В рамках "Дней Силезии в Москве"
Польский культурный центр (Instytut Polski) впервые
устроил в России концерт композитора и
исполнителя Юзефа Скшека. В прошлом лидер
легендарной восточноевропейской рок-группы SBB
выступил в совершенно новом для русской
аудитории качестве - играл на рояле отрывки из
своей оперы "Комната для косуль".
В 70-е годы официальная
восточноевропейская рок-музыка (рок-подполье -
особый феномен), в точности - насколько это было
возможно в условиях прокоммунистической
идеологии - повторяла британскую. Ровно с
десятилетним опозданием. И если англичане
подражали афроамериканцам, то восточноевропейцы
- британцам. Первую свою группу в 1971 году бас-гитарист
и клавишник Юзеф Скшек назвал Silesian Blues Band,
сокращенно SBB, но, проделав ту же эволюцию., что
"Ролллинг стоунз" и "Крим", стал
расшифровывать эти буквы в духе
леворадикального 68-го года - Szukaj, Burz, Buduj (то есть
"Ищи, Разрушай, Созидай").
Профессионально тройка силезских
рокеров (с ударником Ежи Пиотровским и
гитаристом Апостолисом Антимосом - сыном
греческих политэмигрантов) была настолько
крепкой, что ее в полном составе взял себе в
аккомпаниаторы ветеран польского рока - Чеслав
Немен. И записал с ней два авангардных альбома,
вошедшие в классику мирового "прогрессивного
рока" - наряду с альбомами "Пинк Флойд" и
"Оркестра Махавишну". Отделившись от Немена
в зените славы, рокеры из шахтерских мест (младший
брат Юзефа Скшека Ян даже играл на рояле блюзы в
шахтерской каске с лампочкой) явно не знали, что
делать, аккомпанировали то поп-певицам, то
джазовым импровизаторам, "на выезде" за
рубеж играли даже диско-музыку. Записали
блестящий англоязычный альбом "Welcome" в
Западной Германии - и SBB даже стали сравнивать с
модными рок-динозаврами вроде "Genesis" или
"Supertramp", но инвестировать средства в
восточноевропейских гастарбайтеров никто не
стал. Группа распалась, в Польше вышла из
подполья "новая рок-генерация", певшая по-польски
о том, о чем у нас по-русски пели "Кино" и "Звуки
Му". Юзеф Скшек, можно сказать, удалился в
монастырь: все 80-е играл в костелах на органе и
время от времени сочинял прикладную музыку к
фильмам Ежи Сколимовского и Петра Шулькина.
И еще раз проделал ту же эволюцию что и
британские тяжеловесы арт-рока -как и клавишник
группы "Yes" Рик Уэйкман, ударился в тихий
бесконфликтный нью-эйдж.
И с этим приехал на Дни Силезии в
Москве; завсегдатаи Польского культурного
центра - пенсионеры из окрестностей Тишинского
рынка (мероприятия в Центре бесплатные) умиленно
взирали на сцену без микрофонов и устрашающей
электроники и на протяжении двух (!) часов без
антракта слушали сладостные переливы
концертного рояля. "Музыка из оперы"
оказалась чем-то вроде сюиты на темы из фильма
"Пианино" в исполнении Майкла Наймана (сюжет
"Команты для косуль" пера голливудского
поляка Леха Маевского и в самом деле был им самим
экранизирован , и экранизация тоже входила в
программу "Дней Силезии") . При очень большом
желании в монотонно-волнообразных пассажах
бывшего рокера можно было расслышать намеки на
задор гуральских переплясов и ритмы вальса - то
ресторанного, то по-шопеновски романтичного. Но
это - повторю - только при очень большом желании, а
так музыка располагала к трансцендентальной
медитации, той, что обычно сопровождается
неназойливыми ритмами модных эстрадных
пианистов вроде грека Янни или японки Кэйко
Мицуи.
В общем, те, кто помнят Юзефа Скшека как
"искателя, разрушителя и созидателя", должны
были бы съездить в Варшаву, где 4 октября прошел
концерт-воссоединение трио SBB. Всем остальным,
особенно любителям фонового нью-эйджа -
предлагается следить за киноафишей Польского
культурного центра, авось "Комнату для косуль"
покажут еще раз. Совершенно бесплатно,
разумеется.
Дмитрий Ухов
|