Сборник авторской музыки Георгия Гараняна «Известный неизвестный Гаранян» вышел на виниле

0
обложка альбома

28 сентября в джаз-клубе «Эссе» состоялась презентация винилового альбома «Известный неизвестный Гаранян», который выпустил на виниле Фонд Георгия Гараняна. Предлагаем читателям статью, которую Нелли Закирова (Гаранян) разместила на обложке LP, и трек-лист альбома, который даёт представление о содержании издания. В цифровой форме альбом недоступен, послушать его можно только на виниле.

КУПИТЬ ВИНИЛ

Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, джаз-клуб «Эссе», 28 сентября 2024. Фото © «Джаз.Ру»
Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, джаз-клуб «Эссе», 28 сентября 2024. Фото © «Джаз.Ру»

«Известность моя больше печатная, нежели визуальная», говорил Георгий Гаранян. Ну в самом деле, слышим музыку и аранжировки в кино, на радио и ТВ, и узнаём, что это Гаранян, если интересуемся титрами. Но раньше, ещё до подписания всяких женевских-парижских конвенций, титрами вообще пренебрегали. Например, в мультике «Ну, погоди!» значится лишь фамилия музыкального оформителя. И только ярые поклонники узнают саксофон Гараняна и музыкантов его оркестра, когда звучит «Джон Грэй» или «Караван».

Свою собственную музыку Гаранян не очень жаловал: написал, и что с ней дальше происходит — ему неинтересно. Спрашиваю: «Жора, а почему ты не играешь свою музыку?» — «А зачем? Столько хорошей музыки написано». Возможно, если бы не Вадим Людвиковский, который сочинения своих музыкантов охотно играл и блистательно украшал, мы бы не услышали знаменитой гараняновской «Баллады» и не познакомились с великолепными аранжировками Гараняна. «Вот смотри, ты играешь и сам себе отвечаешь, — говорил Людвиковский. — Так не должно быть». Не раз отмечал Гаранян, что именно у Людвиковского научился азам и многим секретам аранжировки. И так её постиг, что, не имея даже начального музыкального образования, окончив СТАНКИН по специальности «Приборы точной механики», сам написал учебник «Основы эстрадной и джазовой аранжировки». А потом, уже создав вместе с трубачом Владимиром Чижиком ансамбль «Мелодия», сочинил много музыки и сделал много аранжировок.

Хотелось играть джаз. Нужен был репертуар. А где его взять? Где взять такой репертуар, чтобы тебя не запрещали, не писали, что ты подаешь «пагубный пример утери самостоятельности», а чтобы слушали и продвигали, как наше отечественное достижение? «Моя мечта, Жора: идём мы с тобой по Иркутску, Костроме или Питеру, а из окон звучит наша музыка», говорил Чижик, определяя концепцию ансамбля «Мелодия». И они это сделали. Тираж первой же пластинки — четыре миллиона экземпляров. Это была советская музыка в джазовой обработке. Потом появилась и иностранная музыка в шикарных аранжировках музыкантов 70-х. Но зарубежные имена на некоторых пластинках не значатся: проклятое священное авторское право. Вероятно, историческая несправедливость когда-то будет устранена, и многое из 60–70-х переиздадут уже с именами авторов.

Вот мы достаем партитуру трехчастной пьесы «Дивертисмент», выпущенную издательством «Музыка» (эх, было же время, когда живых музыкантов издавало государственное издательство!) А потом слушаем виниловую пластинку, записанную на фестивале «Джаз–67». «Был колоссальный успех этой пьесы», говорит Владимир Чижик. Это был не просто джаз. Это суровый авангард, про который потом, через года, Гаранян скажет: «Авангард безнадежно устарел». Но, кажется, сегодняшним музыкантам надоели стандарты. Они хотят играть то «устаревшее», что нынче снова входит в моду.

Бирюзовая нотная книжечка с именем «Кроссворд» всё время попадалась мне на глаза, но я понятия не имела, что это за «Кроссворд» и как он звучит, пока пензенский музыкант Юрий Белоногов не прислал запись оркестра Людвиковского с солирующим Германом Лукьяновым. И теперь «Кроссворд» играется. «Листопад» вообще невозможно найти. Оказывается, Юрий Албегов приставал к Гараняну: напиши да напиши. Хотел сольную пьесу, каких для баритон-саксофона не сыщешь и мало где услышишь. Чего не скажешь о вальсе из «Покровских ворот», которым в разных версиях, в основном сольных, забиты видеоплатформы. Некий комментатор написал: «Музыка, сделанная на ходу». А другой ему ответил: «На ходу — значит, на коленке? Если кто-то сочиняет такое на коленке, значит, он чёртов гений». Отдельно, специально, эта чарующая музыка никогда не издавалась. Как и пьеса из фильма Евгения Гинзбурга «Руанская дева по прозвищу Пышка». В фильме это песня на стихи Юрия Ряшенцева. А теперь есть её инструментальная версия. Собственно, вся пластинка такова: очень известная любимая музыка — и почти неизвестная широкому кругу, в наисвежайших современных версиях. Наверное, кто-то будет сравнивать прежнее и новое. Этого не избежать. Но главное — никто не стремится подражать. У сегодняшних музыкантов другая школа, другие технические возможности, другой вкус. Но есть желание сберечь основную мысль композитора, добавив собственные фантазии.

Оркестровки «Пышки» и «Покровских ворот» сделал заслуженный артист России Алексей Стрельников, а исполнил оркестр «Виртуозы Москвы» с дирижёром Арсентием Ткаченко. «Листопад» сыграл Евгений Волошин. Трубную версию в «Кроссворде» предложил Салман Абуев, а все темпоритмы, нюансы, звучание, актуальная интерпретация пьес 60-х, конечно, принадлежат дирижеру Джаз-оркестра Георгия Гараняна — Овагему Султаняну.

Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, студия CineLab SoundMix
Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, студия CineLab SoundMix

Ну нет, мы не оставим вас, дорогие слушатели, без саксофона самого Гараняна. Это наши бонусы: в пьесе «Птички на окне», исполненной ансамблем «Мелодия», и в знаменитой «Балладе», сыгранной оркестром Людвиковского, солирует маэстро. «Фестивальный блюз» играет Краснодарский биг-бенд Георгия Гараняна. Собрал всё это воедино звукорежиссер Александр Михлин. Записи делались в «Синелабе» и в знаменитой Первой студии ГДРЗ.

Наверное, такой разношёрстной пластинки, соединившей самые разные стили, ещё не было. Такая была задача: показать известного и неизвестного Гараняна, которого сегодня многие называют мэйнстримщиком. Показать его лиризм — неизвестный тем, кто знает Гараняна исключительно как джазмена. Показать его как композитора, который забавлялся разными жанрами и многое перепробовал. А потом сказал: «Я хочу играть музыку, которая нравится всем». И, наверное, каждый найдёт на этой пластинке что-то именно для себя. Слушайте!

Нелли Закирова/Гаранян

Овагем Султанян (фото © «Джаз.Ру»)
Овагем Султанян (фото © «Джаз.Ру»)

Исполнители:

  • Джаз-оркестр Георгия Гараняна под управлением Овагема Султаняна
  • Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель – Владимир Спиваков). Дирижёр — Арсентий Ткаченко

ТРЕК-ЛИСТ

  • А1. «Листопад» — джаз-оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна. Соло: Евгений Волошин, баритон-саксофон
  • А2. «Дивертисмент для оркестра в трёх частях» — джаз-оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна
    Аллегро нон троппо: соло — Дмитрий Кондрашов (тенор-саксофон), Кирилл Горбунов (альт-саксофон), Полина Белан (контрабас)
    Эпизод: соло — Овагем Султанян (альт-саксофон)
    Празднества: соло — Роман Соколов, Кирилл Горбунов, Салман Абуев, Олег Бородин
  • А3. «Баллада» — концертно-эстрадный оркестр п/у Вадима Людвиковского. Соло: Георгий Гаранян
  • B1. Музыка из фильма «Покровские ворота» — оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр Арсентий Ткаченко. Соло: Алексей Лундин — скрипка, Игорь Гольденберг — клавишные. Оркестровка: Алексей Стрельников
  • B2. Музыка из фильма «Руанская дева по прозвищу Пышка» — оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр Арсентий Ткаченко. Оркестровка: Алексей Стрельников
  • B3. «Кроссворд» — джаз-оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна. Соло: Салман Абуев, Егор Балабанов
  • В4. «Птички на окне» — Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия». Солист и дирижёр Георгий Гаранян
  • B5. «Фестивальный блюз» — Биг-бенд Георгия Гараняна (Краснодар). Дирижёр — Георгий Гаранян. Соло: Евгений Серебренников (фортепиано), Георгий Гаранян (альт-саксофон), Леонид Ольховский (ударные)

Звукорежиссёр: Александр Михлин. Монтаж записи: Александра Михлина.
Издатель — Фонд Георгия Гараняна (Региональный Общественный Фонд развития джазового искусства Георгия Гараняна)
КУПИТЬ ВИНИЛ

Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, джаз-клуб «Эссе», 28 сентября 2024. Специальный гость Виталий Головнёв (труба). Фото © «Джаз.Ру»
Оркестр Георгия Гараняна п/у Овагема Султаняна, джаз-клуб «Эссе», 28 сентября 2024. Специальный гость Виталий Головнёв (труба). Фото © «Джаз.Ру»
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.