Для музыкантов концертных организаций открытие сезона — ответственный момент. Артисты стараются как можно ярче представить новую программу и заинтересовать слушателей, побудить посещать последующие события.
22 сентября в Государственном концертном зале имени А.М. Каца прошло открытие джазового сезона Новосибирской филармонии. Концертную программу представил хорошо известный в нашей стране биг-бэнд Владимира Толкачёва — оркестр универсальный, способный представлять программы самой разной жанровой и стилевой направленности. Биг-бэнд не перестает приводить публику в восторг с момента своего основания в 1985 г., а с 1994 года — уже 30 лет — работает в составе Новосибирской филармонии.
22 сентября была представлена программа «Вечер эстрадно-танцевальной музыки» — ежегодное мероприятие: сначала танцы, а через час — концерт биг-бэнда на сцене большого зала.
Танцевальная часть представляла собой ретро-дискотеку в фойе второго этажа филармонии: звучали записи, под которые можно было танцевать буги-вуги, рок-н-ролл, танго и вальс. Вопреки распространенным стереотипам, танцевальная часть оказалась интересна и юной аудитории.
В 18:00 разогретую и вдохновлённую ретро-дискотекой публику встретила на сцене большого зала ведущая концерта — лектор-музыковед Наталья Ермакова, которая умело вовлекала слушателей в историю джазовых произведений и объясняла их сюжет, поддерживая ощущение общности между артистами и слушателями. Концертная программа была очень пёстрая, включала музыку разных эпох и стилей — конечно, в аранжировках для биг-бэнда: тут была и джазовая классика — ранний репертуар Дюка Эллингтона, свинговые хиты Гарри Уоррена, «Boogie Woogie Bugle Boy» — ещё один свинговый хит начала 1940-х, а также мелодии более поздних десятилетий: The Beatles, Scorpions и т.п.
Музыканты биг-бэнда в очередной раз подтвердили высокий уровень мастерства. В первом отделении звучала классика свинга — «Chattanooga Choo Choo» Гарри Уоррена, известная по исполнению оркестра Гленна Миллера в фильме «Серенада Солнечной долины» (1941). В начале этого классического номера аранжировщик Джерри Грэй создал имитацию звучания едущего поезда средствами джазового оркестра. Для опытнейшего биг-бэнда Владимира Толкачёва создание этого звукового образа, конечно, не составляет труда: каждый сидящий в зале мог бы с легкостью представить перрон и поезд, набирающий скорость. С таким же восторгом можно описать исполнение «Boogie Woogie Bugle Boy» и классических мелодий в аранжировках популярного германского бэндлидера Макса Грегера — «Юморески» Антонина Дворжака и «Приглашения к танцу» Карла Мария фон Вебера.
Среди виртуозных и изобретательных солистов оркестра — заслуженный артист РФ Андрей Турыгин (альт-саксофон), Роман Сурняев (тенор-саксофон), Никита Зенкин (баритон-саксофон), Андрей Басов и Данила Кобышев (трубы), Сергей Кузов и Вадим Добряков (тромбоны), Андрей Трофимчук (гитара). Их сольные эпизоды позволили аудитории познакомиться с индивидуальной техникой каждого исполнителя, а значит — лучше понимать высокий уровень новосибирского биг-бэнда.
Сольные импровизационные эпизоды звучали не только в традиционных свинговых номерах, но и в современных номерах, среди которых были «Rock You Like A Hurricane» группы Scorpions, «Gospel John» — известный номер Джеффа Штейнберга, написанный в 1975 для популярного биг-бэнда п/у Мэйнарда Фергюсона, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» группы The Beatles и «Adrenaline Attack» современного джазового композитора и педагога Скотта Стэнтона.
Как всегда, сам Владимир Толкачёв проявил себя не только в качестве дирижёра, но и как выдающийся джазовый солист-импровизатор. Он исполнил сольные партии в «I Know Why (And So Do You)» всё из той же «Серенады Солнечной долины, танго «Цыган, ты украл моё сердце» Остина Эгина и Франца Гроте и в ряде других номеров: Толкачёв не отделяет себя от оркестра, наоборот — постоянно демонстрирует свою тесную связь с ним.
Концерт завершился пьесой «Mambo Swing» из репертуара современного «неосвингового» биг-бэнда Big Bad Voodoo Daddy — остроритмичного номера, при прослушивании которого гостям было сложно усидеть на месте. Однако исполнение последней композиции не подразумевало за собой конец общей программы вечера: в фойе второго этажа гостей ожидали показательные выступления танцовщиков из танцевальных студий города, а после — вторая ретро-дискотека.
Эти танцы до и после концерта — оригинальная идея, которая даёт свободу публике в выражении собственных эмоций и открывает погружение гостей в предстоящий концерт. Возможно ли при таких условиях не насладиться последующим выступлением музыкантов? Вечер был наполнен счастьем, непосредственностью и раскрепощённостью, некоторой «детской» радостью и беззаботностью, когда вокруг звучит музыка и никто не останавливает тех, кто хочет начать танцевать.