В этой версии "Джазовой Галереи" Николай Панов
(тенор-саксофон, сопрано-саксофон) был
единственным русским - остальные участники новой
инкарнации проекта прилетели из Франции. Николай
уже играл с ними в Париже, а теперь пригласил с
ответным визитом. Квартет выступил в
Екатеринбурге и Нижнем Тагиле на очередном
фестивале "Джаз-транзит", Москва завершала
российский маршрут. За роялем был профессор
Национальной консерватории в Париже Эрве Селлен
(он в России уже бывал, причем неоднократно). На
контрабасе - длинноволосый и мрачный Жан Барди. И,
наконец, за барабанами находился Джефф Будро -
нью-орлеанец, успевший начать свою карьеру на
родине, а продолжить в Вене (теперь же он успешно
преподает джаз в Париже). Во Франции этот квартет
играл только музыку Телониуса Монка, здесь же,
помимо оной (кстати, весьма интересно сыгранной),
звучали еще авторские вещи Селлена, Барди и
самого Панова, а также одна его аранжировка
Чайковского ("Осенняя песня"). Заметно, что
французское трио вместе раньше играло чуть
больше, чем с Николаем - иногда (в вещах Селлена)
даже казалось, что партию саксофона просто
вставили в готовую аранжировку. Тем не менее
русский саксофонист пришелся ансамблю как раз
впору. Дело в том, что Николай чаще всего играет
довольно мягко и затейливо, иногда даже чуть
холодновато, что как нельзя лучше подошло к
сугубо европейской, "головной" манере
французов. Очень впечатляли явно подготовленные
эпизоды французского трио, вроде внезапных
падений интенсивности, когда вместо ожидаемого
по стандарту контрабасового соло вдруг начинает
ткаться какая-то негромкая, но почти фри-джазовая
ансамблевая ткань. И очень хороший пианист - Эрве
Селлен. Ну очень. И гармоническое мышление
отличное, и с техникой все в порядке, и при этом
нет характерного американского разудалого
звукового хамства в левой руке, столь
свойственного наезжающим на Россию игрокам с
другой стороны Атлантики. Как ни парадоксально,
срывая мощные аплодисменты на соло, Селлен
даже сильнее как аккомпаниатор, чем как солист.
Может, потому, что хороших солистов-пианистов и в
России можно найти, но среди них раз-два и обчелся
таких, которые умеют играть соло не на протяжении
всей композиции, а только там, где полагается, а
все остальное время играть в а н с а м б л е. И
еще пару хороших слов хочется сказать о
барабанщике. Не будучи особенно громовым
виртуозом, мистер Будро тем не менее обладает
очень крепким ритмом и чрезвычайно музыкально
играет в медленных вещах соло твердыми кожаными
колотушками на альтовых барабанах, как на
литаврах.
После концерта, продолжавшегося ровно
сто минут, ансамбль резво умчался в клуб "Красная площадь" - там
было запланировано еще одно выступление, но ваш
корреспондент туда не поехал, а поехал
озвучивать очередной выпуск программы "Джазофрения". По этой же
причине он не попал и в "Синюю
птицу", где в этот вечер играли шведы из Frederik
Noren Band (между прочим, лучшего джазового малого
состава Швеции на протяжении ряда лет). :-(
Забегая вперед, скажем, что барабанщик
Джефф Будро еще раз приезжал в Москву в середине
октября. 17 октября он играл в клубе "Земля птиц" с таким вот
составом: Николай Панов (тенор-саксофон), Лев
Кушнир (клавишные) и резидент клуба бас-гитарист
Александр Ростоцкий. Удивительно удачный
концерт - кто был, повезло! Было хорошо заметно,
что ансамбль не репетировал, но это был тот
нечастый случай, когда, что называется, "шара
покатила": все в музыке логично и изящно
произрастало одно из другого, каждый старался
проявить в соло побольше хороших качеств (в том
числе и юмора), и отчетливо чувствовалось, что
каждый из музыкантов не доллары отрабатывает, а
играет музыку. Александр Ростоцкий даже
посетовал, что концерт не записывался (а ваши
корреспонденты сидели в зале и кусали друг другу
локти по тому же самому поводу), и сообщил, что
хотел бы с Джеффом записать пластинку вообще
дуэтом. Да, признаться, они вдвоем были бы хороши.
|