Мелодия, 2005
купить в интернет-магазине Ozon
Первая
студийная работа трио Сергея Жилина, в которую вошло семь пьес из
одноименного цикла П.И. Чайковского в авторской обработке Юрия Маркина и
аранжировке для трио
Сергея Жилина
(Сергей Жилин - рояль, Дмитрий Косинский - бас, Бодек Янке - ударные).
Программа "Чайковский In Jazz. Времена года" показала, что идея
оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой
удивительные результаты. Джазовый мэйнстрим в своем фортепианном
варианте, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века,
получает такой творческий импульс, что по-новому начинают работать его,
на первый взгляд, стандартные фактурные и гармонические приемы. Наконец,
преобразуется сам пианизм. Вместо характерных для исполнительского стиля
Сергея Жилина звуковой "ударности", фактурной размашистости (иногда в
ущерб важным музыкальным деталям) - возникает интерес к фразировке,
тембру, к стилевым особенностям исполняемой музыки. Причем музыки
разной! Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из
"Времен года", написанные в последней трети 19 века, принимают в себя
стили последующих эпох - джазовые и не джазовые - вплоть до современной
поп- и рок-музыки.
"Расскажи Чайковскому новости"
Джазовые
обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. В анналы
джаза вошла пьеса, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек
Темплтон), - "Bach Goes To Town" - одна из первых попыток взаимодействия
джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида
Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова.
Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда
использовали темы из классических произведений. В 50-60-х годах эти
тенденции получили развитие в так называемом "барокко-джазе" (пианисты
Жак Лусье, Фридрих Гульда), синтезировавшему принципы джазового
музицирования с фактурной, ритмической и контрапунктической техникой
эпохи барокко. Огромную роль в продвижении этого стиля сыграл
французский ансамбль "Свингл Сингерз", осуществивший аранжировку многих
баховских произведений в манере "инструментального пения".
К концу 20-го века взаимодействие джазовых идиом и языка академической
музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приемом и
практически лишилось привкуса новизны.
Однако программа трио Сергея Жилина "Чайковский In Jazz. Времена года
2005" (авторская обработка Юрия Маркина), показала, что идея
оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой
удивительные результаты.
Во-первых, поразительно точным оказался выбор пьес. "Времена года"
Чайковского - это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов
училища. Вещи "заигранные", привычные и даже несколько простоватые для
"продвинутых" музыкантов. И вот - эти пьесы внезапно обнаруживают такую
музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о
которых трудно было даже подозревать.
Во-вторых, джазовый мэйнстрим в своем фортепианном варианте обращаясь к
камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает такой творческий
импульс, что по-новому начинают работать его на первый взгляд
стандартные фактурные и гармонические приемы.
Наконец, преобразуется сам пианизм. Вместо характерных для
исполнительского стиля Сергея Жилина звуковой "ударности", фактурной
размашистости (иногда в ущерб важным музыкальным деталям) - возникает
интерес к фразировке, тембру, к стилевым особенностям исполняемой
музыки. Причем музыки разной!
В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри
исполняемых произведений.
Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая
гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью
гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащенных
джазовыми звучаниями.
Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из "Времен
года", написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили
последующих эпох - джазовые и не джазовые - вплоть до современной поп- и
рок-музыки ("На тройке").
Очень интересно и то, как эти темы получают свое музыкальное развитие:
иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в "Баркароле").
Случаются и тембровые сюрпризы - мелодия "Баркаролы" у бас-гитары.
Самым удивительным оказался "Вальс цветов" - единственная пьеса не из
"Времен года". Здесь соединение разных фортепианных стилей - вплоть до "страйда"
- дало эффект чуть иронический. Так, наверное, получилось, если бы
Чайковский вдруг решил поиграть на фортепиано вместе со Скоттом
Джоплином в салуне где-нибудь в Сент-Луисе или Чикаго. Но в 2005 году!
купить в интернет-магазине Ozon
|