, но для большинства российских, белорусских, украинских и других СНГ'овских меломанов это принципиального значения не имеет - все равно они очень многое из изданного не слышали раньше.
Классический вопрос: что делать? Да уж, проблемка... человеку все не слава Богу: мало музыки - хочется больше, получили до самой плешки - тоже не очень здорово... скучновато становится. И ведь нечего посоветовать, кроме как слушать все это и не особенно надеяться на те самые рецензии - исходя из собственного опыта, честное слово, хорошо помню, как был удивлен, найдя совершенно уничижительную рецензию с одной или двумя звездочками на одну из самых любимых своих пластинок, а еще впоследствии ходил по знакомым и в полном разочаровании продавал другой диск, спешно купленный после прочтения панегирика на его тему.
Так, что трудитесь, господа джазофилы и меломаны: слушайте - другого выхода нет. Вы хотели музыки - ее есть у вас теперь!
Евгений Долгих,
шеф-редактор журнала "Джаз-квадрат"
|