ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем, как мы надеемся, продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором. Сегодня — вступительное слово от Олега Скворцова.
История дизайна обложек музыкальных носителей, прежде всего грампластинок (джазовых, и не только), насчитывает уже 84 года. Конечно, изначально, во времена, когда пластинки продавались преимущественно в магазинах, появление релизов в ярких обложках с названием пластинки и именем исполнителя имело в большей степени маркетинговую цель. Это был своего рода мерчандайзинг, привлечение внимание потребителей. Но индивидуальность и талант первых авторов этих обложек сделал их в какой-то степени соавторами музыкальных работ. Обложка с рисунком, фотографиями, оригинальными шрифтами, логотипом фирмы, liner notes (текст на другой стороне обложки), списком исполнителей и треков с авторами — всё это стало неотъемлемой частью, итогом работы музыкантов.
В нескольких кратких эпизодах я постараюсь рассказать про наиболее ярких художников, дизайнеров и фотографов, создававших мир этих обложек, которые стали ярким явлением прикладного искусства. Расскажу про специфику и индивидуальность ряда джазовых лейблов. Коснемся и форматов носителей: шеллак и винил, разные скорости воспроизведения (78, 45 и 33 оборотов в минуту), размеры (12, 10 и 7 дюймов).
Размер в нашем случае имеет важное значение. Вытесняющие винил в начале 80-х компакт-кассеты, а потом и компакт-диски, чуть не убившие формат винила, были значительно меньше размером. Для восприятия это имеет огромное значение. Я уже не говорю про картинки на телефонах или микро-картинки в стриминговых сервисах.
Для сравнения я сделал таблицу с размерами физических музыкальных носителей:
Формат | Размер, мм | Площадь, см² | Отношение к 12″ | |
LP 12-дюймовый «гигант», 33 об/мин | 12″ | 314×314 | 983 | 100% |
LP 10-дюймовый «гранд», 33 об/мин | 10″ | 258×258 | 666 | 68% |
EP/SP «миньон» и сингл, 45 об/мин | 7″ | 178×178 | 317 | 32% |
CD компакт-диск | 120×120 | 144 | 15% | |
Cassette компакт-кассета | 100×63 | 63 | 6% |
То есть площадь обложки буклета, вложенного в компакт-диск, почти в 7 раз меньше размера обложки 12-дюймовой виниловой пластинки.
К сожалению, минимизация и диджитализация привели к обесцениванию значимости обложек. Музыкальные записи, по сути, потеряли прочную связь с визуальными образами. Да, есть смещение в область клипов. Клиповое мышление побеждает традиционное художественное восприятие. Но виниловый ренессанс, который мы наблюдаем уже практически два десятилетия, говорит о том, что людям по-прежнему важны тактильные впечатления и визуализация. Интересен дизайн и тексты на обратной стороне пластинки. Поэтому я рассчитываю, что этот цикл публикаций будет интересен как простым поклонникам музыки, так и специалистам музыкальной индустрии.