|
Обзор джазовой жизни
Выпуск #1 21 октября 1998 |
Джаз - это профессия?
О джазовом образовании на родине джаза и у нас |
Когда-то, лет
примерно 40 тому назад, среди первых советских
музыкантов-импровизаторов, стремящихся профессионально играть настоящий
джаз, расхожим было унылое мнение, что выучиться качественно делать эту
музыку - невозможно. В том мнении была их, музыкантов, защитная позиция:
в условиях культурного и информационного вакуума за "железным занавесом"
единственными заочными учителями советских джазменов той поры были
корифеи американского джаза (чья музыка снималась "на слух" для
последующей имитации), а учебными пособиями - ламповые радиоприсмники
для ночной ловли "Jazz Hour" на волне Голоса Америки, запиленные
забугорные (в основном, польско-чешские) пластинки, да еще дремучие
магнитофоны и проигрыватели с маркой "рыдало".
Вышедшая в 1960-м году в Ленинграде первая серьсзная книга о
джазе В.Мысовского и В.Фейертага была безжалостно облаяна в партийной
прессе и уж, конечно, ни о какой массовой учебной литературе по методике
джазового исполнительства даже и мечтать тогда не приходилось. Всс, что
ничтожными тиражами изготавливали "на правах рукописи" отдельные
джазовые фанаты - объявлялось самиздатом, и немедленно следовали
"оргвыводы" на местном или всесоюзном уровне.
В США джаз давно считается "Классической музыкой Америки" и,
естественно, составляет часть музыкального бизнеса. Где бизнес - там и
конкуренция, ну, а где конкуренция - там и профессионализм (либо
отсутствие оного).
В конце прошлого века первые негритянские джаз-бэнды играли "на слух",
не ведая нотной грамоты, и для будущих Луи Армстронгов и Сиднеев Беше
учебными классами были улицы Нового Орлеана, его бордели и кабачки, где
эти оркестрики наяривали во всю мощь своих лсгких, а каждый из солистов
становился кумиром и объектом для подражания одарснных молодых "котов",
по крайней мере, на первых порах.
Грамотный чернокожий композитор и корнетист Уильям Кристофер
Хэнди переложил популярные народные блюзы на ноты (занялся он их
публикацией в начале 10-х годов) и, сам того не подозревая, косвенно
стал первым джазовым педагогом. Благодаря ему Америка узнала мелодии
"The Memphis Blues", "St.Louis Blues" и "Careless Love", а для
музыкантов-любителей той поры изучение этих (и, конечно же, многих
других) произведений, в том числе и рэгтаймов, стало первым стимулом к
джазовому тренингу.
Бурный всплеск интереса к джазу в США приходится на середину
20-х годов, когда грампластинки с эротичными блюзами Бесси Смит (она
записывала их с джазменами-инструменталистами) перескочили расовый
барьер и осели в домах белых американцев. Дотоле чопорная Америка
потянулась к джазу. Чсрные музыканты учились у белых нотной грамоте, а
белые перенимали у них ранее неведомое ощущение суинга, ритма
и:технологию виртуозных импровизаций.
Появились музыкальные классы в школах разных уровней, где джаз был
востребован и почитаем. Затем обучение джазу поднялось на еще более
высокую ступень и вошло в программы колледжей и университетов, а
педагоги-музыканты стали частью истэблишмента. Естественно, этого бы не
было, не будь джаз в США так популярен и общедоступен. Мощным
катализатором обучения служила (и служит по сей день) конкуренция среди
джазменов.
В 1973 году в Чикаго прошла 1-я конвенция Национальной
Ассоциации Джазовых Педагогов, поначалу малочисленная. Постепенно ес
авторитет рос, и к ней стали присоединяться преподаватели из других
стран. Ассоциация расширялась и вскоре приобрела статус Международной.
Сейчас это - самая крупная в мире профессиональная джазовая
организация, объединяющая более 8 тысяч человек из более чем 20 стран
мира, что показала 25-я ежегодная конференция в январе этого года в
Нью-Йорке.
Россия представлена в Международной Ассоциации Джазовых Педагогов тремя
участниками (двое - из Москвы, один - из Новосибирска), из республик СНГ
там присутствует только Казахстан, вероятно, не без помощи президента
Назарбаева, имеющего тяготение к Америке.
Официально профессиональное обучение джазу в СССР началось в
1974 году, когда по приказу Министерства культуры в музыкальных училищах
открылись эстрадно-джазовые отделения. Не везде хватало компетентных и
увлечснных педагогов, и к обучению жаждущей молодсжи были привлечены
преподаватели из местных консерваторий (а иногда - из
культпросветучилищ), и эти бедолаги имели подчас весьма туманное
представление о джазовом искусстве вообще. Иногда в преподаватели шли
неплохие музыканты-исполнители джаза, но абсолютно лишснные авторитета,
педагогических наклонностей и какого-либо энтузиазма. На покупке
методической литературы из-за рубежа, конечно же, экономились деньги -
срабатывал извечный российский принцип "мы и сами всс знаем",
международные джазовые связи завязывались тяжко ("органы" не дремали!),
а уж об изучении английского языка, обязательного для всех
цивилизованных джазменов, и говорить не приходится.
(Справедливости ради отмечу, что в Новосибирском музыкальном
училище в период, когда эстрадно-джазовым отделением заведовал
В.В.Соболев, английский язык был обязательным предметом в программе
обучения вокалистов). Кстати, во всех американских учебных заведениях
даже будущих исполнителей-инструменталистов (!) заставляют учить тексты
джазовых песен и стандартов, ибо такова генетическая природа джаза:
импровизирующий инструмент разговаривает со слушателем.
На мой взгляд, тогда, в 70-80-х годах были упущены многие
возможности для профессионального джазового обучения в СССР - не был
налажен с Западом регулярный обмен педагогами и студентами,
методическими пособиями, не приглашались для занятий американские
преподаватели-носители этой специфической культуры, и т.д.
В качестве грустного заключения осмелюсь высказать предположение, что
качественный профессиональный джаз в России погибает: практически нет
энтузиастов-педагогов с западным опытом, нет конкуренции среди
музыкантов, нет денег для учсбы на Западе (а если и есть, то - опять же
- зачем, ведь мы и так хорошо играем:). Единичные счастливые примеры в
лице братьев Бутманов, Рябого или Сипягина - еще не система.
На помощь государства рассчитывать уже не приходится, а время
меценатов либо еще не подошло, либо уже прошло.
Александр Г.Мездриков,
Действительный член Международной Ассоциации Джазовых Педагогов
|
От
редакции: публикуя это мнение уважаемого г-на Мездрикова, мы,
конечно, далеко не во всем с ним согласны. Хотя эстрадно-джазовые
отделения в российских музыкальных училищах и даже в некоторых высших
заведениях (в первую очередь в Гнесинском институте - ныне Российская
академия музыки им. Гнесиных) создавались в советское время и советскими
людьми, далеко не все в них получилось так уж плохо. Среди лучших
молодых джазменов, скажем, в Москве полно выпускников Гнесинки, учеников
первых российских джазовых профессоров - Бриля и Осейчука. Только один
пример: молодой пианист Иван Фармаковский, уровень которого таков, что
его избрал своим постоянным московским пианистом Валерий Пономарев (в
результате Ваня поиграл и с Бенни Голсоном, и с Кертисом Фуллером,
которых привозил Поно) и постоянно приглашают играть со своими
иностранцами ведущие российские "джаз-импортеры" - Бутман, Панов и др.
Так что у нас, конечно, не Беркли и даже не Манхэттен-скул, но и не
совсем уж Урюпинск. |
назад к обзору |
|