Обзор джазовой жизни Выпуск #10 - 23 декабря 1998

"Джазовые голоса": как это было

Агнета Бауманн    Фестиваль начался за день до своего официального открытия приемом в доме секретаря шведского посольства по культуре, г-на Юхана Эберга. Была приглашена масса народа в честь того, что в Москву приехали шведские певицы - Агнета Бауманн и Виктория Толстой. Впрочем, сами певицы не пели, сославшись на отсутствие микрофонов (это в комнате-то, где максимум - человек 30!). Зато изрядно поиграли приехавшие с ними инструменталисты, объединившись с двумя русскими - барабанщиком Иваном Юрченко и контрабасистом Игорем Улановым. Собственно же открытие было 17 декабря. Первый концерт фестиваля проходил в новом для джаза зале - Российском академическом молодежном театре на Театральной площади. Пела и играла на фортепиано Олеся Шерлинг, а также ее дочка, семилетняя Шура, которую качественно выдрессировали петь джазовые стандарты (в столь юном возрасте это производит на слушателя трогательное впечатление ровно две минуты, а дальше начинает пугать). Пел и играл еще один дрессированный ребенок, Алеша Кузьмичев из Чебоксар - ощущение такое же: сначала умиляет, потом становится жалко ребенка, который надрывается так, что после песни пару минут отдышаться не может. Потом должна была петь Виктория Толстой, но выяснилось, что барышня охрипла - Москва, зима все-таки, это вам не Стокгольм. Героическое трио Виктории во главе с пианистом Яном Лундгреном грудью легло на открывшуюся амбразуру, показав, что не одними вокалистами силен шведский джаз: молодой пианист продемонстрировал незаурядное (и, главное, не слишком шаблонное) гармоническое мышление и весьма прихотливую манеру игры, сорвав мощные аплодисменты. За честь же шведского джазового вокала вступилась Агнета Бауманн. Эта певица старше Виктории Толстой лет на ...дцать, на столько же опытнее, очень стильная (ее камерная, интимная манера несколько напоминает Ширли Хорн) и абсолютно профессиональна. Ее, помимо русской ритм-секции, сопровождал главный стиляга шведского джаза Ларс Шостен, пианист преклонных лет, но ясного мышления и бодрого духа. В пижонских калошах и стильном пиджаке он казался выходцем из 50-х (что, собственно, вполне соответствует действительности, только он двигался оттуда не на машине времени, а своим ходом). 
Майя БараташвилиКонстантин Седовин    На второй вечер фестиваля ваш корреспондент направился в "Джаз-арт клуб", где концентрировалось наибольшее количество основных участников фестивальной программы. Первым там пел Константин Седовин из Архангельска, приехавший с квартетом "Just Friends" гитариста Юрия Силкина. Седовин - опытный вокалист, еще в 80-е он пел в "Архангельске" Владимира Резицкого, а кроме того, весьма искушен в исполнении джазовых стандартов (что и продемонстрировал). Голос его трудно назвать особенно сильным, но поет он весьма стильно и "фирменно", пусть и без особых изысков. Да и сопровождающий ансамбль был хорош. Второй была Агнета Бауманн, вновь показавшая лучшие свои качества. В ней мало открытия, но море опыта и вкуса, так что слушать ее было и интересно, и - для отечественных молодых музыкантов, коих в зале было полно - поучительно. Завершала вечер Майя Бараташвили из Грузии. Эта страна имеет давние джазовые традиции, но война и разруха сделали свое дело - большая часть музыкантов уехала, а от когда-то отличного Тбилисского фестиваля ничего не осталось. Тем приятнее было обнаружить, что джаз в Грузии по-прежнему поют, и еще как! Майя Бараташвили - крупная, импозантная, росту совсем не маленького и вообще по комплекции напоминает эдакую Big Soul Mama, и голос у нее соответственный - мощный, гибкий, почти "черный" по специфике. Ее выступление сопровождал сам Игорь Бриль со своим ансамблем - не тем, что с сыновьями, а акустическим. Это, пожалуй, одно из наиболее сильных впечатлений фестиваля (и в очередной раз заставляет задуматься, почему в России-то так мало сильных и стильных вокалистов).
Man Sound    Третий вечер открыла московская вокалистка Анна Бутурлина. Ее карьера в джазе совсем не длинна (да и сама певица молода) - пела в кафе "Ностальжи", работала с ансамблем Всеволода Данилочкина. У нее довольно обширный репертуар, но вот опыта маловато. То есть, с техникой пения все нормально, но не хватает того, чем вокалист вообще-то только и может взять - индивидуального стиля.
    Вторым отделением был киевский вокальный секстет Man Sound. Многие ждали именно их выступление как главное событие фестиваля - и не прогадали. Для вашего корреспондента, правда, не было открытия в этом выступлении, потому что послушать этот коллектив живьем за год удалось раз десять, но в Москве за это время они пели всего дважды (год назад на III-х "Джазовых голосах" и летом - на финале фестиваля "Джазовая провинция"). Так что для абсолютного большинства присутствующих все было как в первый раз. Пуристы, которые с трудом воспринимают что-то помимо собственных догм, конечно, возопят, что "это не джаз", но какая разница? Это классная живая музыка, основанная в том числе и на джазовом материале. Это безусловно лучший на всем пространстве экс-СССР вокальный коллектив (разве что питерский "Дайджест" можно поставить рядом с ними). За минувший год мощь динамики и изощренность голосоведения Man Sound'а достигли невероятных высот, и сейчас им просто нет конкурентов. Ну разве что исполнение эстрадно-аранжированных украинских народных песен чуть менее ласкает слух (хотя публика тут начинает просто вопить от восторга), остальное же - и госпелз, и рождественский репертуар, и джазовые стандарты - просто очень хороши. Кроме того, они классно "делают шоу" и вообще внешне весьма привлекательны для публики, особенно для женской ее части.
Виктория Толстой    Вечер завершала Виктория Толстой из Швеции. Слух о ее простуде широко разнесся по фестивальным площадкам, но к этому вечеру она уже почти оправилась (только не всегда могла перекричать собственного барабанщика). Ее трудно назвать выдающейся певицей, но у нее есть стиль, она достаточно четко ориентирована в музыкальном плане (звучит в точности как современные пластинки лейбла Blue Note, что и не удивительно, потому что именно на этом лейбле - точнее, на его шведском филиале - вышла последняя пластинка Виктории). И у нее очень классное трио, которое и при здоровом горле вокалистки все равно часть концерта лихо играет в инструментале.
Ирина Шилкина    Вечер 20 декабря завершал фестиваль. В "Джаз-арт клубе" выступали как участники фестиваля (Константин Седовин, Майя Бараташвили, Анна Бутурлина), так и те, кто не успел вовремя подать заявки на участие. Среди последних наиболее тепло приняли вокалистку из Уфы Ирину Шилкину, которая приехала на фестиваль буквально с поезда, тут же уговорила аккомпанировать себе пианиста из Самары Григория Файна и двух москвичей - контрабасиста Дмитрия Ли и барабанщика Ивана Юрченко, тут же отсчитала ритм и с сумасшедшим драйвом и в пулеметном темпе спела несколько стандартов, буквально поставив зал на уши. Александр Эйдельман тут же взял с нее обещание вовремя прислать заявку на следующие "Джазовые голоса".
    Такова была основная программа фестиваля. Что же до выводов и оценок, то их придется подождать до следующего выпуска.

назад к обзору