ЦЕНТР
СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ МУЗЫКИ "ЭТНОСФЕРА"
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
УЛАНОВ и Ко
представляют специальную программу
XV-го традиционного фестиваля "Джаз – России"
ДЖАЗ – РОССИИ 2006. ЭТНОСФЕРА
Нижегородский государственный театр юного зрителя (ул. Горького,
145)
21 октября, 19:00
Яна Тюлькова и ее "Jazz Vocal Studio" (Нижний Новгород)
Квартет Александра Шишкина (Нижний Новгород)
Фольклорно-этнографический ансамбль "Свети-Цвет" Андрея Харлова
(Нижний Новгород)
"Ва-Та-Га" (Петрозаводск)
22 октября, 19:00
Российская премьера программы "Новое дыхание традиций" (Москва)
участвуют:
Сергей Старостин (вокал, этнические духовые)
Сергей Клевенский (этнические духовые)
Сергей Филатов (клавишные) и Виталий Кись (гитара)
Алексей Архиповский (балалайка, Москва)
Ансамбль дневнерусской духовной музыки "Сирин" под руководством
Андрея Котова (Москва)
справки: (8312)33-24-59 ● кассы: (8312)18-31-25
Информационная поддержка
Телекомпании: НТР, MTV,
Радиокомпании: "Эхо Москвы", "Серебряный дождь", Областное Радио
Печатные издания: ИРА Биржа, "Рекламный вестник", "Город и горожане"
Интернет-порталы: www.jazz.ru,
www.nnov.ru,
www.nnovgorodout.ru
21 октября
"Джаз – России" - один из наиболее именитых действующих джазовых
фестивалей страны. Среди его участников прошлых лет – музыканты из
нескольких десятков стран, представляющие самые полярные стили
современного джаза, от классического мэйнстрима до электронного
авангарда. Широкую стилистическую палитру представит и фестиваль
2006 года, несмотря на его явный "этнический уклон". Хорошо знакомая
нижегородцам джазовая вокальная студия Яны Тюльковой – это
современный мэйнстрим, поиск новых средств выражения и стремление к
новым стандартам качества в исполнении изысканной, искушенной, но
тем не менее интуитивно понятной и общедоступной музыки. А
карельская "Ва-Та-Га" - это коллектив-сюрприз, едва ли не самый
яркая звезда импровизационной сцены России последних лет: в ее
музыке объединяется и свободная джазовая импровизация, и неожиданное
использование популярной среди молодежи клубной ритмики, и
самобытное прочтение национального фольклора.
22 октября
Программа "Новое дыхание традиций", чести принимать российскую
премьеру которой удостоился Нижний Новгород – один из проектов
Центра современной русской музыки "Этносфера". Это сообщество
объединяет в своем кругу выдающихся музыкантов - исполнителей,
композиторов, фольклористов, творчество которых связано с этнической
культурой народов России. В рамках движения проводится ежегодный
фестиваль "Этносфера. Русские сессии", целью которого является
привлечение внимания профессиональных музыкантов и творческой
молодежи к проблеме сохранения и развития русской традиции в новых
формах современной музыки. "Пробудить интерес к истокам русской
музыкальной культуры и вдохнуть национальный мелос, ритмику и
поэтику русского фольклора в музыку нашей современности" - такова
творческая миссия всех участников движения. В разработке программы
"Новое дыхание традиций" приняли участие несколько музыкантов
мирового уровня, чья известность выходит далеко за пределы
"традиционного" фольклорного поля: среди них, например, Сергей
Старостин, прекрасно известный нижегородцам по выступлениям в
новоджазовом Moscow Art Trio, и джазовый пианист Сергей Филатов.
Стилистически "Новое дыхание традиций" - это собранная в единое
целое концертная программа, в которой русский фольклор оказывается
базой для джазовой, а временами и свободной импровизации
исполнителей. Кроме того, проект "Этносферы" не состоит из
стандартного набора самостоятельных номеров: его режиссура и
аранжировка предполагают многократные пересечения музыкантов в
разноплановых составах, которые не существуют вне этой программы.
Участники фестиваля
Яна Тюлькова и её Jazz Vocal Studio (Нижний
Новгород)
Яна Тюлькова – известная джазовая вокалистка, выпускница
Нижегородской консерватории, среди фестивальных успехов которой
стоит особо выделить появления на международном вокальном джазовом
конкурсе в Литве (2002), "Kaunas Jazz" (2002), "Джазовых голосах"
(Москва, 2003), гран-при "Jazz Voices" (Литва, 2006), регулярное
участие в фестивале "Джаз – России".
В 2001 и 2002 годах Яна обучалась в школе музыки в Беркли (США), а в
2004-м - прошла стажировку в школе "Umbria Jazz Clinics" (Италия) и
выступила на заключительном концерте c Деннисом Монтгомери.
В 2002 Яной создана школа "Jazz Vocal Studio". Оригинальная методика
позволила ей быстро стать заметной на российской и международной
сцене. В 2005 студия вошла в Международную Ассоциацию Джазовых Школ,
а Яна вместе с ученицей Настей Быковой приняли участие в 15-м
ежегодном семинаре Ассоциации в Кракове (Польша). Диплом, полученный
за выступление на итоговом концерте, стал первым в серии громких
успехов на международных конкурсах. На V-м международном детском
вокальном конкурсе в Паневежисе (Литва) ученицы студии Саша
Белякова, Настя Найденова, Настя Быкова и Даша Захарова заняли три
первых места в разных номинациях (в том числе ансамблевой). В 2006-м
на II-м Международном конкурсе эстрадной песни "Opus" (Ллорет Де Мар,
Испания) гран-при, первое, третье и четвертое места разделила та же
делегация "Jazz Vocal Studio", усиленная Валерией Денисовой.
Яна активно выступает самостоятельно. Среди музыкантов, с которыми
она работала - Олег Киреев,
Лев Кушнир, Джей Ди Уолтер, Ральф
Шраббе, Питер Элдридж. Записано два диска: в 2002 вышел дебютный
альбом "Angel Eyes", записанный с группой Олега Киреева. Второй, "And
I Love Him", записан в 2005 с помощью группы Ральфа Шраббе
(Германия). Гран-При, полученный Яной на конкурсе "Jazz Voices 2006"
(Литва), позволил издать эту работу на литовском лейбле с
распространением по Балтии и Германии.
Квартет Александра Шишкина (Нижний Новгород)
Александр Шишкин (фортепиано)
Александр Кирдянов (бас-гитара)
Владимир Макаров (тенор-саксофон)
Леонид Бронштейн (ударные)
Александр Шишкин – один из сильнейшних представителей ранней эпохи
нижегородской (вернее, еще горьковской) джазовой школы.
Начав заниматься фортепиано в восьмилетнем возрасте, Шишкин
обратился к джазовой музыке под влиянием творчества Леонида Утесова
и Оскара Питерсона. После окончания начального музыкального
образования последовал переход на среднюю ступень (Горьковское
училище им. Балакирева) и затем – на высшую (Горьковская
консерватория).
Фестивальный дебют Шишкина как джазового исполнителя состоялся в
1967 году на Куйбышевском джазовом фестивале; наиболее удачными он
называет свои выступления в родном Горьком (1970), Риге (с
Сергеем Манукяном, 1981), Самаре
("Весна", 1983), Ярославле ("Джаз над Волгой", 1985), Москве
("Джазовые голоса", 1999, с французской вокальной группой "Рю-Бланш").
Шишкин работал в штате Горьковской филармонии (в том числе в период
с 1976 по 1986 принимал участие в ее гастрольных турах), выступал с
группами "Лабиринт" Сергея Манукяна
и "Эхо" Валерия Леонтьева, в 1985 аккомпанировал болгарской джазовой
певице Маргарите Григоровой. В активе музыканта – ряд лауреатских
фестивальных дипломов и нижегородская премия 1996 года.
В 2005 году музыкант выпустил компакт-диск, записанный с музыкантами
его квартета.
В настоящее время Шишкин работает Музыкальным руководителем
Нижегородского Академического театра кукол, занимается композицией,
в том числе и для театральных постановок. Среди его регулярных
партнеров – такие музыканты, как пианист
Григорий Файн (Самара), клавишник и вокалист
Сергей Манукян (Москва),
вокалистки Ольга Пирагс (Рига) и Яна Тюлькова (Нижний Новгород).
"Ва-Та-Га" (Петрозаводск)
Ольга Гайдамак (вокал)
Алексей Деревлёв (гитара)
Сергей Шеляпин (контрабас)
Аркадий Соколов (перкуссия)
Александр Леонов (вокал, струнные, духовые)
Один из наиболее самобытных и популярных проектов современной
этнический сцены России, коллектив был создан в 2000 году и
первоначально назывался "Reel": музыканты поначалу обращались больше
к кельтскому, чем к российскому фольклору. Сами музыканты называют
стиль группы "арт-фолком на основе северных народных песен";
журналисты определяли его как "фольклорный джаз" или даже "этно-амбиент".
Как и с любым оригинальным коллективом, определения часто
оказываются бессильны. Куда удачнее попытки прессы описать стиль
расширенно: "сочетание мягкой славянской распевности, неброской
красоты русского севера с жестким драйвом, настоящим шаманством,
прорывающимся из-под этой распевности, как клокочущая магма".
"Ва-Та-Га" использует акустические инструменты и современную
цифровую и аналоговую обработку звука. Кроме привычных гитары и
контрабаса, в арсенале ансамбля этнические духовые, струнные и
ударные: карельская скрипка йохикко, вологодский гудок, жалейки,
калюки, бубны (лидер группы Александр Леонов коллекционирует и
изготавливает этнические инструменты в течение многих лет).
"Ва-Та-Га" - из числа тех коллективов, которые не утруждают себя
работой на конкретную аудиторию. Найти группе хотя бы один аналог на
перенасыщенной этно-джазовой сцене России трудно, а то и невозможно:
ее музыка наверняка свернет с истинного джазового пути дюжину-другую
консерваторов и заставит задуматься о джазе сотню-другую
завсегдатаев танцпола.
"Ва-Та-Га" участвовала во многих джазовых и фолк-фестивалях в России
и за рубежом. Группа принимала участие в программах Франкфуртской
книжной ярмарки, Института Джаза Германии, Академии Сибелиуса в
Финляндии. Первый альбом группы, "Странные Люди", был записан в
2002. Второй, "Концерт", вышел в 2006. Кроме того, на счету
участников коллектива ряд записей "малым составом" (работа
"Леонов/Соколов/Деревлев") и в числе внешних проектов.
Алексей Архиповский (Москва)
Балалаечник Алексей Архиповский – один из тех немногих музыкантов,
которым удается сочетать работу в традиционном "народном" русле с
разработкой собственного пути, часто куда более яркого и
самобытного. Блестящие успехи именно вне традиционно-фольклорного
поля, однако, не становятся для музыканта причиной отказа от
традиции. Алексей, которого по праву можно назвать лучшим
балалаечником страны (если даже не планеты), уделяет одинаковое
внимание как работе в ведущих народных ансамблях России, так и
собственным проектам, в которых его незаслуженно непопулярный
инструмент раскрывается в полной мере и заставляет самую "неудобную"
аудиторию аплодировать.
Уроженец Краснодарского края, Архиповский к окончанию музыкальной
школы был обладателем ряда первых мест на краевых конкурсах.
Продолжив образование в Москве, молодой музыкант по окончании
училища им. Гнесиных поступил на работу в Смоленский русский
народный оркестр, с 1988 года начал появляться на Центральном
Телевидении, а в 1989 и 1992 записал с ним два первых альбома.
Аранжировки Алексея отличаются техникой и глубиной мысли: далекий от
общепринятого стандарта "народника", Архиповский резко выделялся
среди музыкантов-консерваторов. К середине 90-х он активно
концертировал по России, в 1996 начал работать с Людмилой Зыкиной и
Государственным Академическим русским народным ансамблем
"Россия",часто выезжал за рубеж, давал сольные концерты на таких
престижных культурных форумах, как "Expo-92" (Испания),
Франкфуртская книжная ярмарка (Германия, 2004), фестиваль "Русские
вечера" в Линкольн-Центре (США, 2004), выступал на голландском
телевидении.
Сочетание интереса к традиционной народной музыке, виртуозной
техники и современного мышления позволило Архиповскому стать одной
из центральных фигур движения "Этносфера". Он дважды принимал
участие в фестивалях "Этносфера. Русские сессии", разработал в
сотрудничестве с Сергеем Филатовым новую программы для малого
ансамбля и принял участие в ряде амбициозных проектов, среди которых
стоит выделить выступления на Саммите "большой восьмерки" в
Санкт-Петербурге и на саммите стран СНГ в Сочи в 2006.
Сергей Филатов (Москва)
Движение "Этносфера", объединяющее лучшие творческие силы страны и
призванное интегрировать в современную музыкальную культуру
национальный российский фольклор – детище пианиста Сергея Филатова.
Опытный профессиональный музыкант, композитор, аранжировщик,
владеющий всем техническим арсеналом современной звукозаписывающей
индустрии, вплоть до музыкального программирования, в 2003 году
Сергей стал инициатором проведения первого фестиваля "Этносфера.
Русские сессии", в рамках которого музыканты, стремящиеся работать с
национальным музыкальным наследием, впервые сошлись на одной сцене в
необычном формате "концерта для своих", обмениваясь опытом, проводя
своего рода мастер-классы для профессионалов собственного уровня.
Уже тогда было представлено несколько сольных проектов Сергея
Филатова, способного успешно и ярко работать в разных ансамблевых
форматах. Знаменитый Эдуард Артемьев, характеризуя его творчество,
отмечал "чрезвычайно убедительное сочетание современной роковой и
джазовой техники с ритмикой и энергетикой русского фольклора".
Филатов – сложившийся композитор с собственным оригинальным
почерком, для которого "национальная идея" в музыке - не
стилистическая адаптация народного творчества, а тонкое
проникновение и прочувствование изнутри духа и сущности нации. Это
убедительно доказывается его работой "Три ключа", выпущенной в 2000
году.
В настоящее время Сергей сотрудничает сразу с несколькими
коллективами, среди которых стоит выделить этно-фьюжн-проект "Груня"
(не так давно выступавший на Саммите стран "большой восьмерки" в
Петербурге) и проект с участием гитариста Виталия Кися, существующий
в двух вариантах – в качестве дуэта и квартета. Одна из этих
программ будет показана на фестивале в Нижнем Новгороде.
Организаторская деятельность Филатова неразрывно связана со
становлением и развитием "Этносферы": проведены второй и третий
фестивали (2004 и 2005), подготавливается масштабное издание
методических и концертных материалов, новые концертные проекты.
Виталий Кись (Москва)
Имя гитариста Виталия Кися знакомо меломанам по многим проектам. Он
работал в театре фольклорной музыки под управлением Владимира
Назарова, в джаз-ансамбле "Фонограф" Сергея Жилина, в концертных
коллективах звезд российской эстрады Натальи Ветлицкой, Александра
Малинина, Алсу. В качестве сессионного музыканта выступал и
записывался с артистами самых разных жанров и направлений - от
джазового квартета "Душа" и народного ансамбля "Бабье Лето" до
знаменитого греческого певца Демиса Руссоса во время его российского
тура 2005 года. Большой резонанс получила его совместная работа с
женой, певицей Еленой Кись, выступающей под творческим псевдонимом
"Груня". Альбом "Ягода" (2004), выполненный в жанре этно-фьюжн,
получил самые теплые отзывы слушателей и критиков, назвавших диск
"обреченным на успех".
Исполнительские возможности Кися позволяют знатокам сравнивать его с
легендарным американским гитаристом Джорджем Бенсоном.
Примечательно, что Виталий, привнося в свой стиль классическую
технику, играет пальцами, а не медиатором, что на современной
эстраде большая редкость; в прошлом гитарист пробовал перейти на
игру медиатором (многие технически сложные вещи им исполнять
существенно проще), но понял, что пальцевый способ - это его
собственный узнаваемый "фирменный стиль".
Первый альбом Виталия Кися, "Возвращение", вышел в 2000 году, и
сразу же после этого началась работа над вторым - "Chromatic Dreams",
увидевшим свет в 2005-м.
В настоящее время гитарист, помимо сольных концертных выступлений,
является активным участником музыкального проекта "Этносфера", в
котором сам определяет свой стиль как "русский этно-фьюжн". В
сотрудничестве с Сергеем Филатовым Кись работает над разнообразными
программами для дуэта и квартета, одна из которых и будет показана
на нижегородском фестивале.
Утонченный мелодизм, филигранная техника, выверенное звуковедение в
сочетании с личным обаянием – все это делает Виталия Кися
профессионалом своего дела.
Сергей Старостин (Москва)
Если бы существовала некая абстрактная "Нобелевская премия по
русскому фольклору", то ее первым лауреатом, без сомнений, должен бы
был стать Сергей Старостин. В творчестве этого известнейшего
фольклориста, вокалиста и исполнителя на многочисленных этнических
инструментах важны не только его безоговорочный авторитет в среде
критиков, слушателей и специалистов, не только его проверенное
масштабными зарубежными гастролями и специальными концертными
проектами исполнительское мастерство, но и его неизменная гибкость,
открытость внешним влияниям, постоянный поиск нового.
Старостин удивительным образом сочетает традиционный подход к
изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции,
собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и
естественное для человека желание быть современным. В его
собственных проектах аутентичный материал может соседствовать с
электрическим басом, почти роковыми ударными (таковы, например,
группа "Жили-были" или опыты сотрудничества с Инной Желанной); и
наоборот, в куда более авангардных составах, подобных знаменитому "Moscow
Art Trio" с участием Аркадия
Шилклопера и Михаила Альперина, традиционный материал в
исполнении Старостина вопреки всем канонам выглядит частью
современной авангардной канвы.
Появление Сергея Старостина в движении "Этносфера" - шаг глубоко
естественный. Его подход к российскому фолькору идеально
соответствует идеологии движения, а его творческий путь служит
лучшим доказательством того, что эта идеология не только верна, но и
востребована: Старостин с неизменным успехом сотрудничал с абсолютно
полярными стилистически проектами, среди которых арт-джазовое "ВолковТрио",
традиционные русские хоры, многочисленные представители фолк-рока,
этнические музыканты Азии, Европы, других континентов.
На фестивале в Нижнем Новгороде Старостин покажет как композиции,
подготовленные специально для фестиваля в рамках премьерной
программы "Новое дыхание традиций", так и часть его дуэтного проекта
с великолепным исполнителем на духовых Сергеем Клевенским.
Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" под управлением
Андрея Котова (Москва)
Коллектив создан в октябре 1989 года певцом, хормейстером и
фольклористом Андреем Котовым, долгие годы изучавшим аутентичное
народное пение. Название ансамбля – имя райской певчей птицы, что
поет "неизреченные песни о спасшихся душах". В манере исполнения
сочетаются приемы мастеров старой школы, яркий, насыщенный
обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика.
"Сирин" исполняет древние богослужебные песнопения XV-XVIII веков.
Особое место в репертуаре занимают духовные стихи - некогда очень
распространенный жанр, разнообразный по форме, в котором смешиваются
традиции разных времен и народов. Программы ансамбля всегда имеют
драматургическую основу, наполнены действием и движением; это больше
чем знакомство с сокровищами древнерусского певческого искусства.
Ансамблем созданы программы, основанные на богослужебных песнопениях
Рождественской службы XVI-XVII веков, духовных песнях бродячих
лирников, народных распевах духовных стихов, песнопениях Великого
Поста, Богородичных народных духовных стихах. В 2000 году было также
реконструировано "Печное действо" - древний богослужебный чин. У
ансамбля есть камерные программы с участием отдельно мужской и
женской групп, трио, квартета, сольные программы. "Сирин" активно
сотрудничает с композиторами и режиссерами, творчество которых
близко теме ансамбля. Специально для него написаны "Плач Иеремии" и
"Заповеди Блаженств" Владимира Мартынова, "Музыка для Рождества" и
"Слово" Павла Карманова, музыка к спектаклю "Шинель" Александра
Бакши. Театральные работы "Сирина" - "Плач Иеремии", "Моцарт и
Сальери" (режиссер Анатолий Васильев), "Шинель" (режиссер Валерий
Фокин), "Нелепая поэмка" (режиссер Кама Гинкас).
Активное участие Андрея Котова в работе и разработке новых программ
движения "Этносфера" обусловлено его глубоким убеждением в том, что
традиционная хоровая группа может не только выгодно оттенить более
современные составы, но и стать полноценным связующим звеном между
другими составами, возвращая слушателя от поиска и экспериментов к
вечному.
Сергей Клевенский (Москва)
Сергей Клевенский – один из наиболее известных российских
специалистов по этническим духовым инструментам. Его виртуозное
владение кларнетом (по классу которого Сергей закончил Московскую
государственную консерваторию) и частые обращения к вокалу порой
недооцениваются публикой на фоне обширнейшего этнического
инструментального арсенала и, что куда важнее, уместности и
грамотности его применения. Клевенский часто использует в одной
композиции кельтские, славянские, скандинавские, балканские,
азиатские духовые, порой обращаясь к конкретному инструменту ради
единственной фразы. "Я не демонстрирую мастерство,- говорит
музыкант,- тот или иной инструмент нужен, чтобы выразить какую-то
идею, конкретную мысль".
Начав с изучения флейты в музыкальной школе, к подростковому
возрасту Клевенский перешел на кларнет и выезжал в зарубежные
гастроли со знаменитым московским ансамблем имени Владимира Локтева.
Окончив консерваторию, отказался от карьеры симфонического музыканта
и быстро добился успеха на отечественной этнической сцене. Крайне
востребованный корифеями фольклорного шоу-бизнеса (среди которых,
например, Надежда Бабкина), Сергей Клевенский предпочитал уделять
больше времени работе с менее финансово выгодными, но куда более
прогрессивными составами. Он сотрудничал с Инной Желанной, Зулей
Камаловой, Аркадием Шилклопером,
группами "Малер и Я", "Альянс", "Мьюллярит". Сергей прекрасно
известен публике и по группе великолепного гитариста Ивана Смирнова,
которую невозможно представить без звучания его инструментов.
Главные проекты, в которых Клевенский выступает как один из лидеров
– группа "Арт Кейли", специализирующаяся на кельтской тематике, и
разноплановые составы с Сергеем Старостиным. Многие из названных
составов больше гастролируют по Европе, чем у себя на родине. В
одной из таких поездок Клевенский получил предложение о совместной
записи от Брайана Мэя, гитариста группы Queen.
В 2006 году вышел долгожданный первый сольный диск Клевенского
"Кровь с молоком", на котором ему аккомпанирует бывший участник
легендарной группы "King Crimson" Трэй Ганн.
Организационный комитет и техническая группа фестиваля
Генеральный продюсер в Нижнем Новгороде: Вячеслав Уланов
Генеральный продюсер в Москве: Алексей Питьков
Художественный руководитель "Этносферы": Сергей Филатов
Исполнительный продюсер: Юрий Льноградский
Звукорежиссеры: Алексей Сахаров, Григорий Архипов
Промо-пакет (фото, тексты, редактура, аудио- и видеоролики)
Юрий Льноградский, Вячеслав Уланов, Андрей Дзех, Татьяна Зыкова,
Сергей Шкодин, Игорь Вишняков, Татьяна Балакирская, Алексей Сахаров,
материалы "Русских сессий", официальные сайты исполнителей
|