15 ноября в Государственном большом концертном зале им. Салиха Сайдашева в Казани состоится концерт-презентация нового сольного альбома «Монады», который выпустил казанский джазовый пианист Андрей Руденко. В презентации участвует известная казанская вокалистка, продюсер джазовых фестивалей Ольга Скепнер.
Рассказывает Андрей Руденко:
— Монада (по-гречески μονάδα, от древнегреческого μονάς, μονάδος — единица, простая сущность, от μόνος — один) — согласно пифагорейцам, «божество», или «первое существо», «единица» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике. У Джордано Бруно «монада» — основная единица бытия, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Простые субстанции создаются Богом одномоментно, и каждая из них может быть уничтожена только вся сразу, за один момент, то есть простые субстанции могут получить начало только путём творения и погибнуть только через уничтожение, в то время как то, что сложно, начинается или кончается по частям. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога.
Авторский альбом состоит из семи произведений, первое из которых так и называется «Монады». Автор открыт разным стилям, а материал достаточно «демократичен» (в лучшем смысле этого слова), хотя изначально задуман и исполнен как некое глубинное философское решение в деле осознания собственного бытия («аз есмь») и окружающего мира вообще. Музыка говорит за себя: каждый ценитель сможет найти себя в звучании этих треков. Альбом на легендарной тон-студии концерна «Мосфильм» в 2023 году записал выдающийся звукорежиссёр Андрей Левин, он же и сводил записанные треки. На концерте материал альбома будет сыгран вживую — после вступительного слова от Ольги Скепнер.
Альбом станет доступен онлайн в день презентации: первыми его смогут скачать посетители концерта по QR-коду, который будет размещен в холле.
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков:
Сольные фортепианные альбомы в российском джазе не редкость, но не так часто встречается в них такой подчёркнуто углублённый, философский подход, какой декларирует и реализует в своей записи Андрей Руденко. Большой мастер фортепиано в джазовой ансамблевой идиоме, здесь он предстаёт в роли солиста — мыслителя, созерцателя, исследователя звуковых пространств. И в самом деле, сольный рояль — тем более у такого мастера записи акустического звучания, как звукорежиссёр этого альбома Андрей Левин — это целая вселенная тембров: звуков, отзвуков, призвуков, отражений, резонансов, обертонов, атак, удержаний и затуханий. Именно в эту вселенную погружается Руденко в своём новом альбоме, именно там отыскивает собственное «я» — а где же его ещё отыскивать пианисту, если не в рояле? Поначалу кажется, что никакая электроника, никакой синтезатор не подменят этого богатства звука, в котором пианист буквально купается — от математических головоломок «Колтрейновой матрицы» до гульдовских пируэтов между классикой и джазом… пока в самой сердцевине альбома слушателя не ошеломляет внезапный цифровой синтезаторный «луп», на время прорывающийся из-под рояльного звукового богатства, чтобы встретиться с лобовой контратакой акустического фортепиано в россыпи гершвиновских каденций — и вновь вернуться в перестуке цифровой перкуссии, упрямо противостоя продолжающейся смене конструкций и деконструкций ладовых пространств внутри живого рояля. Надо сказать, Руденко вместе с Левиным в этом внезапном, диалектически колеблющемся, циклически ходящем от одоления к преодолению и от статичного стояния к динамическому противостоянию конфликте живого и цифрового, запрограммированного и сиюминутного, спонтанного и сочинённого удалось создать чрезвычайно выразительные эпизоды, в которых живой рояль временами вздымается до рахманиновских глубин, пока внутри звуковой панорамы продолжает упрямо щёлкать выносливый цифровой генератор сигналов, вновь и вновь настойчиво втискивая синтезированный пульс в сердцевину широкой фортепианной рефлексии. После этой кульминационной битвы грубоватый старомодный страйд на тему «Stompin’ at the Savoy», то и дело оборачивающийся головокружительными вихрями постмодернистских виртуозных вариаций, чтобы снова вернуться к архаичному страйду, ощущается как облегчение, как стремление припасть к широкой груди джазовой традиции во имя выхода из цифрового морока. В финале альбома разворачивается, временами отзываясь отзвуками утрированно русской гармонии Модеста Мусоргского, неторопливая, широко дышащая акустическая фортепианная элегия — своего рода органический детокс после битвы с настырной электронной интоксикацией. Глубокая, программно захватывающая, эмоционально зрелая работа, значимость которой нужно будет ещё осознать.
15 ноября, 18:30, ГБКЗ им. С.Сайдашева (Казань, пл. Свободы, 3): БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (500 ₽ — 1500 ₽)