Один из самых известных в джазе трубачей родом из Бразилии, Клаудио Родити родился в Рио-де-Жанейро 28 мая 1946 г. Первые годы своей джазовой карьеры он пытался играть в своей родной стране музыку, которую он сам определяет как самба-джаз - соединение ритмики бразильской самбы и мелодико-гармонического языка современного пост-бопа. Однако условия на музыкальном рынке Бразилии в 60-е годы требовали играть либо самбу в ее чистом виде, либо, на крайний случай, ее усложненную, изысканную городскую версию - босса-нову. Ни в той, ни в другой музыке не было места трубачу, ориентированному на джазовый мэйнстрим. Поэтому Родити переехал в США, где учился в знаменитом бостонском колледже Беркли, а затем стал одним из признанных мастеров джаза "с латинским привкусом". Славу ему принесла работа в ансамбле кубинского саксофониста Пакито Д'Риверы в 80-е и в United Nations Orchestra Диззи Гиллеспи - в начале 90-х. Родити - уважаемый и авторитетный музыкант, хотя сольных записей у него могло бы быть и больше (наиболее значительны среди работ, вышедших под его именем, три альбома, выпущенных под лейблом Reservoir - "Free Wheelin'" (посвящение Ли Моргану), "Samba Manhattan Style" и "Double Standards"). При этом он очень открытый, доброжелательный человек, как многие люди из латинских стран - обладает прекрасным чувством юмора, и, кроме всего прочего, испытывает (в отличие от большинства коллег - урожденных американцев) большой интерес к культурам и народам всего мира. Мы беседуем с ним в отеле, где живут участники джазового фестиваля Лайонела Хэмптона, в маленьком городке Москва, штат Айдахо.
Ваше происхождение и культурный бэкграунд не слишком-то обычны для американского джазмена. Давайте начнем беседу с этого.
- С моего бэкграунда? Я происхожу из еврейской семьи, которая переехала в Бразилию с Ближнего Востока, из Турции. Многие считают, что моя фамилия звучит, как итальянская, но те, кто знают сефрадский диалект иврита, понимают, что Родити - сефардская фамилия. Я родился в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Однако большая часть моего детства прошла в маленьком городке, название которого очень смешно звучит по-английски: Вирджина (по-английски похоже одновременно на слово "девственница" и на название штата Вирджиния -
авт.) - хотя по-португальски это читается "Виржинья". Моя мать была оттуда родом, и там я рос, там я начал учиться музыке - меня посадили за фортепиано, когда мне было шесть. Когда мне исполнилось девять, мне подарили первую трубу. Я очень внимательно слушал, как в католической школе позади нашего дома репетировал школьный марширующий духовой оркестр, и однажды пришел в то помещение, где они репетировали, показал на трубы и сказал: "Хочу играть на этом". И мне вскоре подарили трубу. Так что вначале на меня большое влияние оказала маршевая музыка - марши Джона Филипа Сузы и тому подобное. С другой стороны, у нас в городе была школа самбы - где люди готовятся к карнавалу - и там я играл на перкуссии. Точнее, там масса народу играла на перкуссии, потому что самба во время карнавала исполняется в основном в таких аранжировках, где полно перкуссии. Мне это очень нравилось, и я даже дома все время стучал по столу (показывает, как). А когда мне исполнилось тринадцать, году в пятьдесят девятом, я уже стал слушать кое-какой джаз. Это произошло благодаря моему дяде, мужу сестры моей матери, который был американец. Он попал в Бразилию во время Второй мировой, он служил в морской пехоте. После войны он вышел в отставку и остался в Бразилии. На праздники я ездил к ним, а у него была коллекция джазовых пластинок - Чарли Паркер с молодым Майлсом Дэвисом, оркестр Стэна Кентона и какой-то диксиленд... Так что с двенадцати-тринадцати лет я слушал джаз.
Это ведь не было обычным делом для Бразилии.
- Конечно, не было! Это просто цепь случайностей - замужество тетки, муж-американец с коллекцией пластинок... Примерно в это время, в 59-м, моя семья - отец, мать и я - переехала в город Сантус. Это недалеко от Сан-Паулу. И в тот год я начал понемножку играть джаз. Обнаружилось, что и в родне отца есть джазовые люди: мой двоюродный брат со стороны отца играл джаз на фортепиано. В его доме я играл свои первые джем-сешны... Никогда не забуду - я так стеснялся, что садился под рояль, чтобы играть на трубе! Только чтобы на меня не смотрели (смеется). Вот оттуда, из-под рояля, я и сыграл свой первый блюз... Короче, скоро я стал сам покупать джазовые пластинки - помню, пошел и купил пластинку Диззи Гиллеспи. Примерно в это время - ну, чуть позже - в Бразилии началось время босса-новы, и я стал ее играть.
Я слышал, что босса-нова, собственно, не была популярна в Бразилии, что ее рассматривали как городскую моду, музыку образованных людей...
-Да-да, так и было, она не была широко популярна. Собственно, только одна песня в исполнении Жуана Жильберту была действительно популярна - все остальное для массового слушателя было слишком изощренным. Все эти цепочки сложных аккордов, близких к джазовым гармониям - да это и были джазовые гармонии... В результате босса-нову слушали в основном, действительно, культурные городские люди. Ведь вот еще какая особенность: босса-нова в основном развивалась не как клубная, а как домашняя музыка! Ее играли не в клубах, а на домашних вечеринках. Дело в том, что в Бразилии люди очень любят собираться вместе у кого-нибудь дома, и, помимо прочего, танцевать, а для этого всегда кто-то сидел и играл - один, два, три музыканта: люди танцевали не под пластинки, а под живую музыку - и вот эти-то музыканты и разрабатывали стилистику босса-новы.
Но это самба, в основе своей?
- Да. Следующая ступень развития самбы, вот что такое босса-нова. Но она отличается от самбы. Потому что это была музыка, которую играли на акустической гитаре! Акустическая гитара, скромный бас, малый барабан, по которому играли только щетками - это была очень спокойная, тихая музыка. В истории джаза ее можно сравнить с west coast - такая сдержанная, продуманная, прохладная музыка... Но самое интересное, что в то же время, в 1959-60 годах, в Бразилии уже были музыканты - саксофонисты, трубачи, тромбонисты - которые играли музыку под названием samba jazz! Вот как раз к ним я себя и причисляю. Это джаз - типа звучания Blue Note - наложенный на ритм самбы. Это - музыка, где могут себя проявить инструменталисты (потому что босса-нова - это музыка, в основном, для певцов). В босса-нове главное - поддержать певца, поэтому там с самого начала звучали только гитары, ну - немножко фортепиано, как у Жобима и другого великого исполнителя и автора босса-новы, Джонни Алфа. Все самые известные исполнители босса-новы в Бразилии были певцами. Так что, если ты играл на саксофоне, тебе надо было играть что-то другое.
Но Стэн Гетц играл босса-нову на саксофоне...
- Ну да, многие американские музыканты тогда приезжали сюда, заражались звучанием этой музыки, привозили ее в Штаты и имели успех. К сожалению, те, кто в Бразилии играл самба-джаз, никогда не встречались с этими американцами... Правда, Сержиу Мендес пользовался успехом, и у него был инструментальный секстет - два тромбона, тенор-саксофон, фортепиано, бас и барабаны. Это был один из лучших ансамблей, который я когда-либо слышал в Бразилии. Но потом ансамбль распался, Сержиу уехал в Штаты и тут начал играть всякую коммерческую музыку... Но в Бразилии он был одним из лучших в самба-джазе.
Это течение все еще существует в Бразилии или все его представители уехали в Штаты?
- Увы - не существует. Многие уже просто умерли, многие уехали в Штаты, кто-то - в Европу: например, наш замечательный тромбонист, Руалду Соза, живет в Париже. Но те из нас, кто оказался в Нью-Йорке, иногда играют такую музыку. Я записал два сольных альбома вместе с аргентинским саксофонистом Андресом Боярски, и мы играем именно в этом стиле. Не знаю, слышали ли вы эти записи...
"Samba Manhattan Style"?
- Да. Вот это как раз типичный образец этого стиля, самба-джаз. Мы там пытаемся поддержать этот жар... Видите ли, этот стиль довольно трудно определить, а этот специфический саунд, это специфическое ощущение самбы довольно трудно поймать - в отличие, скажем, от хард-бопа. Так что я не смогу словами все это описать, это просто надо услышать (смеется).
Когда вы переехали в США?
- В 1970-м.
А с тех пор бывали в Бразилии?
- Каждый год езжу.
И что там творится с точки зрения джаза?
- Ну, самба-джаз больше не существует. К большому сожалению. Ситуация грустная... (смеется). Бразилия очень разная. В разных городах все по-разному. Если поедете в Рио - там ничего не происходит. Вот в Сан-Паулу - там побольше. Там даже есть биг-бэнд, который играет нечто вроде джаза в бразильском стиле, иногда уклоняясь больше в звучание contemporary. Иногда они смешивают самбу с поп-музыкой и т.п. У них есть хорошие солисты и ряд неплохих аранжировок. Они называются "Банда Макикейда". Они даже были номинованы на "Грэмми" и часто приезжают сюда, в Штаты. Это не полноразмерный биг-бэнд, их человек 12-13. Еще в Сан-Паулу есть ансамбль под названием Jazz Sinfonica, там человек восемьдесят, по-моему - это такой эстрадно-симфонический оркестр, который играет немножко джаза. Но все это появилось только в последние годы. Еще там есть совсем новый, только осенью 99-го организованный биг-бэнд - я как раз в прошлую поездку домой его слушал - которым руководит тромбонист Витту Сантуш. Он пишет классную музыку и аранжировки.
А вот чего в Бразилии нету - так это джаз-клубов, то есть они есть, но их мало, и они очень маленькие, как правило. В Рио-де-Жанейро, где тринадцать миллионов населения, джазовых клубов, наверное, меньше, чем у вас в Москве.
Странно. Так много есть джазовых музыкантов родом из Бразилии...
- Они потому и уезжают из Бразилии, что играть там джазовый мэйнстрим... забудьте, никто там этого не слушает. Джазового мэйнстрима в Бразилии просто нет. И клубной сцены нет. Есть в Сан-Паулу один джазовый клуб, но они там не понимают, что джазовый клуб - это место с неформальной обстановкой, что люди туда приходят отдыхать и расслабляться. Они ходят в джазовый клуб в смокингах, представляете? Те джазовые музыканты, что живут в Бразилии, могут заработать только в том случае, если работают в аккомпанирующих составах у популярных певцов. А те, кто принадлежат к поколению старше меня - особенно духовики - поголовно играют в симфонических оркестрах, потому что у них нет работы в джазе.
Давайте вернемся в США и к вашей карьере. Какие ваши записи вы определяете как главные для себя?
- Сказать по совести, я все их люблю. Просто все. Мне нравится определенный вид музыки, и во всех своих записях я разрабатываю его, разрабатываю одну и ту же идею - разные пьесы, разные соло, но единая концепция. Самба-джаз! Я до сих пор иногда слушаю собственные записи и говорю: о, неплохо. Мне нравится! Жалко только, что многие записи уже не достанешь - тиражи распроданы. Последняя была на лейбле Reservoir и называлась "Double Standard". Но это было три года назад, и с тех пор я не записывался. Хотя я готов к записи и полон идей... Дело в том, что у меня нет контракта. Много идей и никакого контракта (смеется).
А как насчет самому спродюсировать свою запись?
- Хорошо бы! Я бы хотел этого. Но я только что купил дом. Так что я нахожусь в очень стесненных обстоятельствах (смеется). Я бы вообще хотел иметь собственный лейбл, но...
Ну хорошо. Давайте еще немножко вас пообсуждаем. Мы выяснили все про прошлое и про настоящее. А что будет с вами дальше?
- (смеется) Я и рад бы предсказать, Кирилл, но я не знаю. Я только знаю, чего бы мне хотелось. Мне очень хотелось бы заняться собственными проектами, делать какие-то собственные вещи. У меня в Нью-Йорке есть ритм-секция, с которой я часто работаю - это бразильские музыканты. Дудука да Фонсека на барабанах, Элиу Алвеш на фортепиано (он, кстати, мой племянник) и басист, который играл у Диззи - его зовут Джон Ли. Если мне нужны дудки, я приглашаю саксофониста Андреса Боярски (у нас с ним очень смешные отношения, я зову его "мой лучший враг") и тромбониста Джея Эшби. Иногда, если Пакито Д'Ривера свободен, он играет со мной - в прошлом году мы так играли в Берне и в Граце. Мне хотелось бы больше работать с ними, как лидеру. Просто я... я начал уставать от того, что я все время играю в чьих-то концертах, понимаете? Когда вы сами контролируете то, что делаете, вы чувствуете себя лучше.
Полный вариант интервью будет опубликован в журнале
"Jazz-Квадрат".
Беседовал Кирилл Мошков
|