Пианист Вагиф Мустафазаде (1940–1979) — один из самых ярких советских джазовых композиторов и исполнителей. 16 марта ему исполнилось бы 85 лет. Вагифа можно назвать пионером этно-джаза в Советском Союзе, да и в мировом масштабе: в конце 1960-х его творческий поиск, соединявший древние восточные музыкальные традиции и джазовый язык, был на переднем крае всемирного развития джазового искусства. Его называли уникальным и виртуозным джазовым исполнителем и композитором.
Первые шаги в музыке
Вагиф Мустафазаде родился 16 марта 1940 года в Баку, столице Советского Азербайджана. Его отец, военный врач, был родом из древнего азербайджанского города Шеки, увлекался музыкой и играл на традиционном ближневосточном и центральноазиатском струнном инструменте тар. Вагиф унаследовал от отца творческую интуицию, увлеченность и трудолюбие. А своим музыкальным образованием он обязан матери, Зивяр-ханум — одной из первых азербайджанских пианисток, ученице основоположника азербайджанкой классической музыки Узеира Гаджибекова, которая была прекрасным знатоком азербайджанского музыкально-поэтического искусства — мугама. Уже в возрасте девяти лет мальчик на свой лад импровизировал на фортепиано музыку в национальной традиции.
В музыкальной школе Вагиф приобщился к западной классической музыке и исполнял произведения композиторов-классиков: в его школьном репертуаре был Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Мендельсон, Рахманинов и др. Учителем Вагифа был музыкант, воспитанный в лучших традициях русского пианизма — Георгий Георгиевич Шароев. Со временем игра на фортепиано стало смыслом жизни Вагифа. Первое выступление на большой сцене Бакинской филармонии 30 мая 1956 года стало для него одним из ярких воспоминаний юности. Шестнадцатилетний Вагиф Мустафазаде блестяще сыграл первую часть фортепианного концерта Мендельсона. Пораженный исполнением юного дарования, азербайджанский дирижёр и композитор Ниязи увидел в нем большого музыканта и предрекал большой успех.
Вагиф постоянно слушал записи зарубежных джазовых музыкантов: его героями стали Джон Колтрейн, Оскар Питерсон, Телониус Монк и Билл Эванс.
Молодой солист радиокомитета Азербайджана и переезд в Тбилиси
В 18 лет, будучи студентом музыкального училища им. Зейналлы, Вагиф приступил к работе в Радиокомитете Азербайджанской ССР в должности музыканта-солиста, а в 1964 г. продолжил учёбу в Азербайджанской государственной консерватории им. Узеира Гаджибекова. Однако спустя год он переехал в Тбилиси и стал музыкальным руководителем в ансамбле «Орэро», сотрудничал с талантливым контрабасистом Тамазом Курашвили (1947–2023). В результате этого творческого союза рождались новые музыкальные проекты, они стали выступать на различных фестивалях и джазовых концертах. В Тбилиси Мустафазаде создал при Государственной филармонии Грузии свой первый ансамбль — джаз-трио «Кавказ», в котором с Вагифом играли контрабасист Гено Надирашвили и барабанщик Феликс Шабсис.
Звёздным часом для пианиста стало выступление на XIII джазовом фестивале в Таллинне в 1966 году, где Вагиф Мустафазаде исполнил несколько авторских композиций и, покорив зрителей неординарной игрой, стал лауреатом фестиваля. На следующий год на легендарном фестивале «Таллин-67», который стал первым настоящим международным джазовым фестивалем в СССР, Вагиф играл в том числе пьесу Джорджа Гершвина «The Man I Love», и его виртуозное исполнение присутствовавший на фестивале знаменитый американский джазовый критик и радиоведущий Уиллис Коновер лаконично комментировал так: «Он самый лиричный пианист, которого я слышал».

Создание вокальной группы «Севиль» и рождение джаз-мугама
В 1968 году состоялись первые гастроли Вагифа по городам СССР. Завоевав серьёзный успех на всесоюзном уровне, Вагиф Мустафазаде в том же году по настоянию министра культуры Азербайджана и композитора Рауфа Гаджиева возвращается в свой любимый город Баку. Вдохновлённый возвращением в родной город молодой музыкант с новой силой продолжает творческую деятельность. В 1970 г. он создает первую в Азербайджане женскую вокальную группу «Лейли». За короткое время коллектив стал популярным среди горожан. Спустя год меняется состав и название группы: теперь это «Севиль». В репертуаре преобладали песни и мелодии в джазовой обработке. Одной из четырех солисток группы была супруга Вагифа — Эльза Мустафазаде (Бандзеладзе), с которой он познакомился в Тбилиси.

Кроме сочинения своих произведений, Мустафазаде представлял в джазовой обработке произведения классической музыки Кара Караева, авторской музыки Тофика Бакиханова и народной музыки. Глубокие знания азербайджанского мугама и его синтез с классической джазовой музыкой позволил ему создать новое направление в этно-джазе — азербайджанский джаз-мугам. Впервые азербайджанская музыка приобрела новый облик в джазовом стиле. Правда, не всё было так гладко в восприятии нового стиля в родном Баку. Известный композитор Тофик Кулиев во многом помогал и поддерживал Вагифа. Увлечение джазом объединяло Вагифа с композитором и исполнителем Рафиком Бабаевым.
В 1977 году Вагиф Мустафазаде создаёт джазовую группу «Мугам». В этом же году он принял участие во Всесоюзном джазовом фестивале в Донецке.

Последние годы жизни были весьма плодотворными. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила его двойной альбом «Джазовые композиции» (C 60-12277-80) и приняла к выпуску пластинку с обработками произведений композитора Тофика Кулиева (она выйдет в 1980 г.) Вагиф блистательно выступил на джазовом фестивале «Тбилиси-78», существует телевизионная съёмка его выступления (Тамаз Курашвили — контрабас, Давид Джапаридзе — перкуссия, Владимир Болдырев — ударные).
Феноменальная память Вагифа, яркая манера исполнения и бисерная техника отличали его игру от других музыкантов. По мнению коллег, он отдавался работе со всей душой, не жалея времени и сил.
Мировое признание
По объективным причинам Вагиф Мустафазаде долго не мог дебютировать на мировой джазовой сцене. Только в 1979 году, по многочисленным рекомендациям, он послал на Всемирный конкурс джазовой музыки в Монако свою композицию «В ожидании Азизы». В этом конкурсе он состязался с джазовыми музыкантами всего мира. Его волнение и старание дали результат: композиция советского азербайджанского композитора и исполнителя получила Гран-при. Он, Вагиф, стал лучшим исполнителем среди участников конкурса. Победителю положен был не только приз, но и подарок — белый рояль, как символ чистой музыки, несущей в себе мир и любовь к жизни. Но музыкант этого не узнает.
Не только джаз
Конечно, джаз занимал основное место в творчестве гениального музыканта. Его джазовая коллекция состояла не только из колоритных национальных композиций. Десятки произведений музыканта — «Blue Daniel», «Ритм», «Сила воли» и др. — написаны в русле классических джазовых традиций. Надо отметить, что Вагиф Мустафазаде писал также симфоническую и камерную музыку. Он является автором многочисленных камерных фортепианных пьес. Всего за свою короткую жизнь он сочинил более 1200 музыкальных произведений.

Внезапная смерть на сцене
15 декабря 1979 года Вагиф вместе с группой «Мугам» был на гастролях в Ташкенте. Во время первого отделения концерта он почувствовал, что пальцы перестают его слушаться, перехватило дыхание. Вопреки советам врачей, музыкант продолжил игру и отыграл второе отделение. Это был последний концерт Вагифа Мустафазаде. Он скончался от инфаркта миокарда в возрасте 39 лет. Его смерть застала врасплох всех близких и любителей его музыки, ведь ещё молодого Вагифа должны были ожидать целая жизнь и множество творений.
В 1980 году, после его смерти, ведущий англоязычной программы «Time for Jazz» («Время джаза») на радио «Голос Америки» Уиллис Коновер полностью посвятил часовую передачу Вагифу Мустафазаде несмотря на то, что между США и СССР были напряженные отношения. Это было высшее признание таланта советского джазового музыканта.

Позже сценарист и режиссер Рустам Ибрагимбеков писал: «Почему он так рано ушёл? Истинно талантливый человек является проводником божественных сил. Чем мощнее эта сила у одарённого человека, тем быстрее физические силы исчерпаются. Трудно держать божественную силу в теле. Вагиф — часть нашего национального самосознания и бытия. Со своими взлетами и падениями он кусочек, точно выражающий сущность нашего народа».
Мировые звезды джаза и музыкальные критики о творчестве Вагифа Мустафазаде
Блюзовый гитарист Би Би Кинг, будучи в гастролях в СССР в 1979 г., сыграл с ним на джеме и позже признавал, что хотел бы играть блюз так, как играет Мустафазаде.
По мнению шведского пианиста Яна Юханссона музыка Вагифа Мустафазаде удивительно современна, и в то же время от неё веет таинствами древних кавказских мелодий, воспетых поэтами не одного поколения.
Один из отцов-основателей современного джазового образования в США, президент Международной ассоциации джазового образования Дэвид Бейкер признавал, что Вагиф Мустафазаде является одним из лучших пианистов мира.
Павел Бродовский, многолетний главный редактор европейского журнала «Джаз Форум», говорил: «Мустафазаде — пианист, который имеет свой, ярко выраженный почерк. Он великолепно играет свой собственный джаз, умело использует азербайджанский колорит. Он смело может быть примером для многих джазменов».
Спустя годы
Семейные музыкальные традиции успешно продолжаются. Дочь Вагифа, Азиза Мустафа-Заде, пошла по стопам отца. В восьмилетнем возрасте она, выступая с отцом в Тбилиси, получила специальный приз фестиваля «Тбилиси-78». Азиза с начала 1990-х гг. живёт в Германии, но в 2000-е восстановила связь с азербайджанской джазовой сценой, регулярно выступала в Баку и в 2018 г. была удостоена почётного звания Народной артистки Азербайджанской Республики.

В 1995 году гитарист Эл Ди Меола, басист Стэнли Кларк, барабанщик Омар Хаким и саксофонист Билл Эванс присоединились к Азизе для записи студийного альбома «Dance Of Fire», который разошёлся по всему миру тиражом в 2 000 000 копий. В 2024 г. Азиза была среди хэдлайнеров XXIV фестиваля «Триумф джаза» в Москве.
Вокруг личности Вагифа всегда было много споров и полемик, как при жизни, так и после его смерти. Талантливый музыкант не подчинялся стереотипам, созданным обществом, создавал свои правила в музыке. Его импровизации и сейчас анализируются профессиональными джазовыми музыкантами. Сегодня в Азербайджане созданная Вагифом школа этно-джаза развивается, несколько поколений талантливых музыкантов, вдохновленных его музыкальным наследием, открывают новые страницы и покоряют Олимп джазовой музыки.

Благодаря открытиям Вагифа у молодого поколения создалось такое ощущение, что азербайджанский джаз имеет такую же древнюю историю, как и другие национальные музыкальные жанры — это не заимствованная стилистика, а родной и близкий к душе азербайджанский джаз. P.S. Если когда-нибудь будете в Баку, рекомендую посетить в старом городе «Ичери-шехер» дом-музей Вагифа Мустафазаде. Здесь вы окунётесь в атмосферу джазовой музыки 70-х годов прошлого столетия и почувствуете ауру волшебного азербайджанского джаза, созданного его гением.
