Двадцать пять лет — хороший возраст: про прошлое «Сентября» ещё не хрипят прокуренным контральто, но собственный голос у него давно сформировался и окреп. Я каждый год наблюдала за его развитием со стороны. Сначала реагировала авангардным младенческим криком, через пять лет — молча, но с интересом. Позже и по сей день — внимательно, заворожено, восторженно или с ворчанием. Отважусь поделиться впечатлениями о прошедшем фестивале с вами.
Перемены в географии и лицах
Это первый (за одним исключением) «Сентябрь в Тихвине», который вёл не Владимир Борисович Фейертаг. Открытие началось с воспоминаний и видеофрагментов из интервью с ним — рассуждений о джазе в российской провинции. Не забыли и про фирменный юмор Фейертага: человек-легенда, летописец джаза наверняка сострил бы, услышав, что кто-то вспоминает его только в патетических речах. Переход роли ведущего к главному редактору «Джаз.Ру» Кириллу Мошкову показался мне органичным и плавным. Ощущалось, как обоих при несомненной индивидуальности роднят и огромная эрудиция, и любовь к джазу, и умение остроумно рассказать о нём в житейских историях. Так, чтобы музыковед важно кивнул, а школьники из тихвинского духового оркестра пересказывали другим как свою байку.
В 2024 году география «Сентября в Тихвине» включала в себя пять русских городов: Тихвин, Ярославль, Великий Новгород, Москву и Санкт-Петербург. В составе всех групп выступали вокалистки — поэтому фестиваль буквально обрёл голос. При этом у каждого коллектива в репертуаре встречались песни на русском языке, так что голос не требовал дополнительной расшифровки.
Фестиваль географически сузился, но взамен подарил слушателю возможность путешествовать вглубь, исследуя российский джаз. Где-то — расширять диапазон наслушанности, где-то — бороться со стереотипами о «правильном джазе», который звучит только за океаном.
Наконец, о музыке
С улицы нас, зрителей, заманивали духовым оркестром. Уже в зале всех гипнотизировал джаз-оркестр «Новгород» — привычное, а потому родное звучание стандартов вместе с бойким вокалом Полины Морозовой.
Мы расслабились, потеряли бдительность и не заметили, как зазвучал джаз на родном языке: контрастные джаз-бэнды с певицами, по тембрам и образам которых можно было бы догадаться о характере авторской музыки.
После «Новгорода» выступала джазовая группа «Тихвин» с обновлённым составом музыкантов из Тихвина (как и в случае с «Новгородом», название группы не сбивает с толку). Первую композицию Игорь Володин исполнил в одиночку. Она включала в себя две новые вещи из своего будущего альбома, «Апрельский дождь» и «Послезвучие», обе объединил единый мотив светлой грусти межсезонья и распутицы. Ямы меланхолии сменялись верой в скорое перерождение — медитативная зарисовка времени.
Все следующие темы были джазовым переосмыслением песен нового барабанщика и старого друга группы Александра Насильнова. Как и сплетение «Апрельского дождя» с «Послезвучием», они согревали и обнадёживали через лирику. Заключительная песня «Китайская стена» была посвящена вечной теме поломанной связи между родными людьми. Голос Анны Анфимовой звучал гулко и необычно; вместе с красными кулисами он воспринимался как саундтреки к фильмам Дэвида Линча.
Квартет Ильи Ершова из Ярославля оживил вокалом и музыкой голоса поэтов Серебряного века.
Голос и экспрессию им подарила Диана Кубасова, а квартет — это скрипач Илья Ершов, гитарист Николай Куликов, барабанщик Вартан Бабаян и басист Дмитрий Денисов.
Меня отдельно тронула композиция Ильи «Сплю у моря», чуткая джазовая колыбельная, где пиццикато — как ритм сердца во время сна, а соло контрабаса — мерное дыхание перед самым пробуждением.
Extra Light Band, квартет контрабасиста Филиппа Мещерякова, интеллигентно «рассказывал» истории с разных берегов: от авторских вещей Филиппа и вокалистки Юлии Худяковой до импровизаций на темы Radiohead или песни группы «Воскресение».
Здесь гармонии и подача сложились в одну мозаику, завернутую в нежный, немного инопланетный голос певицы.
Майнугин Band, земляки группы Ильи Ершова, в заключении фестивальной программы подлечили мажором, радостными, но не поверхностными мотивами. Немудрено: в составе квинтета отец и сын, пианист Вадим и саксофонист/вокалист Стас Майнугины — оба не только музыканты, но и врачи.
Двадцать пятый «Сентябрь в Тихвине» точно врежется мне в память — новый, спокойный, полный слов и музыки фестиваль. После него верю, что будет возможность позже написать про «Апрель в Тихвине».