22 сентября 2024 ушёл из жизни саксофонист Бенни Голсон. Ему было 95 лет.
В фильме Стивена Спилберга «Терминал» (2004) главный герой, которого играет Том Хэнкс, стремится попасть в Нью-Йорк всего на один день, чтобы взять автограф у великого джазового саксофониста по имени Бенни Голсон. И на последних кадрах фильма это ему удаётся. В принципе, персонаж Хэнкса, Виктор Наворски, мог бы попытаться взять автограф у Голсона и в любой другой день следующих двух десятилетий…
Представляем вашему вниманию биографический очерк, который был опубликован к 80-летию Бенни в бумажном «Джаз.Ру» №1-2009 (№19).
Бенни Голсон — тенор-саксофонист, аранжировщик и один из флагманов джазовой композиции, которого по праву можно числить среди рекордсменов с точки зрения количества запущенных в обращение джазовых стандартов: он написал «Killer Joe», «I Remember Clifford», «Whisper Not», «Blues March» и многие другие темы. Эти пьесы не выходят из моды, и масса музыкантов продолжает исполнять и включать их в свои записи.
Бенджамин Голсон родился в 1929 году в Филадельфии. Начал учиться играть на фортепиано в возрасте девяти лет, в четырнадцать лет заиграл ещё и на тенор-саксофоне, а с семнадцати лет увлёкся сочинительством.
Джон Колтрейн был другом Бенни Голсона ещё со школы. И Джону, и Бенни было около шестнадцати, когда семья Колтрейнов переехала в Филадельфию из Хай-Пойнта в Северной Каролине. Фамилия Колтрейн сильно забавляла одноклассников, его частенько дразнили Углевозом («Coal Train»). Но Джон никогда ни на кого не повышал голос, а на саксофоне, по словам Голсона, «играл в разы круче других парней».
«С деньгами тогда было не очень, зато всем хотелось играть», говорил Бенни об эпохе конца 40-х. У молодых авторов не было проблем с тем, чтобы устроить исполнение своих пьес: школьный оркестр брал всё. Бенни Голсон вспоминает такую историю: Колтрейн написал оркестровую пьесу, которую в оркестре сыграли не раз и не два, а довольно много раз. Каждый раз после концерта он собирал ноты, и вот однажды, выйдя из зала, он вдруг разорвал их и выкинул в мусорный ящик. Голсон воскликнул: «Зачем ты это сделал?!», на что Колтрейн спокойно ответил: «Это было что-то не то».
Свою первую профессиональную аранжировку Бенни Голсон написал для учебного оркестра, уже обучаясь в Университете им. Ховарда в Вашингтоне. Окончив курс, Голсон получил работу в ритм-н-блюзовом составе вокалиста и саксофониста по имени «Лось» Джексон. Там он познакомился с пианистом и композитором Таддом Дамероном. Именно он впервые пригласил Бенни и подающего надежды трубача Клиффорда Брауна принять участие в записи. С этого момента между Бенни и Клиффордом завязалась крепкая дружба, которая продлилась до самого 1956 года, когда Клиффорд трагически погиб в автомобильной аварии. Именно тогда Бенни Голсон написал одну из самых исполняемых своих тем — «I Remember Clifford».
Внезапная смерть друга глубоко ранила его, и он решил написать музыку, которая бы звучала именно так, как играл Клиффорд. Он показал пьесу трубачу Диззи Гиллеспи, к биг-бэнду которого присоединился в том же году, и спросил, что тот об этом думает. Гиллеспи очень похвалил музыку и поинтересовался, что это. Голсон сказал, что это посвящение памяти Клиффорда; Диззи изъявил горячее желание сыграть эту вещь, и с этого момента началось её триумфальное шествие по альбомам и репертуару джазовых музыкантов всех времён. Первым её записал трубач Ли Морган. Затем были Оскар Питерсон, Джордж Ширинг и многие другие. Существует и вокальная версия, стихи для которой написал Джон Хендрикс.
СЛУШАЕМ: «I Remember Clifford» в исполнении Дайны Вашингтон (1959)
Однако «I Remember Clifford» была далеко не первой удостоенной звукозаписи темой Голсона. Первым сочинение Бенни включил в свой альбом саксофонист Джеймс Муди. Это был блюз «Blue Walk».
Затем его примеру последовал трубач Майлс Дэйвис, записавший написанную Голсоном пьесу «Stablemates» на лейбле Prestige. Тогда Голсон ещё чувствовал себя новичком в композиции, и доверие прославленных коллег окрылило его. Среди других его ранних пьес того периода — «Whisper Not», ставшая впоследствии популярным стандартом. В то время, по словам Бенни, с деньгами у него было плохо, даже когда он работал у Диззи: их хватало на то, чтобы заплатить за жильё, но богатством и не пахло.
Оставив в начале 1957 года работу у Гиллеспи, Голсон влился в тесный коллектив Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки. Они не были раньше лично знакомы, но Арт что-то слышал о Голсоне, а Голсону, в свою очередь, нравилось, как играл Блэйки. Поэтому вечно нуждавшийся в приработке Голсон не возражал, когда Арт предложил ему отыграть с ним вечер на подмене. Вслед за этим последовал ещё один вечер, затем речь зашла о том, чтобы доиграть вместе до конца недели, и так постепенно Jazz Messengers обрели нового саксофониста, а по совместительству и роуд-менеджера. Состав в то время играл довольно жёстко, и мягонький звук Голсона терялся в этом потоке. Поэтому ему пришлось тоже изменить своё звучание и начать играть более мощно.
ВИДЕО: Бенни Голсон в составе Jazz Messengers (Бобби Тиммонс ф-но, Джейми Меррит к-бас, Ли Морган труба, Арт Блэйки уд.), 1958
Между Голсоном и Блэйки зародилась дружба. В общей сложности они проработали вместе около года, но это время позволило Голсону иначе взглянуть на многие вещи в музыке. В результате свет увидели срезу несколько пьес, вошедших в золотой репертуарный фонд каждого джазового музыканта — «Blues March», «Are You Real?» и «Along Came Betty».
В 1959 г. совместно с трубачом и флюгельгорнистом Артом Фармером Бенни Голсон собирает новый состав под названием Jazztet, с которым записывает свой следующий хит «Killer Joe». По словам Голсона, эта тема, ставшая своеобразной визитной карточкой «Джазтета», воплощает образ некоего собирательного персонажа, всегда одетого с иголочки, всегда всех угощающего в баре и живущего на деньги, которыми его одаривают женщины. «По словам» — не фигура речи: в начале трека 1960 г. Голсон даёт словесное юмористическое описание этого «Джо-убивца».
Jazztet стал своеобразной кузницей молодых талантов. Один из «выпускников» ансамбля — пианист Маккой Тайнер, которого Арт Фармер пригласил в состав по совету Голсона. Молодого Тайнера вызвали в Нью-Йорк из Филадельфии. Недолго думая, он погрузил жену и пожитки в свой «крайслер» и отправился в путь, но по дороге автомобиль приказал долго жить. Тайнер позвонил Голсону и запросил помощи, но у Голсона не было собственной машины, и он был вынужден обратиться за помощью к Джону Колтрейну, который в итоге и доставил в Нью-Йорк 22-летнего пианиста, который через несколько месяцев, покинув «Джазтет», стал играть в квартете Колтрейна.
Вообще говоря, нью-йоркское джазовое сообщество тех лет постоянно пополнялось выходцами из Филадельфии — кроме Колтрейна, Тайнера и Голсона, это ещё и братья Хит, и Ли Морган, и множество других. По словам Голсона, особых причин такой урожайности Филадельфии не было — возможно, сыграло роль то, что денег местные музыканты зарабатывали очень мало, но зато очень много играли в своё удовольствие на джем-сешнах, оттачивая мастерство (да и Нью-Йорк рядом, всего три часа езды! — Ред.)
Работа с Jazztet продолжалась до 1962 г., после чего Бенни Голсон на долгие годы оставил исполнительскую карьеру. Двенадцать лет подряд он работал только как композитор и аранжировщик, сочиняя, к примеру, музыку для телесериалов (в том числе для показанного в России уже в современную эпоху «M*A*S*H»: на российских каналах он назывался «Чёртова служба в госпитале Мэш»). Только в середине 70-х Бенни вновь начал играть, причём стиль его игры существенно изменился. По его словам, он не менял стиль умышленно и не знал, как он зазвучит, если вновь возьмётся за инструмент. Первая запись после перерыва звучала примерно так же, как и до, но потом с каждой новой записью разница стала проявляться всё сильнее — саксофонист зазвучал существенно жёстче; специалисты даже сравнивали его новый звук со звучанием авангардиста Арчи Шеппа, хотя стилистически музыка Голсона не изменилась, продолжая оставаться в рамках харбоповой идиомы (если не считать неудачную поп-джазовую запись на сопрано-саксофоне для Columbia в 1977 г.).
В 1980-х Голсон и Арт Фармер вместе с тромбонистом Кёртисом Фуллером на время воссоздали свой Jazztet, вновь вернувшись к прославившей их формуле мягкого, не слишком напористого, но энергичного и упругого исполнения тщательно выписанных аранжировок хорошо структурированных и мелодически запоминающихся пьес.
СЛУШАЕМ: возобновлённый Jazztet в 1983 г. играет пьесу Голсона «Along Came Betty» (альбом «Moment to Moment»)
У Голсона бывали подъёмы и спады, но он много гастролировал. Российские ценители джаза наверняка помнят его довольно обширный тур по нашей стране в 1996 г. в партнёрстве с ещё одним бывшим участником Jazz Messengers — трубачом Валерием Пономарёвым. Видео их выступления в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, где с ними играли пианист Пётр Корнев, басист Владимир Кудрявцев и барабанщик Владимир Туник, а также специальный гость Давид Голощёкин на скрипке и вибрафоне, есть в сервисе VK-Видео; к сожалению, напрямую вставить оттуда видео нельзя). Побывал Голсон в России и в 2007 г.., а в 2011 г. его пригласили выступить в московском парке Царицыно с оркестром им. Георгия Гараняна. Фотография ниже сделана в Доме композиторов в Москве в 1996 г.: за роялем Иван Фармаковский, на контрабасе Виталий Соломонов, за ударными Саша Машин.
Не оставлял Голсон и сольной работы в грамзаписи. 80-летие саксофониста ознаменовалось выходом на Concord альбома «New Time, New ‘Tet» (2009), в котором Голсон снова возвращается к звуковой формуле легендарного «Джазтета», на этот раз с музыкантами более молодых поколений — трубачом Эдди Хендерсоном и тромбонистом Стивом Дэйвисом; в составе «Нового ‘Тета» присутствуют также контрабасист-ветеран Бастер Уильямс, пианист Майк ЛеДонн и барабанщик Карл Аллен.