ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс

Пожалуй, я не знаю более узнаваемых и запоминающихся обложек джазовых альбомов, чем те, что делал Джим Флора (Jim Flora). Как только не называют его стиль: озорной и дьявольский, курьёзный и зловещий — но, конечно, прежде всего это очень добрые и яркие работы. И если у фигуры на обложке работы Джима Флоры три ноги или пять рук, то это совсем не монстр или уродец, а просто немного комичный, но очень выразительный образ.

Джеймс Флора родился в 1914 году в городе Беллфонтейн, штат Огайо. В 1935-39 годах он учился в Художественной академии Цинциннати, с 1938 по 1942 гг. работал оформителем и дизайнером в издательстве Little Man Press. Флора вспоминал, что, будучи любителем джаза, он нарисовал несколько обложек и идей для маркетинга и отправил их на фирму Columbia.
Здесь мы подходим к тому эпизоду, которым завершили предыдущий эпизод нашей истории. В 1942 году пионер джазовой обложки Алекс Стайнвайсс, работавший на «Коламбии», провёл собеседование с Джимом Флорой и принял на работу, дав ему настоящий карт-бланш на художественные решения. Год спустя Флора занял пост «художественного директора» компании Columbia, сменив в этой должности Роберта М. Джонса (Robert. M. Jones), который позднее занял такую же должность в руководстве фирмы RCA Victor. При этом в дальнейшем их связывала долгая дружба. Первые работы обложек авторства Флоры для Columbia вышли в 1947 году. Тогда ещё не было винила, и десятидюймовые пластинки на 78-й скорости вмещали лишь одну композицию на сторону, именно поэтому их часто выпускали в виде собрания из 3–4 пластинок. Основой материала для пластинок служил природный шеллак, который производят тропические насекомые, червецы.

Обратите внимание, какая экспрессия и напор идут от обложки пластинки джазового барабанщика и руководителя оркестра Джина Крупы «Gene Krupa and His Orchestra» и как необычно смотрится летящий Луи Армстронг на обложке «Louis Armstrong’s Hot 5», мы так будто слышим его хрипловатый голос и характерную манеру игры на трубе.

Прошло уже почти 80 лет, но эта музыка жива, и так же, как тогда, оживают немного мультяшные, но такие экспрессивные образы, созданные этим талантливым художником и дизайнером.

В середине 1948 года произошло эпохальное событие: компания Columbia представила новый формат коммерческой звукозаписи — долгоиграющие пластинки, которые воспроизводились со скоростью 33 оборота в минуту. Их делали не из дорогого и хрупкого природного шеллака, а из более пластичного поливинилхлорида (искусственной пластмассы), сначала только диаметром 10 дюймов, как и старые пластинки на 78 оборотов.

Чуть позже, в 1952 г., конкурирующая компания RCA Victor выпустила первую «сорокапятку» — виниловую пластинку диаметром семь дюймов, которая воспроизводилась на скорости 45 об/мин и реже на 33 скорости. Выделяют два типа: EP и SP. EP – это extended play, дословно «расширенное воспроизведение» — музыкальная запись, которая содержит больше треков, чем сингл, но меньше, чем альбом (который получил обозначение LP — long play). Обычно EP (ипишки), как и синглы, были размером в 7 дюймов. У них бывали как широкие отверстия для музыкальных автоматов (джукбоксов), так и стандартные узкие, как на LP.
У них более узкие канавки, достигнутые за счет снижения уровня резки и дополнительного сжатия звука, что позволяло получить длительность стороны чуть более семи минут.
В 50-х компании часто выпускали содержание 10-дюймовых пластинок на двух или трёх EP, иногда в виде бокса (позже музыка с 12-дюймовых лонгплеев выпускались на 3–4 семидюймовых EP).
Надо сказать, что формат был крайне популярен в 50-е и начало 60-х. Так, в Швеции EP долгое время был самым популярным форматом записи, доля достигала 85% рынка в конце 1950-х. А в США в октябре 1957 года профессиональное издание индустрии звукозаписи Billboard представило еженедельный чарт EP.

Второй тип — SP, от «single play» (или просто сингл), «одиночное воспроизведение»: на одну сторону сорокапятки, как раньше на одну сторону шеллачного диска на 78 об/мин, помещалась всего одна песня средней продолжительности.
В дальнейшем общепринятым стандартом долгоиграющих пластинок стали 12-дюймовые диски — формат, получивший обозначение LP (от «long play», долгоиграющие). Но формат на 7 дюймов сохранился. Эти два формата, семидюймовые сорокапятки («синглы» и «ипишки») и долгоиграющие 12-дюймовые «лонгплеи» (в СССР этот формат назывался «гиганты»), выпускаются и до наших дней, и даже формат 10-дюймового LP (в СССР — «гранд») ещё иногда применяется. А вот шеллак умер: есть редкие примеры современных аудиофильных записей на 78 скорости, но только они печатаются не на шеллаке, а на виниле (весь шеллак ушёл на производство искусственных ногтей, хе-хе. — Ред.)

В 1950 г. Флора понял, что он утомлён бюрократией, характерной для большой компании — множеством совещаний и административной работой, при которой у него оставалось слишком мало времени на творчество. Он покинул лейбл и больше года отдыхал в Мексике, где много рисовал.
В 1950–60-х годах он работал для самых известных американских журналов: Fortune, Life, Newsweek, The New York Times Magazine, Research and Engineering, Computer Design, Sports Illustrated и других. Особо выделю работы в Computer Design: парадоксально, но они оказались очень органичными.

В начале 1953 года Флора становится «художественным директором» (главным художником) второго крупнейшего мэйджор-лейбла, RCA Victor, где продолжает активно заниматься оформлением пластинок — теперь и винила на 10, 12 и на семь дюймов. Так, в 1955 году выходят несколько «сорокопяток» трио Пита Джолли (Pete Jolly) в оформлении Джима Флоры, глядя на которые, попадаешь в сказочный мир — добрый, светлый и очень позитивный, передающий при этом пульс и нерв джаза. Мне кажется, это очень джазовые по духу, радостные и запоминающиеся работы. Можно много рассуждать о художественных особенностях обложек Джима Флоры, но очень важно не рассматривать их в отрыве от музыкальной составляющей, ведь они делались специально под конкретные музыкальные записи.

Для статистики — в конце 1940-х Флора оформил 17 пластинок для лейбла Columbia, а в 50-х — тридцать девять обложек дисков для компании RCA Victor. Он оформлял не только джазовые альбомы, не менее интересны его работы для обложек пластинок с классической музыкой.

Флора прожил долгую и плодотворную жизнь. Он умер 84-летним 9 июля 1998 года. Ещё при жизни его стиль и работы стали культовыми. Сейчас выходит множество книг о нём и альбомов с его работами, продаются постеры, обои и разные элементы дизайна. Это тот случай, когда такую коммерциализацию искусства можно только приветствовать.

Литература и ссылки:
- The High Fidelity Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2013) ISBN: 1-60699-655-X
- The Sweetly Diabolic Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2009) ISBN: 1-60699-159-0
- The Curiously Sinister Art of Jim Flora Authors: Irwin Chusid and Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2007) ISBN: 1-56097-805-3
- The Mischievous Art of Jim Flora Author: Irwin Chusid; Image Restorations by Barbara Economon (Fantagraphics Books, 2004; улучшенное переиздание 2007) ISBN: 1-56097-600-4
- Работы Флоры на маркетплейсе Discogs
- Сайт о работах Джима Флоры

Большое спасибо. Интересно.