Итак, что мы имеем? Имеем мы, господа,
комплексный политико-экономический кризис в
государстве. То есть еще надо доказать, кто тут
кого имеет - скорее, кризис нас, чем мы его. И тем
не менее. Чем ознаменовались сентябрь и октябрь в
том деле, которому посвящен наш сервер (то есть в
джазе)?
Пятого сентября в Москве, в Новой
олимпийской деревне, был небольшой фестиваль
"Джаз на Олимпе". Подробный репортаж с него
можно прочитать здесь.
Одиннадцатого открыл свой пятый
сезон "Джаз-арт клуб"
который, невзирая на кризис, предложил слушателю
весьма интересную программу.
Пятнадцатого в Центре искусств "Столица" (Центральный
Дом художника) играл международный состав "Джазовой Галереи" Николая Панова. Подробный
репортаж об этом и еще об одном концерте Панова
можно прочитать здесь.
Восемнадцатого в Новокузнецке была
"Великая сибирская ассамблея современного
искусства" - мощнейшее авангардное действо,
заваренное главным катализатором
новокузнецкого джаза Анатолием Берестовым.
Помимо авангардистского пляса и пластической
импровизации, театра авангардной моды,
фольклорных коллективов (включая настоящих
алтайских шаманов) и т.п., был там, естественно, и
джаз - в духе всего мероприятия абсолютно
авангардный, по ехидному определению самого
Берестова - собачатина, в исполнении его самого
(фортепиано), уральца Сергея Проня (труба),
архангелогородца Олега Юданова (барабаны) и
новосибирца Дмитрия Аверченкова (контрабас).
Анатолий говорит, что местный губернатор
Амангельды Тулеев - большой поклонник джаза
вообще и новокузнецкого джаз-клуба
"Геликон" в частности. Дай-то Бог.
Двадцать третьего в концертном зале
им. Чайковского начался Московский фестиваль, в
этом году избавившийся наконец от нелепых
претензий на "международность" и заодно от
порядкового номера - в этом году он назывался
просто "Московский джаз-фестиваль - 98".
Подробный репортаж с него можно прочитать
здесь.
Двадцать шестого же, пока в КЗЧ
кончался фестиваль, в "Столице"
на Крымском валу был Профессор.
Концерт из ежемесячного цикла "Чекасин и
Гости". Владимир Чекасин - сам по себе
супер-имя. Тут к нему присоединился Даниил Крамер на
фортепиано - тоже не самое последнее имя в
российском джазе. Плюс два литовских гостя -
искушенный перкуссионист Гедяс Лауринавичюс и
отличная вокалистка, которая всех просит
называть ее просто Неда (фамилия Малунавичюте
для русского уха и впрямь нелегка). С этой
вокалисткой был хороший альбом у Крамера ("Sing
Sing Sing", МС, "Авторская песня", 1997), и тут она
тоже блеснула. Но самым запоминающимся
музыкально был момент, когда Крамер играл
плотнейшую ткань а-ля Моцарт, а Чекасин
импровизировал на том же языке - почти XVIII века.
Теперь переходим к октябрю. В
Москве открылась еще одна джазовая точка!
Пресс-конференция, посвященная открытию этой
точки, состоялась в ресторане
"Пицца-экспресс" 2 октября. Помимо
руководства ресторана, расположенного в
своеобразной крытой галерее между двумя новыми
офисными зданиями близ Смоленской площади, в
пресс-конференции участвовали организаторы
музыкальной программы "Пиццы-экспресс" - братья Михаил и Андрей
Ивановы (они же - "резидентный" дуэт клуба
"М-бар"). По словам
гг. Ивановых, живой джаз будет звучать в
"Пицце-экспресс" ежедневно с 12.00 до 24.00 (!) -
впрочем, не подряд, а с небольшими перерывами. В
музыкальной программе новой точки будут
задействованы практически те же музыканты, что
работают с братьями в "М-баре" - вокалистки
Ирина Томаева, Ирина Родилес, Нора Иванова,
возможно - Сергей Манукян, Наталья Кожемяко и др.;
из инструменталистов - саксофонист Борис
Курганов, барабанщики Дмитрий Севастьянов и Вано
Авалиани и др. Впрочем, братья оговорились, что
будут привлекать и других музыкантов из-за
большого объема работы. Михаил Митропольский,
который вел пресс-конференцию, поинтересовался у
организаторов, не будут ли мешать джазовым
программам архитектурные особенности помещения
(ресторан представляет собой огромное,
перекрытое стеклянным скатом пространство между
двумя каменными строениями; музыканты играют
высоко над посетителями, на балкончике над
стойкой бара, на уровне второго этажа). Ответ был
дан в том смысле, что "сильное эхо обволакивает
музыку и заставляет ее звучать более
романтично". Впрочем, когда после
пресс-конференции началась музыкальная
программа и под аккомпанемент братьев Ивановых и
их ансамбля на балкончике стали петь Ирина
Томаева, Ирина Родилес и Нора Иванова,
действительно очень сильное эхо заставило в этом
несколько усомниться - музыку было хорошо слышно,
пожалуй, только из закрытых помещений второго
этажа, куда она передавалась по трансляции.
Пятого октября в Овальном зале
Московского союза музыкантов (на Большой
Никитской) играл проект под названием "Второе
приближение" - это набирающий обороты дуэт
Андрея Разина (фортепиано) и Игоря Иванушкина
(контрабас) плюс Владимир
Галактионов (труба), Вано Авалиани (ударные) и
Татьяна Комова (вокал). Очевидцы утверждают, что
концерт был очень сильным и интересным и что
"Второе приближение" грозит стать одним из
"проектов года", когда Московская
ассоциация джазовых журналистов начнет готовить
премию "Джаз'Ухо-98".
Шестого и седьмого в Москве был
Уинтон Марсалис (труба) и его Lincoln Center Jazz Orchestra.
Репортаж наших корреспондентов о некоторых
моментах его пребывания в Москве можно прочитать здесь.
Тогда же - шестого и седьмого - в
Центре искусств "Столица"
(Центральный Дом художника) прошли два концерта с
длинным названием "Альтернатива из Длинных рук".
Это одновременно была новоджазовая часть
авангардного фестиваля "Альтернатива" и
московское послесловие проходившего в
Петербурге SKIF 3 - фестиваля памяти Сергея
Курехина (первого на территории России; первые
два проходили в Нью-Йорке, Вы можете прочесть репортаж со второго - 5-10.05.98). Здесь - репортаж с московского
мероприятия.
Шестнадцатого октября в "Джаз-арт клубе" играл
человек, которого смело можно относить к
категории "ЛСД" - "Легенда Советского
Джаза". Это - гитарист Николай Громин (Дания). Здесь - подробный репортаж с
концерта.
По концертам ходили:
Кирилл Мошков,
Николай "BigNick" Богайчук,
Петр Ганнушкин.
|