Официально:
Резицкий [альбом : 12+] / авт.-сост. Елена Сергиевская ; художник : Алексей Григорьев. — Архангельск: [б. и.], 2024. — 320 с.; ил.
ISBN 978-5-91378-255-7
Книга издана при поддержке компании «Энергосервис»
Издательская аннотация:
Издание посвящено жизни и творчеству выдающегося джазового музыканта Владимира Петровича Резицкого. Яркий представитель авангарда, он был одним из тех, кто определял вектор движения современного искусства в России. Мировая известность Резицкого была связана с его детищем, джаз-группой «Архангельск», и организованным по инициативе музыканта фестивалем «Дни джаза». В книгу вошли воспоминания современников, архивные документы и фотографии, которые складываются в портрет его личности. Издание предназначено любителям музыки.
Над изданием работали:
Автор идеи, продюсер, руководитель проекта Игорь Флейшман
Автор-составитель Елена Сергиевская
Редактор Елена Борисова
Научный редактор Кирилл Мошков
Корректор Надежда Болотина
Художник Алексей Григорьев
Консультанты Спартак Резицкий, Андрей Турусинов
ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ: кликните на первое из 14 фото для просмотра в режиме фотогалереи
От научного редактора:
Мы рассказываем о книге именно сегодня, 25 декабря 2024 г., потому что именно сегодня исполнилось восемьдесят лет со дня рождения Владимира Петровича Резицкого (1944–2001), первопроходца северной, поморской ветви российского джаза, создателя легендарной джаз-группы «Архангельск» и героя этого исполинского тома — тома, который я не задумываясь могу назвать одним из самых добросовестных, обширных и цельных источников по истории российского джаза в части биографий музыкантов, которые его создавали. Я утверждаю это, конечно же, не только потому, что сам участвовал в работе над книгой-альбомом «Резицкий» в качестве научного редактора. Но и поэтому тоже: я в целом доволен тем, как выполнил свою часть работы.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённым Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37 (в редакции от 27.03.2018), научный редактор «осуществляет научное редактирование наиболее сложных работ определенного тематического направления с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий».
Полагаю, именно для этого создатели книги меня и пригласили. Предложение поступило от Елены Сергиевской, автора-составителя огромного тома (твёрдый переплёт в футляре, необычный большой формат 60х100/8, то есть 25х29,5 см. по переплёту). Я принял предложение с гордостью, но и с некоторым трепетом. Важно было прежде всего обеспечить достаточную точность обильного справочного аппарата, который включает:
- биографии авторов, то есть тех, чьи воспоминания о Резицком включены в книгу: их не один десяток!
- библиографию,
- дискографию,
- видеографию,
- список концертов и фестивалей в СССР и России, в которых участвовал герой книги,
- и, наконец, список участников Международных дней джаза в Архангельске.
Но это была только малая часть работы. Нужно было потрудиться над проверкой фактологии во включённых в книгу десятках интервью людей, знавших Резицкого: именно эти интервью составляют основной объём текста книги. Но при этом важно было волевым решением (честь и хвала автору-составителю, что она приняла его изначально!) отказаться от того, чтобы все факты, упомянутые во всех интервью, пытаться как-то стыковать друг с другом. Люди-то все разные. Они не только по-разному воспринимают события, в том числе (и прежде всего!) те, в которых участвуют сами. Они их по-разному запоминают, и многие всю жизнь неколебимо стоят на том, что уж они-то запомнили всё именно так, как было! Только один пример: тубист «Три О» Аркадий Кириченко вспоминает, что после погружения в ледяную прорубь во время принятого от Владимира Резицкого в 1980-е гг. «посвящения в поморы» у него «даже насморка не появилось, не то чтобы воспаления легких или каких-то серьезных простуд». А чуть выше по тексту тогдашний валторнист «Три О» Аркадий Шилклопер с такой же искренностью рассказывает о тех же самых событиях: «Результат был плачевный… По возвращении в Москву у меня была температура под 40, а у Аркаши Кириченко за 40…»
И это нормально. Не существует истории как объективной данности, которую можно установить с абсолютной научной точностью: до сантиметра, до минуты. История состоит из миллионов субъективных впечатлений отдельных людей, и эти впечатления переплетаются с данными множества документов. Но ведь документы — и те регулярно противоречат друг другу. Что уж говорить о воспоминаниях участников! Чем дальше я занимаюсь изучением истории джаза, тем острее понимаю, что именно в джазе «фактор относительности истории» работает как мало где ещё: ведь джаз — прежде всего музыка личностей, и всё, из чего состоит история этого вида музыкального искусства, прежде всего проходит через призму личностного, пристрастного, глубоко субъективного восприятия. А ведь некоторые люди ещё и не всё запоминают. Кое-кто из поделившихся в книге своими воспоминаниями о Резицком со всей честностью об этом так и говорит, честь им и хвала. Другие рассказывают свои истории с искренним убеждением, что всё было именно так, как они вспоминают. И они тоже молодцы!
Но зато уж что научный редактор мог и должен был сделать, так это обеспечить приведение всех написаний, транскрипций, дат, географических названий, имён собственных, фирменных наименований, названий произведений и изданий к единому стандарту. Думаю, это удалось. Так что с чистым сердцем искренне рекомендую книгу «Резицкий» всем, кто изучает историю джаза в России — не только как великолепную подборку воспоминаний об одной из самых своеобразных фигур в отечественной джазовой истории, но и как достаточно выверенный и точный в деталях исторический источник.
Благодарю всех трёх создателей книги: автора идеи, мецената Игоря Флейшмана, автора-составителя Елену Сергиевскую — и художника Алексея Григорьева, чью работу я смог увидеть и в полной мере оценить уже только после выхода «Резицкого». Книга великолепно свёрстана, и дизайн этого издания я искренне могу отнести к числу лучших образцов подобного рода в России.
Вместе со всем джазовым сообществом с нетерпением жду поступления книги в широкую продажу. Тираж, как водится, невелик: всего 1000 экземпляров. Важно не пропустить возможность увидеть это чудесное издание — и, конечно, стать его счастливым обладателем.
А за подробностями о том, что (и как) вошло в книгу, отсылаю наших читателей к замечательной рецензии Алексея Певчева в журнале «Музыкальная жизнь».