Выпуск
#42 |
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.
|
|
Machavishnu Orchestra
-
Birds Of Fire
Columbia/Legacy, 2000
40:31
* * * * *
|
|
Переиздание прошедшей 20-битный ремастеринг классической работы группы британского гитариста Джона Маклохлина: запись была сделана в августе 1972-го и вышла в 1973-м. Классический джаз-рок в пике своей славы и в одном из своих пиковых творческих проявлений, в удивительной гармонии обеих своих исходных составляющих, сыгранный с огромным мастерством и массой новаторских находок, звучащих остро и свежо даже сейчас, 28 лет спустя - таков этот альбом. От ревущей от переизбытка энергии версии "Miles Beyound" Майлса Дэвиса - до изящной акустической баллады "Thousand Island Park", от протяженной эпической саги "One Word" до двадцатисекундной абстракции "Sapphire Bullets Of Pure Love" - стилистический и тембровый диапазон альбома чрезвычайно широк. Главное, конечно - исполнительское мастерство всей команды (в которой выделяются, помимо самого Маклохлина-Махавишну, американский барабанщик Билли Кобэм и клавишник Ян Хаммер), очень высокий уровень музыкальных идей и импровизационного мышления. Все это в свое время и позволило "Оркестру Махавишну" стать одной из самых популярных групп джаз-рока, наряду с отцами жанра - Weather Report.
Ремастеринг позволил выявить новые звуковые грани исходного материала, который и на оригинальном виниле звучал превосходно. Выяснилось, что исходные пленки, записанные звукоинженером Кеном Скоттом в лондонской Trident Sudios (ряд дополнительных партий записывался также в нью-йоркской Electric Ladyland, а баллада "Thousand Island Park" полностью записана инженером Джимом Грином в нью-йоркской студии CBS), обладают исключительной прозрачностью, в записи выявлены весьма тонкие динамические нюансы, а реалистичность звуковой картинки выросла, невзирая на обильное использование электроники. Впрочем, именно теплое, живое звучание аналоговой электроники (даже впервые в своей практике примененный группой на этом альбоме синтезатор - это, конечно, не цифровое устройство, которых в ту пору не было, а аналоговый Mini Moog), оттененное сухими, натуралистично панорамированными барабанами и мягкой, но агрессивной акустической скрипкой с пьезоэлектрическим звукоснимателем и составляет основу уникального по тембральному разнообразию звукового решения этого альбома.
|
|
|
Various Artists
-
Who Loves You?
A Tribute To Jaco Pastorius
Concord Jazz, 2000
66:27
* * * *
|
|
Продюсер Майкл Колина поставил перед собой нелегкую задачу - почтить память лучшего бас-гитариста в истории; нельзя не признать, что задача решена с честью. Оставив в стороне этические вопросы вроде "где были все эти так любившие его друзья, когда спившегося с круга Джако Пасториуса забил насмерть вышибала ночного клуба во Флориде?", получаем весьма сильную запись, обладающую самоценностью помимо чисто "трибьютного" повода. К работе была привлечена весьма мощная команда, большинство участников которой либо играли с Джако (барабанщик Питер Эрскин, перкуссионист Дон Элиас и др.), либо в той или иной степени чувствуют его влияние на своем творчестве. Очень удачен подбор композиций - деликатно близкие к оригиналу и в то же время по-новому прочтенные авторские пьесы Пасториуса (лучший образец - фанковая "Come On, Come Over" из первого сольного альбома Пасториуса 1976 г., в которой роль певших ее в оригинале соул-суперстаров Sam&Dave с успехом - и весьма горячо! - исполняют Хайрем Баллок и Уилл Ли), предназначавшиеся для него же tours de force из репертуара Weather Report (например, красивейшая баллада "A Remark You Made", в свое время написанная Джо Завинулом специально для демонстрации уникальной способности Джако играть баллады на бас-гитаре соло - в ней звучание баса Пасториуса вполне достоверно воссоздает Марк Игэн) или же посвящения Пасториусу, написанные участниками записи. Особняком стоит лучший трек альбома - пьеса Джако "Portrait of Tracy", спродюсированная и полностью сыгранная величайшим электробасистом 90-х Маркусом Миллером. Помимо бас-гитары, он играет здесь на всех клавишных и на бас-кларнете, то есть на абсолютно всех прозвучавших в пьесе инструментах. Трудно не признать, что его глубина проникновения в материал не знает равных.
Все записи (в массе своей они сделаны в лучших нью-йоркских студиях Sound On Sound и Right Track, Миллер записался на Camel Island) хотя и звучат достаточно "цифрово", но не уклоняются в область задранной высокочастотной составляющей и безвкусной реверберации, свойственных основной массе contemporary jazz. То ли потому, что значительная часть материала решена все же в акустическом ключе (например, треки с участием Майкла ли Рэнди Бреккеров), то ли из-за "натуралистичности" нью-йоркской школы звукозаписи, то ли благодаря природному вкусу продюсера, альбом в целом звучит очень плотно, естественно и живо, что большая редкость в smooth jazz. Впрочем, благодаря обилию элементов пост-бопа в большинстве композиций к smooth этот альбом можно причислять только с большой натяжкой.
Константин Волков
|
На первую
страницу номера |
|