Вернуться к оглавлению книги
Другие книги о джазе
Как-то в середине 80-х состоялся в Союзе «Суэцких» Композиторов (определение скрипача оркестра Утесова, Севы Кунцмана) джем с поляками. Одним из гостей был Шукальский, а другим… Ну, да Бог с ним! Гости поиграли своим дуэтом и Юрий Сергеевич, руководивший, по традиции, процессом, бросил клич в зал: — Ну, кто смелый? Выходи померяться джазовой силой!
На сцену требовался басист, «Пост» у рояля уже был занят прытким, не дожидающимся никогда повторного приглашения, Николаем Л. Место у контрабаса пока оставалось вакантным. Я, никогда не причислявший себя к излишне смелым, терзался размышлением: может пойти тряхнуть стариной или не стоит?
Вдруг, вижу боковым зрением: в сторону сцены метнулась тень — точно пантера или леопард прыгнул. Так это выглядело легко и пластично! Пока я тугодумствовал, басом завладел «леопард» Виктор Д. Так мне и надо, нерешительному, — подумал я, слегка раздосадованный.
Тем временем на сцене «замесили» тему «Софтли», естественно, в до-миноре. Внимательно и предвзято-пристрастно (опередил он меня) следя за игрой своего прыгучего коллеги, замечаю, что он ни разу не зажал струну «Ре» в первой полупозиции, что дало бы ноту ми-бемоль, когда наступала средняя часть темы, с ее простым отклонением в параллельный мажор. И так — из «квадрата» в «квадрат», что свидетельствовало, несмотря на завидную прыгучесть, об элементарном незнании гармонии. В антракте спрашиваю и Николая Л. — «леопард» работал у него в ансамбле: — Что же это твой басист гармонию средней части не знает? Ни разу не нажал ми-бемоль!
Находчивый Николай Л. партнера в обиду не дал и заявил авторитетно: — Юра, ты не понял — это он так СОВРЕМЕННО обыгрывает гармонию!
Тут уж мне, как говорится, крыть было нечем…
Вторая «творческая» встреча со столь «современно» обыгрывающим (возможно в карты?) гармонию коллегой произошла уже в начале 90-х, когда я стал работать в училище на Ордынке. Сидел я как-то в «басовом» классе № 1З, занимался со студентом. Заглядывает вдруг Витя Д. — пришел, видно, к Соболеву, но спутал день.
— Юра, ты ведь учился композиции? — спросил вошедший.
— Да, — скромно ответил я.
— Тогда скажи свое мнение о моей теме, — продолжал гость, садясь за пианино.
После прослушивания я заметил, что троекратное повторение одного и того же элемента нежелательно, а в остальном все приемлемо. Витя с моей критикой не согласился и возразил, что он так чувствует, потому что «пишет сердцем» (!).
— Сначала надо умом, а уж потом сердцем, — добавил я.
На том и расстались, а через некоторое время слышу в передаче Виллиса Коновера выступление советско-американского квартета — двое наших, один из которых наш «леопард, пишущий сердцем», и двое ихних. Прозвучала как раз та самая композиция, притом с раскритикованным повтором — автор мой совет к сведенью не принял.
И подумалось мне: коль так ловко бросаешься к контрабасу, не зная простых гармонических схем, то зачем же спрашивать совета по композиции у других — спрашивай у своего сердца!