В малом зале Новосибирской
государственной филармонии впервые был начат
лекционный абонемент "История мирового
джаза". Чтобы избежать аналогии с утратившими
актуальность лекциями a-la советского общества
"Знание", организатор и ведущий этого
Лектория Сергей Беличенко использует в
абонементе живые выступления музыкантов и свой
богатейший видеоджазовый архив, который
проецируется на большой экран. В принципе
Беличенко повторяет свой курс, который он читал в
Новосибирском университете на факультете
мировых культур. Лекции рассчитаны на самого
простого, неподготовленного и заинтересованного
слушателя. Никаких специфических терминов и
музыкального анализа жанра не предлагается. В
основном дается картина джаза как
культурно-социологического феномена ХХ века в
самой доступной форме. На удивление устроителей
первая лекция собрала более 100 слушателей со
всего города, в основном студентов гуманитарных
вузов, самих музыкантов и фэнов. Лекторий
проводится в течении года и состоит из 14 лекций
по истории джаза от архаичных времен до
последних событий.
Концертная джазовая же жизнь
проходит в основном на сценах филармонии
Новосибирска и других близлежащих городов. Так, в
течение месяца в большом зале НГФ выступил
вокальный ансамбль Павла Шаромова с квартетом
Владимира Лещинского. Затем - октет лучших
музыкантов, объединенный в МОДЕРН ДЖАЗ-СЕПТЕТ
(Андрей Лобанов - труба, Олег Голюнов - тромбон,
Андрей Турыгин - альт-саксофон, Владимир Тимофеев
- тенор-саксофон, Игорь Дмитриев - рояль, Дмитрий
Аверченков - контрабас, Михаил Беляев и Сергей
Беличенко - барабаны), представил программу
"Этюды джазового неоклассицизма",
составленную из композиций Игоря Дмитриева и
фирменных аранжировок, которые Сергей Беличенко
привез из Нью-Йорка. В Томске выступил
вибрафонист Игорь Уваров и вокалистка Наталья
Соболева с квартетом. Джазовое Старое Трио Игоря
Дмитриева открыло джазовый абонемент в
Барнаульском музыкальном колледже (имеющем
джазовое отделение), а в Новокузнецке выступил
дуэт пианистов Даниила Крамера и Анатолия
Берестова, главы тамошнего джаз-клуба.
Новосибирский оркестр Владимира Толкачева (по
мнению многих критиков, лучший в стране) также
начал серию концертов с новыми программами по
клубам города. На этих концертах, при всей
негативности экономической ситуации в крае,
публика заполняет залы до отказа.
Удивительное событие прошло 21 ноября
в стенах Барнаульской государственной
филармонии. Отмечалось 30-летие алтайского джаза.
Разумеется, не являясь чем-то особенным в
творческом отношении, джаз на Алтае во многом
повторил историю развития этой музыки в Сибири.
На концерте чествовали пионеров джаза, ветеранов
больших оркестров, играли молодые музыканты
Барнаула и Новосибирска. Для маленького
патриархального сибирского городка с 300-летней
историей это стало значительным событием, и
инициатор проекта, барабанщик Виктор Манаков
поклялся, что отныне каждый год в Барнауле,
несмотря ни на что, будут проходить большие
фестивали, как это было в 80-е годы, когда на
"Алтайские джазовые зори" приезжал весь
советский джазовый бомонд.
В этот же день в Новосибирске
отметили 10-летие Сибирского Диксибэнда Бориса
Балахнина. Когда-то очень активный ансамбль,
первый и единственный в Сибири, игравший
диксиленд, много гастролировал по России, СНГ,
выступал в Финляндии, Германии, Китае, Голландии.
Выпустил три компакт-диска и был любимцем города.
Но с уходом двух ведущих музыкантов,
определявших музыкальный стиль ансамбля -
басиста-вокалиста Петра Ржаницына и тромбониста
Александра Султанова - творческая насыщенность
угасла и в последние годы, в новом составе
диксибэнд стал приобретать чрезмерно
популярно-ресторанную окраску. На юбилее
Диксибэнда, обставленного с сибирской роскошью,
при участии предпринимателей, поддерживающих
джаз, и друзей музыкантов, организатор и
руководитель коллектива саксофонист Борис
Балахнин объявил о самороспуске ансамбля. Таким
образом, закрылась еще одна немаловажная и
веселая страница сибирского джаза.
Сергей Беличенко
|