Мы уже сообщали, что на 20 июля в Нижнем Новгороде было назначено начало событий IV джазового фестиваля «Осень в Швейцарии. Золотая коллекция», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основные события фестиваля, проходящего в старейшем городском парке «Швейцария», состоятся 6, 7 и 8 сентября, а 20 июля прошёл концерт «Танцуй джаз!»: на сцене был нижегородский биг-бэнд п/у Михаила Петропавловского, с которым взаимодействовала танцевальная школа Social Dance Studio. О том, как прошёл концерт, рассказывает наш нижегородский автор Светлана Кукина.
Будь я ведущей этого концерта, естественно, так и вспомнила бы Велюрова из «Покровских ворот»: «На улице идет дождь, а у нас идет концерт». Дождь полился часа за два до означенного в программе времени начала, и я несколько раз уточнила, все ли в порядке, не отменяется ли мероприятие. «Нет, — заверила Юлия Скугаревская, арт-директор парка «Швейцария». — Не отменяется. В любую погоду!»
«Танцуй джаз» — призывала фестивальная афиша 20 июля. Как ни странно, неласковая погода не испугала любителей джаза и танца, и на мокрой площадке перед главной сценой парка собралось изрядно народу под зонтиками, а то и без них. На сцене – биг-бэнд Нижегородского музыкального училища им. Балакирева под предводительством Михаила Петропавловского, под сценой — танцоры Social Dance Studio. Давали линди хоп — танец, полный радости и полета, олицетворение импровизационности и раскрепощённости.
Программа фестиваля обещала, что желающих обучат свинговым танцам. Скорее, это был красивый и зажигательный мастер-класс. Линди-хоперы зарядили такой темп, что сопутствующие попытки повторить несложные, в общем-то, движения быстро прекратились. Но мощный коллективный энергетический посыл оркестра, уверенно и весело отыгравший свинговую программу, помноженный на танцевальный вихрь, дали-таки превосходный результат. Не знаю, многие ли из присутствующих освоили линди-хоп, но в изумительном настроении уходили, как мне увиделось, все. Не особо и промокнув, кстати.
— Свинг мы всегда играли, — напомнил Михаил Петропавловский. — И эта программа также была посвящена свингу и танцам, которые танцевали в эпоху свинга.
Гленн Миллер, Дюк Эллингтон — имена композиторов, произведения которых звучали вечером 20 июля, чтобы воссоздать атмосферу того времени. В общем, вечер удался.
История линди-хопа в Нижнем Новгороде началась, по воспоминаниям, в послевоенные сороковые. Родители известного пианиста Григория Файна, уроженца Горького, как назывался Нижний Новгород в 1932–1990 годах, танцевали свинговые танцы в грандиозном профсоюзном Дворце культуры имени Ленина. Этот «очаг культуры», как тогда выражались, пылал в те времена вовсю.
— Там же, в ДК Ленина на танцах, с моим отцом Анисимом Григорьевичем Файном на барабанах играл его друг юности — Евгений Александрович Евстигнеев, — рассказал Григорий Файн.
Файн-старший играл на аккордеоне и фортепиано, освоив инструменты, вероятно, в ансамбле песни и пляски 18-й воздушной армии, где он пробыл после войны в Румынии с 1945 по 1948 годы.
Вторая волна танцев под джаз началась уже в XXI веке.
— Для меня все началось на фестивалях «Джаз России», — поделилась своей историей постоянная зрительница Любовь Новикова, не пропускающая джазовые события. — С какой завистью я смотрела на тех, кто в силу природной пластики мог свободно импровизировать в проходе под заводные ритмы! Танцевать джаз очень хотелось. Способа — как — не было. Конец пролога… В 2003 году я наткнулась на очень заводное объявление Димы Муравьева на местном интернет-портале. Он приглашал осваивать парные танцы под джазовую музыку… Занятия были в ДК им. Маслякова. В программе были танцы в стиле свинг: линди хоп, шим-шэм, буги-вуги, шэг, чарльстон и др. Где Дима подхватил свинг? В командировке в Москву. Там уже целых две танцевальных студии продвигали эти танцы и устраивали крышесносные вечеринки в нарочитых тусовочных местах.
С тех пор в Нижнем Новгороде танцы под джаз сопровождали и фестивали, и юбилеи, и встречи в джаз-клубе «Джем-престиж», и разного рода опен-эйры. В скором времени студий стало уже две, одна из которых — как раз SDS, Social Dance Studio.
Я же – постоянная ведущая концертов и фестивалей — видела эти танцы только из-за кулис. Лишь год назад посчастливилось впервые увидеть свинговые вихри буквально рядом, ощутить это неистовый драйв вплотную – на фестивале линди-хопа Two Rivers Fest (2023). Это было в стенах бывшего нижегородского Дворянского собрания. Тени благородных предков определенно покинули свои потаенные углы и собрались в Бальном зале, где когда-то блистали в мазурке и вальсе. На этот раз, однако, ночной бал правил линди-хоп. В зале кружились-вертелись, веселились, выделывали кучерявые па участники всероссийского данс-фестиваля из 23 городов страны — Москва, С.-Петербург, Ростов-на-Дону, Таганрог, Самара, Новосибирск, Тюмень, Чебоксары, Казань. Нижний, конечно, тоже. Лёгкие, суперподвижные, молодые, красивые все, в ослепительных стильных образах!
А на сцене — биг-бэнд Михаила Петропавловского жарит во всю мощь большого джазового оркестра. Музыкантов не узнать — они тоже почти танцуют. Оказывается, когда перед оркестром с полноразмерным драйвом отплясывают триста человек, — это оказывает волшебное воздействие на инструменталистов, заводит их необыкновенно, а они, в свою очередь, подбрасывают огоньку в танцующее пламя, и это просто встречные цунами драйва, два энергетических потока, и я между ними: как только меня не расплющило… Это было незабываемое впечатление.
— Когда есть возможность танцевать под «живой» оркестр, я стараюсь не упускать этой возможности. Это настоящее счастье, — сказала после концерта в «Швейцарии» одна из участниц альянса «биг-бэнд плюс танец».
Надеюсь и очень хочу, чтобы эта практика продолжалась и развивалась и генерировала счастье. Кстати, недавно, 11 августа, оркестр Михаила Петропавловского вновь играл свинговую программу – на этот раз в «ракушке» в Александровском саду, это еще одна популярная нижегородская площадка – с танцорами линди хопа. И этот вечер тоже удался.