ОТЧЁТ ЮРИЯ ТРОФИМОВА
о фестивале - 2007
и его фестивале-спутнике в г. Балашов
(в редакции автора) |
ДВА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
Саратовское джазовое пространство, по обыкновению не очень богатое
на события, в начале зимы наконец-то разрешилось от бремени и в
течение одной недели выдало сразу две акции, достойные внимания
музыкальной общественности - два своеобразных ингредиента,
оказавшиеся вместе в одном "временнóм флаконе".
I.
Состоялся очередной джаз-фестиваль "Заволжье", проводимый ежегодно
джаз-клубом "Граммофон" во главе с его президентом, неугомонным
Александром Заморокой, уже в 17-й раз. По ряду причин (главной из
которых были выборы) он из осеннего превратился в зимний (7 и 8
декабря). В силу крайне ограниченного списка спонсоров и отсутствия
сколько-нибудь заметной финансовой поддержки со стороны властных
структур фестиваль утратил статус "парада звезд", в качестве
которого он с таким шиком и блеском начинался. Произошло
своеобразное разделение труда - выступление джазменов "первого
эшелона" на саратовской земле обеспечивает филармония (где
абсолютное предпочтение отдано Даниилу Крамеру сотоварищи) и
продюсерский центр "Триумф", который всего лишь месяцем раньше
собрал свои силы и одарил саратовскую публику потрясающим концертом
биг-бэнда Игоря Бутмана с участием нашего легендарного земляка с
американским паспортом в кармане по имени Николай Левиновский. А
проект "Заволжье" стал встречей друзей, саратовских и иногородних,
со своей теплой, даже домашней атмосферой, где участники как родные
с радостью встречаются после годичной разлуки, где наряду с
ветеранами на ту же самую сцену выходят и молодые музыканты, для
многих из которых фестиваль - единственное место, где они могут
играть на публике, т.к. джазовая инфраструктура в Саратове
отсутствует как таковая. Поэтому фестиваль зачастую становится
стартовой площадкой в их дальнейшей творческой судьбе. Хотя это не
исключает появления периодически на сцене фестивалей "Заволжье"
известных отечественных и западных музыкантов. Пример того -
неповторимое по своему колориту, изобретательности (когда в одном
горниле кипел сплав музыки Кита Джаррета, Яна Гарбарека и Сергея
Прокофьева) и драйву выступление на прошлогоднем фестивале дуэта
отца и сына Винцкевичей, да такого уровня, что хоть эти два слова с
заглавных букв пиши. Но вернемся в декабрь 2007 года.
Первый день фестиваля проходил в энгельсском ДК "Дружба",
своеобразном "роддоме" фестиваля. Именно там в октябре 1991 г.
состоялся 1-й фестиваль "Заволжье" и было положено начало проекту
"Заволжье".
По сложившейся традиции фестиваль был открыт выступлением биг-бэнда.
На этот раз право разрезать ленточку было представлено дебютанту
фестиваля - биг-бэнду Ижевского технического университета, которому
в осенью этого года исполнилось 55 (!) лет - солидный ветеранский
возраст для самодеятельного по своему статусу (но не по уровню
игры!) коллектива. В нем плечом к плечу соседствуют ВУЗовские
профессора - седовласые ветераны, срок пребывания в оркестре которых
исчисляется с момента его создания, - и студенческая молодежь,
которая и обеспечивает перманентную молодость коллектива. Бэнд
представил вниманию публики инструментальную и вокальную музыку в
широком стилистическом диапазоне от свинга до джаз-рока, а его
руководитель Герман Власов, который и основал оркестр 55 лет тому
назад (за что и был удостоен звания заслуженного артиста России)
выступил в качестве солиста. Несмотря на свои 75 лет, его
альт-саксофон звучит очень молодо и изящно. С очень бережным,
трепетным отношением к звуку он солировал в балладе, по своему духу
удивительно похожей на тему "Grace" с альбома "Basie & Beyond-2000"
в исполнении Керка Волума из оркестра Сэмми Нистико (который,
впрочем, играл на сопрано).
Оркестр обладает четким штрихом, прекрасным свингом без каких-либо
признаков тяжеловесности, очень ровной ритм-секцией, и только
изредка промелькнувший легкий "нестроевич" в группе саксофонов,
отсутствие солистов-виртуозов и благоразумный отказ от музыки с
запредельными темпами говорит, что оркестр все-таки любительский.
Выступавший в своем неизменном берете a la Рэнди Бреккер пианист
Максим Попов из Уральска (Казахстан) недавно стал призером
международного конкурса "Современное искусство джаза-2007" (г.
Москва). В прошлом году он приезжал в составе трио, на этот же раз
выступил с сольной программой, но приоритеты остались прежние -
авторские композиции и современное прочтение джазовых стандартов.
Его музыка полистилистична. В ней на фоне моторно-остинатной линии
левой руки причудливо переплелись и элементы фанка, и национальный
колорит речитативов казахских акынов, и гимничность госпелз, и
жанровые зарисовки.
Гитаристы Александр Галаев (сыгравший две композиции соло) и Вадим
Политин (присоединившийся в остальных двух) в своем выступлении
сделали шаг в сторону от серьезного, концептуального джаза. Они
играли джазовые стандарты в традиционном прочтении (среди них "Ночь
в Тунисе") и босса-новы, что, как известно, переводится как "новое
чувство". Чего-чего, а чувства в их игре было хоть отбавляй.
Существуют, конечно, у Галаева определенные шероховатости в охвате
всей фактуры - соло, гармонии и басовой линии одновременно, - но в
одиночку на гитаре в подвижных темпах делать это очень сложно. Да и
сам он отлично понимает, что до Алексея Кузнецова пока еще далеко.
После дуэта гитаристов последовал еще один подарок любителям
традиционного джаза - оркестр "Ретро", который в особом
представлении не нуждается. Он хорошо знаком не только в Саратове,
но и в других регионах, включая столичный. Как с оттенком
язвительности заявил со сцены лидер коллектива Никита Духовников,
"по просьбе оргкомитета на фестивалях "Заволжье" мы вынуждены играть
не своего любимого Цфасмана, а диксиленды". Правда, эти "диксиленды"
они не импровизировали, а играли по "подлинным нотам времен 20-х
годов ХХ века", что всегда любит подчеркивать Духовников.
Большинство участников коллектива - крепкие профессиональные
музыканты, поэтому звучание было очень добротным, но несколько, как
бы это сказать, академичным. Ну что ж... Это многих славный
путь.
Под конец к ансамблю присоединился special guest фестиваля - москвич
Дмитрий Закора (известный по участию в капелле "Дикси" Л. Лебедева.
Пожалуй, он единственный из ретровцев понимал, что диксиленд - это
всегда шоу (не путать с шоу-бизнесом, особенно отечественным), и вел
себя на сцене соответствующим образом, т.е. не стоял, как соляной
столб. Эффект усиливала его паганиниевская внешность, только вместо
скрипки в руках было банджо.
Ансамбль Петра Пименова (родес-пиано, синтезаторы), более известного
в Саратове как умелого врачевателя всяческой музыкальной
электроники, выступил с программой, в которой сочетались фанк,
латина и элементы бибопа. Странно, что это было их первое
выступление на большой сцене. Участники коллектива - студенты и
выпускники музыкального училища и консерватории. Отсюда высокий
исполнительский уровень, хорошее чувство ансамбля и ясное понимание
стилистики музыки, которую они играют. Особенно хочется отметить
Ярослава Болдырева, барабанщика экспрессивного, заводного, который в
разных конфигурациях уже был замечен на предыдущих фестивалях.
Хочется надеяться, что встреча с этим ансамблем не была последней.
А вот следующий коллектив дебютантом назвать уж никак нельзя.
Самарский ансамбль "Organum" на этот раз
предстал перед публикой без главного органных дел мастера - Алексея
Раскопова, а также без духовой секции. Но все эти потери с лихвой
компенсируются участием в ансамбле Юлии Землянской, имеющей, кстати,
саратовские корни - здесь живет ее родной дядя, тоже джазовый
музыкант. Не побоюсь сказать, что Юлия - одна из немногих вокалисток
Поволжья, а может и не только, владеющая в полной мере искусством
инструментального пения. "Небольшой" ее голос не помеха; он с лихвой
компенсируется артистичностью, граничащей с очаровательностью,
идеальной интонацией, прекрасным свингом и прекрасным знанием
джазовых идиом. А сколько в этом "маленьком" голосе
скрыто-сдержанной энергетики! Попытки выхода за рамки мейнстрима,
этнофольклорные опыты, многократные повторы-заклинания, действие,
переходящее в ДЕЙСТВО. Что это, появление волжской Саинхо?
Подстать ей были и другие участники ансамбля - невозмутимо-серьезный
гитарист Евгений Дементьев, автор всех исполненных композиций
(исключая стандарты). Чувствуется, что он не только много слушал, но
и творчески переосмысливал творчество гитаристов от Джо Пасса до
Пата Мартино. Полная противоположность Евгению - главный шоумен
ансамбля бас-гитарист Леонид Кузьмин, своеобразный "возмутитель
спокойствия" (это амплуа он в полном объеме оправдал на джеме).
Неофит ансамбля барабанщик Роман Квасников прекрасно вписался в его
состав. "Organum" представляет собой
единый организм, и, наверное, именно в этом смысле оправдывает свое
доставшееся по наследству название. Его отличает сыгранность и
высокая культура аккомпанемента. Композиции достаточно зрелые, с
интересным ладогармоническим языком и острым чувством формы.
С программой a cappella выступила вокальная группа с очень джазовым
названием "Bridge" (в составе которой 4 парня и 1 девушка) под
руководством гуру саратовского эстрадно-джазового вокала Наталии
Лавриненко. Пользующийся бешеной популярностью у саратовской публики
(и не только джазовой), ансамбль обладает статусом победителя
всероссийского конкурса артистов эстрады и финалиста телевизионного
конкурса "Секрет успеха". Но в кулуарном разговоре выяснилось, что
несмотря на серьезные успехи на ниве шоу-бизнеса ребята не купились
на "фальшь, завернутую в красивый фантик" и предпочитают петь
все-таки джаз. И даже попсовые римейки изобиловали элементами
свинга, афрокубинской музыки и звукоподражательными моментами в духе
Бобби Макферрина. Образцы для подражания очевидны: Take Six,
украинский ManSound, Manhattan Transfer.
Отвязная сценография, органично сочетающаяся с исполняемой музыкой,
дополняет имидж коллектива, и впечатление ученического (все
участники - студенты училища искусств) ансамбль никак не производит.
Его выступление началось с композиции ансамбля "Take Six", а
закончилось вечнозеленой "Елочкой".
Первый день фестиваля показал, что каждый его участник -
индивидуальность и имеет свое творческое лицо. Это подтверждается и
тем, что против обыкновения, к окончанию концерта оставалось не
менее двух третей зала. И даже к работе звукорежиссеров впервые за
много лет не было особых претензий.
Второй день фестиваля проходил в зале Саратовского
социально-экономического университета и принес с собой как находки,
так и разочарования.
Он был открыт уверенным выступлением биг-бэнда эстрадно-джазового
отделения училища искусств (г. Саратов). Возрожденный за два года
буквально из руин нынешним бэнд-лидером Вячеславом Жуковым, который
до этого членом сообщества джазовых музыкантов не являлся (хотя и
играл первую трубу в эстрадном оркестре), но растет в этой ипостаси
буквально на глазах, оркестр звучит ярко и профессионально. Особенно
хороши медная группа и ее солист - тромбонист Илья Филиппов, а также
ритм-секция в составе Сергей Цыков (фортепиано), Алексей Коноплев
(барабаны) и, особенно, Роман Плотников, сыгравший на бас-гитаре
развернутое соло. Весной 2007 года Сергей стал дипломантом, а Роман
- лауреатом ярославского джаз-фестиваля. Сейчас они усиленно
готовятся к конкурсу молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону
с хорошей перспективой на призовые места. В октябре этого года бэнд
принял участие в Международном джаз-фестивале "Вейсэ-jazz-2007" в
Саранске и получил весьма благоприятные отзывы - сам Владимир
Фейертаг был восхищен тончайшей оркестровой нюансировкой. Помимо
обычных в таком случае джазовых стандартов прозвучала фантазия на
темы из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского.
Резким диссонансом к выступлению этого коллектива прозвучало
выступление трио саратовского пианиста Алексея Гранда. Его
невнимательность по отношению к партнерам по ансамблю, игнорирование
гармонической сетки (что в стандартах недопустимо, а в балладе "My
Foolish Heart" так и вовсе "било по ушам") и отсюда расхождение с
бас-гитаристом, невыразительные соло с явным диктатом моторики над
мыслью - вот причины, по которым это выступление можно считать
поистине провальным, иллюстрацией, как НЕЛЬЗЯ играть джаз. И только
последнюю композицию (из пяти прозвучавших!), авторство которой
принадлежит самому Алексею, еще как-то можно было слушать. Видимо,
Алексею пора задуматься об основных принципах игры в формате трио и
прописных истинах, известных любому студенту, но которые есть альфа
и омега джаза. Единственный, кто в составе трио выглядел достойно -
барабанщик Лев Фиглин, ветеран саратовского джаза и по
совместительству родной дядя известного американского джазмена
Аркадия Фиглина. Свою партию он сыграл ровно, хотя и без особых
наворотов. Жаль только, что остальные его коллеги не слишком к нему
прислушивались.
Затем последовало выступление ретровцев. На этот раз на радость
ностальгирующей части публики они играли любезную их сердцу музыку
30-х годов в соответствующем составе - ритм-секция плюс скрипка,
саксофон, гитара, а после перерыва ижевский оркестр показал
обновленную и дополненную по сравнению с вчерашней программу.
Короче, с чего начали, тем и закончили.
А еще был ночной джем-сейшн, обязательная составляющая каждого
уважающего себя фестиваля, где музыканты и стар и млад выстраивались
в очередь, чтобы самовыразиться перед коллегами и публикой уже в
неформальной обстановке.
Фестиваль не имел цели поразить публику, как говаривали классики,
"широтой размаха" и обрушить на ее головы созвездие легенд джаза,
отечественного и мирового. Просто собрались вместе джазовые люди. И
устроили праздник для себя и окружающих.
II.
А буквально через два дня с самого раннего утра мы уже тащились в
полуживом автобусе по раскатанной до гололеда дороге, убегая от
приближающейся метели. Целью был Балашов, город на западе
Саратовской области. Именно там было намечено проведение Второго
открытого фестиваля джазовой музыки "Джаз над Хопром" на базе
местного музыкального училища.
Если что-то проводится во второй раз - значит, когда-то был и
первый. Год назад балашовский энтузиаст джаза Владимир Кузнецов (он
же заведующий эстрадно-джазовым отделением Балашовского музыкального
училища) провел первый фестиваль "Джаз над Хопром". Был он
организован местными силами и, по рассказам очевидцев, оказался не
слишком представительным как по географии участников, так и по их
исполнительскому уровню.
Учитывая эти недостатки, на этот раз Кузнецов обратился за
поддержкой в областное министерство культуры. Дело было поставлено
на профессиональные рельсы, к организации фестиваля подключился
областной учебно-методический центр. В результате со всей области (и
не только: в фестивале приняли участие жители соседнего
Борисоглебска) полетели заявки на участие в фестивале, да в таком
количестве, что на прослушивание концертных программ с трудом
хватило двух дней с утра до позднего вечера. В состав жюри вошли
преподаватели и заведующие эстрадных отделений Саратовских училищ -
искусств и культуры - и Балашовского музыкального училища.
Учитывая бешеную популярность специальности "эстрадное пение" среди
родителей, в младшей возрастной группе среди участников численный
перевес явно был на стороне вокалистов. К их чести сказать, что все
вокальные номера имели в той или иной степени отношение к джазу.
Чисто "эстрадного" вокала, к счастью, не было. По той же причине
второе место по представительству досталось гитаре (в основном
акустической).
По результатам фестиваля жюри дипломатично решило не присваивать
призовые места - только звания лауреатов и дипломантов в трех
номинациях - вокалисты, инструменталисты и коллективы.
Интересно и необычно выглядела Дарья Брестель из ДМШ № 19 г.
Саратова, ставшая самым юным лауреатом фестиваля в номинации "вокал"
- упругий свинг, чистая интонация, уверенные сценодвижения и другие
атрибуты "взрослого" пения в стандарте Дюка Эллингтона "Don’t Get
Around Much Anymore" как ни в чем ни бывало соседствовали с ее
"очень детским" голосом.
От "хозяев поля" с интересной джаз-роковой программой выступила
вокалистка Катя Курбанова (Балашовское музучилище) и была отмечена
званием лауреата. А местный вокальный ансамбль помимо крепкой
музыкальной составляющей продемонстрировал зрителям еще и дефиле в
духе показа мод на подиуме.
Довольно уверенно выглядел ансамбль современного джаза (г. Балашов).
Этого нельзя сказать о звучании духовой секции оркестра балашовского
же музучилища п/у В.Кузнецова. Но хорошо хоть, что духовики в этом
городе сохранились, как класс. В оправдание коллектива можно
привести и то, что все балашовские вокалисты пели в сопровождении
этого оркестра (или фортепиано), а не "под фанеру". Зато приятно
удивило слаженным ансамблевым звучанием выступление коллектива из
поселка Екатериновка (руководитель В.И.Тифонин), в составе которого
аж девять духовиков. И откуда в Богом забытом "медвежьем углу" такая
роскошь? Видимо, прав был в этом смысле отец народов - кадры решают
все...
Но наиболее убедительным было выступление все же саратовских
участников фестиваля (старшая возрастная группа). И не мудрено, что
все, о ком пойдет речь ниже, были удостоены звания лауреата
фестиваля.
Среди вокалистов очень ярко выступила студентка факультета искусств
и художественного образования педагогического института Марина Силко.
Не сильно погрешу против истины, сказав, что композиция "Smoke On
The Water" из альбома "Probably Jazz" (2004) французской группы
Quartet Hors Saison в ее исполнении стала главным вокальным хитом
фестиваля, настолько это было близко к оригиналу и как-то очень
стильно - пластичный голос, крепкое владение технологией пения,
отменный английский, раскрепощенность и органичность сценического
образа. И это несмотря на то, что для Марины это первое публичное
выступление в ее пока еще очень недолгой джазовой карьере, которая,
без сомнения, может сложиться очень успешно. Ее успеху сопутствовало
еще и то, что она пела в сопровождении трио Саратовского училища
искусств (Сергей Цыков, Алексей Коноплев и Роман Плотников) - без
сомнения, лучшей ритм-секции фестиваля. Достойно продолжила
саратовскую страничку фестиваля и Дарья Коптева из училища искусств,
разве что ее программа была чуть "припопсованнней" и поэтому
выглядела менее концептуально. Остается только сожалеть, что в
фестивале не смогла принять участие Карина Плетаханова (училище
искусств), обладатель Гран-При саратовской "Студвесны-2007" (где она
выступала под флагами академии права), обладающая бешеным драйвом и
недюжинным талантом.
Еще один коллектив, "созревший" к фестивалю, также имеет
пединститутское гражданство. Ксения (электрогитара) и Александр
(бас-гитара) Лобановы и Михаил Филатов (гитара) попали в яблочко при
выборе программы - не имея пока достаточной базы и опыта для
полноценного воплощения мейнстрима, представили на суд жюри и
публики более современный гитарный джаз - Ритенура, Бенсона - и
очень достойно с ним справились. Хочется отметить возросшее
мастерство Александра и особенно Ксении Лобановой, интересные в
колористическом плане решения партии второй гитары Михаила Филатова
и четко, мастерски исполненную партию барабанов Андрея Красникова,
музы-канта старшего поколения, ходившего в партнерах у самого Бориса
Золотарева.
А вот у гитариста Николая Буданова (училище искусств) основные
проблемы мейнстримо-бибоповского толка, похоже, уже позади. Еще до
поступления в училище им была проделана большая самостоятельная
работа, прослушано и осмыслено много музыки. Отсюда хороший
технический багаж, успешные попытки переосмысления джазовых
стандартов ("Take Five") и владение искусством импровизации
(собственной, а не "снятых" соло) в самых подвижных темпах, где он
чем-то даже напоминает Павла Чекмаковского. Хорош был он и в роли
аккомпаниатора, порой присоединяясь к училищному трио.
Тромбонист Илья Филиппов в программе из джазовых стандартов широкого
спектра от монковского "Round About Midnight" до кориевской
"Испании" показал высокий уровень владения этим чрезвычайно сложным
инструментом, прекрасный звук как в балладе, так и в быстром темпе
и, главное, - осмысление той музыки, которую он играет. Налицо
быстрый профессиональный рост Ильи - год назад он был чисто
оркестровым музыкантом, "сайдменом", и о карьере солиста, похоже,
даже и не помышлял.
Примерно так же обстояли дела и у пианиста Константина Цыганкова с
той только разницей, что не будучи духовиком, в оркестре он никогда
не играл и первые два курса (сейчас он дипломник училища искусств) в
особых пристрастиях к джазу замечен не был. Наверное, пришло время
повзрослеть и что-то важное понять, и к весне 2007 года он взял
планку уровня дипломанта ярославского конкурса. На этом решил не
останавливаться, переслушал и переиграл вагон и маленькую тележку
самой разной джазовой музыки и сильно вырос как в техническом, так и
в познавательном плане. Сейчас с уверенностью можно сказать, что за
все 33 года существования в Саратове эстрадного отделения молодых
джазовых пианистов подобного уровня можно пересчитать по пальцам
одной руки. "Place St. Henry" Оскара Питерсона в его исполнении
прозвучала очень близко к оригиналу, только в финальной части
ускорение далось Косте с некоторым усилием (да разве за Питерсоном
угонишься?), а сыгранная с мощным дайвом стебная "One day" Пааты
Демуришвили так вовсе вызвала фурор в зале.
Роман Плотников, о котором уже говорилось так много, провел на
фестивальной сцене без преувеличения полдня, сыграв все басовые
партии всей старшей возрастной группе саратовской делегации и
оправдав высокий статус носителя свинга в любой стилистической
разновидности джаза - от бибопа до фанка. А когда он играл свои
конкурсные композиции - Маркуса Миллера и Виктора Вутена, где в
полном объеме показал "недокументированные возможности" своего
инструмента (хлесткий слэп, аккордовую игру и тэппинг в бешеном
темпе), а также основанную на флажолетной технике вутеновскую версию
"Amazing Grace", исполненную без сопровождения - присутствующие в
зале поняли, говоря словами Чипа Стерна, "насколько мало другие люди
достигли в игре на басу". Похоже, что он один их лучших молодых
бас-гитаристов России.
Странно, что жюри не сочло нужным отметить Романа вышей наградой
фестиваля (будь то Гран-При или, скажем, майка лидера), хотя это
было самое виртуозное и самое джазовое выступление на всем
фестивале. И не столь важно, что Положение о фестивале этого не
предусматривало. Джаз - импровизационное искусство, и это относится
не только к музыке - отреагировать на ситуацию можно (и нужно!) было
по ходу действия. А что до отсутствия специального приза - хватило
бы того самого видеоплеера, который Роман получил в подарок. Тут
главное не цена, а статус.
В гала-концерте вне конкурса выступил биг-бэнд Вячеслава Жукова
(Саратовское училище искусств) с программой, уже прозвучавшей
недавно в саратовском фестивале. Учитывая уровень оркестра,
соревноваться ему было не с кем - просто взяли и показали всем, "как
это должно звучать на самом деле".
Коротко подведем итоги. Безусловно положительное в общем и целом
впечатление от фестиваля не исключает наличие некоторых просчетов,
которые можно обозначить как "болезни роста" - фестиваль-то всего
второй, а в подобном формате и вовсе первый, - с целью их
преодоления в дальнейшем. Вот некоторые их них.
Не всю прозвучавшую в фестивальных программах музыку можно было с
чистой совестью отнести к джазу. К примеру, исполнение на рояле соло
прелюдии Гершвина (Альберт Фокин, г. Балаково) джазом не является,
как и "Касумкентские барабанщики" М. Кажлаева (ансамбль "Crash-Band",
г. Энгельс). Сольные (без участия ритм-секции) выступления
барабанщиков Алексея Коноплева и Михаила Старцева включали в себя
элементы джаза, да и технический уровень исполнения был весьма
высок. Но фестиваль - это все-таки не академический концерт и даже
не конкурс, и зрителям гораздо интересней было бы услышать их в
рамках комбо-состава с развернутым соло. А так - прекрасные
барабанщики, что один, что другой.
Почему-то в числе участников не было студентов училища культуры
(хотя, по разговорам, среди них были достойные претенденты) и
потрясающей вокалистки из Балашова Сони Диланян, призера саратовской
"Студвесны-2007", что говорит об ее высоком исполнительском уровне,
- получить награду этого форума не так-то просто. Наверное,
допускать до участия в фестивале "Джаз над Хопром" студентов только
профильных ВУЗов и ССУЗов (культуры и искусства, как это записано в
Положении), не совсем разумно. Двери фестиваля должны быть открыты
для всех желающих, в т.ч. и студентов других ВУЗов, - был бы
подходящим возраст. Как меру защиты фестиваля от проникновения
откровенно слабых участников "со стороны" можно было бы ввести для
них предварительное прослушивание по аудио- и видеозаписям.
Не был устроен джем-сейшн, хотя бы коротенький, и многие участники
разъезжались по домам разочарованные - что же это за фестиваль без
такой важной (и непременной) его компоненты?
Тем не менее фестиваль, безусловно, стал важной вехой в развитии
молодежного джаза в регионе и доказал свое право на существование. И
не успели еще стихнуть последние звуки гала-концерта, а уже вовсю
начались строиться планы следующего, третьего фестиваля - расширить
его границы (географические, а не стилистические; фестиваль должен
оставаться чисто джазовым, без каких-либо посторонних примесей),
сделать его более продолжительным, чтобы оставить участникам время
для неформального общения, а не только для концертных выступлений,
провести мастер-классы и научно-практическую конференцию, перенести
сроки фестиваля на весеннее время, чтобы по дороге снова не попасть
в снежные заносы и проч., и проч. Будет ли все это воплощено в жизнь
- время покажет. А хотелось бы…
|