Памяти музыканта. Гитарист Константин Корчагин (1962–2024)

2
Константин Корчагин (1962–2024)
Константин Корчагин (1962–2024)

13 октября в Челябинске после тяжелой болезни на 62-м году ушел из жизни выдающийся джазовый гитарист-виртуоз, импровизатор, аранжировщик участник многих джазовых и эстрадных оркестров, солист ансамбля «Маэстро Аккордеон» и рок-группы Live’R’Pool Константин Корчагин.

Для нескольких поколений российских джазменов его родного Магнитогорска, Челябинска, да и России в целом, Константин Серафимович был одним из тех, кто представлял самые лучшие черты зрелого сегодняшнего дня отечественного джазового искусства. Обладая беспримерной музыкальной эрудицией и тонким чувством стиля, он одинаково интересно, изобретательно и точно играл джазовую традицию в малых составах и биг-бэндах, легко мог перейти к диксиленду или французскому стилю мюзетт и буквально с атомной энергией выдавал блюзовые и хард-роковые пассажи. «Гитара для меня… это часть души», говорил он в интервью журналисту Елене Пилипенко — и нисколько не кривил душой. С ним советовались, на него равнялись, приводили в пример как эталонного исполнителя. На концертной площадке он легко принимал любые правила игры, любил пошутить, и его музыкальный юмор всегда отличался изяществом и остроумием. Он был абсолютно непритязательным в быту и, редко что-то произнося со сцены, умел самые тонкие переживания выразить в музыке. Мы, его друзья, знаем точно, что планов у него было громадьё…

Авторитету и славе Константина Серафимовича не была помехой даже редкая скромность музыканта, доказательством которой является тот факт, что на свой первый сольный концерт в Челябинске он решился только в возрасте 55 лет.

Константин Корчагин в биг-бэнде «Джаз-Академия» под управлением Станислава Бережнова
Константин Корчагин в биг-бэнде «Джаз-Академия» под управлением Станислава Бережнова, 2012

Творческую судьбу Корчагина условно можно поделить на два города: Челябинск, в котором он учился и жил значительную часть жизни, и Магнитогорск, где Корчагин родился 3 ноября 1962 г.

Семья Корчагиных музыкальна. Отец, Серафим Романович, работая на металлургическом комбинате, пел в самодеятельном хоре при Дворце культуры. Как и большинство магнитогорских ребят, после школы Костя планировал связать свою жизнь с комбинатом, но «свернул с намеченного маршрута» и последовал примеру старшего брата Сергея — профессионального гитариста, который играл в разных коллективах Магнитогорска и в ансамбле Московского цирка-шапито. Константин тоже «заболел» гитарой, в десятом классе собрал школьную группу. «Мы, как многие, заслушивались музыкой The Beatles, Rolling Stones, Чака Берри, Элвиса Пресли, Уэса Монтгомери, Джорджа Бенсона. Но главным кумиром для меня, конечно, был гитарист Джими Хендрикс… Хендрикс впитал в меня блюз, а Бенсон — джаз. Благодаря им я понял, что никогда не изменю музыке», вспоминал Константин.

Брат помог освоить Косте элементарные навыки, а потом начались месяцы самостоятельных занятий на гитаре и бас-гитаре. В восемнадцать Корчагин уже работал в ансамблях магнитогорских ресторанов, театрального кафе, Дворца имени Серго Орджоникидзе.

В 1981 году в ресторане молодого гитариста услышал и пригласил в свой оркестр легендарный для Южного Урала музыкант Роман Хашимович Хатипов. Общение с опытным дирижёром подвигло получить музыкальное образование, и Корчагин поступил в Магнитогорское музыкальное училище им. М.И. Глинки. Самоучке, не имеющему за плечами музыкальной школы, поступить на струнное отделение было практически невозможно. А вот на отделение деревянных духовых принимали «с распростёртыми объятиями». И Костя выбрал флейту. В академической музыке он делал успехи, играл Баха, Моцарта, вошёл в состав студенческого духового оркестра, но полтора года спустя к флейте остыл и училище бросил.

В 1983 году Константин уехал в Челябинск на учёбу — в институт культуры, где открывалась эстрадная секция при кафедре народных инструментов. Однако и здесь пришлось сделать паузу на два года. В 1984 году музыканта призвали в ряды Советской армии. Второкурсник ЧГИК служил здесь же, в Челябинске, в военном духовом оркестре МВД, где его инструментом стала… туба. Вместе с сослуживцами — пианистом Владимиром Пьянковым, басистом Игорем Рысенко и барабанщиком Олегом Половинчиком — собрали эстрадно-джазовый квартет. «Это был наш «коронный» состав, — вспоминал Константин Серафимович. — Мы не только играли у себя в воинской части, но даже умудрялись вечерами бегать на «халтуры», подрабатывали в ресторанах. Выход в город был свободный. Благодаря этому мне однажды посчастливилось поиграть с Игорем Бутманом. В 1985-м в Челябинск на гастроли приехал ансамбль Николая Левиновского «Аллегро». Молодой Бутман только что влился в этот коллектив. Мы с ребятами прорвались на концерт. Володя Пьянков сумел проникнуть за кулисы, поговорил с саксофонистом и пригласил его к нам в часть. И на следующий день Игорь, действительно, пришёл в наш воинский клуб».

Спустя годы, в 2016-м, Корчагин снова будет стоять на одной сцене вместе с Игорем Бутманом, когда в семейном составе Korchagin Family он и его сыновья — Анатолий Корчагин (фортепиано) и Сергей Корчагин (контрабас) — будет выступать на бутмановском Международном фестивале музыкального юмора в Челябинской филармонии.

Отдав воинский долг, в 1986-м гитарист вернулся в институт культуры. И вне стен вуза его окружали талантливые музыканты: Валерий Нагорный, Борис Савин, Юрий Чернышёв, Александр Панафидин, Вячеслав Петров, Виктор и Владимир Риккеры. Музицирование с ними он считал тоже своего рода школой: «Днём была учёба в институте, гастрольные поездки, выступления. А вечером — работа в ресторане. Клубы и рестораны, как во всём мире, это наши «университеты», привычная среда обитания для джазменов… Там мы обменивались идеями, делились информацией, опытом, учились по слуху «снимать» музыку, быстро соображать. Там же получали свой первый сценический опыт». С Нагорным Корчагин начал ездить на джазовые фестивали. В конце 1980-х ансамбль, в который входили Валерий Нагорный (саксофон), Константин Корчагин (гитара), Владимир Пьянков (фортепиано), Игорь Рысенко (бас-гитара), Олег Половинчик (барабаны) и Борис Савин (перкуссия), побывал в Целинограде, Кустанае, Свердловске. Играли по большей части джазовый мэйнстрим, лишь изредка «впуская» в репертуар авторские вещи.

Константин Корчагин, конец 1980-х гг.
Константин Корчагин, конец 1980-х гг.

В 1989 году, получив диплом по специальности «руководитель самодеятельного эстрадно-духового оркестра» (другой эстрадной специализации в вузе пока не было), Корчагин уже год как преподавал джазовую гитару и импровизацию в Магнитогорском государственном музыкально-педагогическом институте имени М.И. Глинки (ныне Магнитогорская консерватория). Вместе со своим наставником Романом Хатиповым он стоял у истоков кафедры музыкального искусства эстрады, открытой в 1986-м, и за семнадцать лет педагогической деятельности воспитал десятки успешных талантливых музыкантов. В биг-бэнде Хатипова играл на бас-гитаре, гитаре, был концертмейстером ритм-группы, одним из главных солистов, что очевидно на концертных видеозаписях 1990-х годов.

ВИДЕО: оркестр под управлением Романа Хатипова, 1998. Соло гитары – Константин Корчагин (фрагмент фильма Владимира Сидорова «Эстрадное отделение в лицах», 2017)

Хатипов нередко делал соло Константина Корчагина высшей точкой пьес, а эллингтоновский «Caravan» только на нём и строился. В составе этого оркестра гитарист стал лауреатом джазовых фестивалей и конкурсов в Москве (1988), Екатеринбурге (1992), Челябинске (конкурс «Уральские фанфары», 1993, 1995, 1997, 2001; Конференция по проблеме эстрадно-джазового ансамблевого и оркестрового исполнительства, 2001; фестиваль «Какой удивительный мир», 2002). Играл и в малом составе контрабасиста Владимира Тяпкова (Недды) – джаз-ансамбле музыкантов-преподавателей эстрадной студии Горно-металлургического института им. Г.И. Носова, показавшем себя на Международном джазовом фестивале в Днепропетровске в 1989 году.

Связь с челябинскими джазменами также сохранилась. В 1999-м Константина Серафимовича пригласили на джазовый фестиваль «Биг-бэнд транзит-99». На совместные выступления Корчагина также вызывали Георгий Анохин, Валерий Нагорный, Валерий Секретов, Сергей Соколов и другие. Бывало и наоборот, когда для своих сольных программ на магнитогорской сцене гитарист обращался к челябинцам. Например, весной 2004-го на концерте Корчагина в Магнитогорской консерватории вместе с его составом (Сергей Корчагин — бас-гитара, Владислав Вальс — альт-саксофон, Елена Полюдова — вокал) играли барабанщик Игорь Борискин и пианист Константин Щеглов. Тогда Константин Серафимович сумел в полной мере показать свою стилистическую мобильность: играл гитарный мэйнстрим — произведения Джо Пасса, блюз — песни Би Би Кинга, фьюжн — пьесы Джона Скофилда и Майка Стерна.

Константин Корчагин решил окончательно перебраться в Челябинск в 2005 году, вместе с ним переехали его сын Сергей и барабанщик Энда Фрумкин. Для уральского джазового сообщества этот переезд был ожидаемым. И даже расставание с биг-бэндом Романа Хатипова он не ощутил как такую уж большую потерю, ибо на новом месте стал солистом биг-бэнда «Джаз-Академия» под управлением Станислава Бережнова. Среди важнейших событий, которые солист «Джаз-Академии» Корчагин считал важными для своей карьеры, — концертные туры с британским певцом Джоном Даунсом в 2005-м, с американским саксофонистом Бобби Уотсоном и флюгельгорнистом Игорем Широковым в 2007-м.

Репортаж о международном фестивале «Джаз-Транзит» в Екатеринбурге, обозреватель Виктор Байнов:

Свинговый оркестр С. Бережнова показал продолжительные во времени, композиционные произведения, наполненные разнообразными туттийными звучаниями и сольными выступлениями его музыкантов. Исполнены, например, «Beautiful Love» (Виктор Янг) в оригинальной аранжировке Станислава Бережнова, солист — Константин Корчагин (гитара); а также «7/4» (Хэнк Леви), солисты: Илья Потапов, Константин Корчагин и Виктор Риккер (барабаны). Оркестр отличается мягким звучанием как в целом, так и солистов. Интересный сам по себе, челябинский биг-бэнд повысил свой статус участием приглашенных солистов — Игоря Широкова… и Бобби Уотсона… Русский оркестр и его солисты находятся на высоте, они совпали по настроению с темнокожим американцем.

Творчество Корчагина в оркестре Бережнова зафиксировано на пластинке «Big Band Jazz-Акademiя feat. John Downes», где один из самых ярких треков —упомянутая «Beautiful Love». Эффектное соло гитариста в этой пьесе периодически можно было видеть на федеральном телеканале «Культура», который полностью снял выступление оркестра «Джаз-Академия» на московском фестивале «Российские звёзды мирового джаза» в 2008 году.

ВИДЕО: Биг-бэнд «Джаз-Академия» под управлением заслуженного артиста России Станислава Бережнова на фестивале «Российские звезды мирового джаза», Москва, 2008 г. «Beautiful Love». Соло гитары — Константин Корчагин

Одним из самых резонансных стоит признать и выступление на концерте «Памяти джазовых музыкантов» в Челябинской филармонии. Его апофеозом стала пьеса Джона Льюиса «Django», для исполнения которой дирижёр привлёк могучий состав: Камерный оркестр «Классика», Ансамбль духовной музыки, биг-бэнд «Джаз-Академия». Главную партию исполнял Константин Корчагин.

Возможность проявить себя в малых составах давала группа Play, в которой солировал дуэт Корчагина и Валерия Сундарева. Иногда тот же квартет с Сергеем Корчагиным на бас-гитаре и Виктором Риккером за барабанами называли группой Константина Корчагина. В 2009 г. гитарист присоединился к ансамблю Константина Щеглова «Лимонное дерево», выступал с ним в Челябинске и Екатеринбурге, записал диск «Первый снег» (U-Sound, 2012). «Появление нового инструмента существенно повлияло на стилистику и музыкальный текст произведений, сделав звучание группы ещё более ярким, а аранжировки — изысканными», — писала музыкальная пресса.

обложка альбома

АУДИО: группа «Лимонное дерево»«Чистый лист» (Альбом «Первый снег», U-Sound, 2012)

Педагогические навыки Корчагина оттачивались на эстрадном отделении Челябинского института музыки и. П.И. Чайковского, где он преподавал гитару и бас-гитару.

Константин Корчагин — солист ансамбля «Маэстро Аккордеон» Челябинской филармонии
Константин Корчагин — солист ансамбля «Маэстро Аккордеон» Челябинской филармонии

В том же 2009-м Константин Корчагин стал солистом ансамбля «Маэстро Аккордеон» Челябинской филармонии. Интересно, что в этот коллектив он пришёл почти по стопам сына. Ротация произошла по естественным причинам: квартет сократился до дуэта, контрабасист Сергей Корчагин уехал учиться в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москву, а барабанщик Энда Фрумкин занялся сольной карьерой. Некоторое время аккордеонистки Ольга Парфентьева и Елена Омельницкая работали вдвоём, периодически приглашая ударника Николая Гурьева и контрабасиста Владимира Риккера. Дебют Корчагина-старшего в «Маэстро Аккордеон» тоже был в роли басиста. Когда коллектив покинула Омельницкая, именно корчагинская гитара (вместе с аккордеоном) стала ещё одним солирующим инструментом. «Константин Корчагин — удивительный, необыкновенно одарённый музыкант… Его высочайший уровень исполнительства позволяет нам экспериментировать, сочетать разные стили, создавать совершенно новое, современное звучание для, казалось бы, совсем устаревших мелодий. Иногда во время репетиций у меня от восторга просто происходит внутренний взрыв — а есть что-то, чего не может этот музыкант?!» — признаётся Ольга Парфентьева.

ВИДЕО: «Маэстро Аккордеон». Фрагмент концерта «Цветущий май» (съёмка: Евгений Шалимов)

На концертах «Маэстро Аккордеон» неизменно — аншлаги. В 2012 г. дуэт Парфентьевой и Корчагина принял участие в Фестивале-марафоне регионов России в рамках «Культурной олимпиады» в Сочи, в 2018-м впервые в истории челябинской музыки трио Ольги Парфентьевой, Константина Корчагина и Никиты Баталова выступало на фестивалях аккордеонистов в Новой Зеландии и Австралии.

 «Гитарные форумы»
«Гитарные форумы»

Константина Корчагина постоянно приглашал и его давний творческий соратник Валерий Сундарев. В 2015 и 2016 годах на фестивале «Гитарные форумы» в Челябинске, Кыштыме, Миассе, Сатке и Копейске именно этот дуэт представлял челябинскую джазовую гитару. Его партнёрами стали российские коллеги Андрей Злоян, Сергей Чашкин, Ильдар Казаханов и народный артист России Алексей Кузнецов. Ритмическую поддержку обеспечивали Владимир и Виктор Риккеры. Объединяясь в различные ансамбли — от дуэта до секстета, джазмены играли классические стандарты и авторские сочинения. В 2016-м в преддверии фестиваля эта команда показала себя на международном джазовом форуме «Live in Blue Bay» в крымском Коктебеле. Основной его темой тоже избрали гитарную музыку. И челябинцы вместе со Злояном и Кузнецовым удачно влились в интернациональное гитарное «братство», разделив сцену с москвичом Дмитрием Малолетовым, крымчанином Виталием Макукиным и бразильцем Даниэлем Маркесом.

Валерий Сундарев, Константин Корчагин
Валерий Сундарев, Константин Корчагин

Тандем Сундарева и Корчагина ежегодно выступал на международном джаз-фестивале в Челябинске. В 2017 году к ним впервые за многие годы присоединился Юрий Чернышёв. «Три гитары собрать — это большая редкость», – с гордостью говорил худрук фестиваля народный артист России Игорь Бурко. Впрочем, для рок-музыки три гитары — практически норма, с их помощью в блюз-роке и хард-роке создаётся необходимая плотность, «утяжелённость» звучания. И этот приём стал фирменной чертой группы Live’R’Pool. Виртуозные соло Константина Корчагина добавляли яркости игре Вячеслава Андже-Киуру и Владимира Клинова.

Корчагин — талантливый родитель, воспитавший известных джазовых музыкантов — контрабасиста Сергея Корчагина и пианиста Анатолия Корчагина, ныне видных участников многих столичных джазовых коллективов.

Константин Корчагин и «Уральский диксиленд Игоря Бурко»
Константин Корчагин и «Уральский диксиленд Игоря Бурко»

В конце 2017-го он организовал собственный юбилейный вечер под лаконичным названием «55». «Двойного отличника» чествовали коллеги из «Маэстро Аккордеона», Валерий Сундарев, сыновья, брат, московский барабанщик Артём Юрлов. Возможно, этот концерт не до конца показал диапазон гитариста в ансамблевой игре и в стилистическом плане. Но, вероятно, такое решение было принято юбиляром намеренно, ибо ему хотелось отразить то, что являлось для него самым важным: малые составы с солирующей гитарой, классика джаза, фьюжн и хард-рок, с которого всё начиналось.

Константин Корчагин был весьма востребован в Челябинской государственной филармонии: помимо разветвленного графика концертов и гастролей с «Маэстро Аккордеон», он постоянно участвовал в эстрадных и рок-концертах Уральского духового оркестра, в фестивалях «Какой удивительный мир», «Весенний beat», регулярно выступал в Москве со своими сыновьями, которыми он очень гордился.

ВИДЕО: фрагмент фестиваля «Весенний beat-2017». Виктор Риккер — барабаны, Александр Ланге — бас-гитара, Константин Корчагин — гитара, Ксения Федулова – гитара, вокал, Москва — «Shake Your Moneymaker». Съемка сайта 1obl.tv

Свой последний концерт Костя сыграл с группой Live’R’Pool. Уже зная о тяжёлом диагнозе товарища, барабанщик ансамбля Виктор Риккер за несколько недель до трагической даты позвал его поучаствовать в традиционном трибьюте Джону Леннону в клубе «Фортепьяно». На протяжении многих лет его организует битловское сообщество нашего города. 10 октября Константин Корчагин, превозмогая боль, отыграл все три сета концерта, а на просьбы жены пойти домой отвечал: «Разве я могу ребят бросить?!»

Друзья, присутствовавшие на концерте, едва сдерживали слёзы. Ольга Парфентьева, лидер «Маэстро Аккордеон», и Ольга Корчагина, супруга музыканта, дежурили рядом. Но Костя не просто играл! Его гитара звучала так, будто ничего и не случилось, будто его не терзает болезнь, будто он не борется с роковым диагнозом.

Признаться, в тот морозный октябрьский вечер мы всё ещё надеялись, что чудо возможно, и Константин Корчагин победит недуг. Необыкновенным и очень важным оказался его последний подарок — ещё один момент творческого счастья и подлинной дружбы. Покойся с миром, наш дорогой маэстро…

Прощание с Константином Корчагиным состоится 15 октября в 11.00 по местному времени в Челябинске в Ритуальном зале Дорожной клинической больницы (ул. Доватора, 23 строение 3, въезд с ул. Сулимова)

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. теперь и он присоединиться к «Django», мощная вещь! Бережнов надеюсь постарается собрать ещё раз музыкантов и качественно сделать эту запись как память о наших музыкантах..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.