Пианист Евгений Лебедев не раз попадал в фокус внимания нашего издания и даже выступал нашим автором. Участник LRK Trio, член Союза московских композиторов, преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза», выпускник музыкального колледжа Бёркли (Бостон) и Российской академии музыки им. Гнесиных, эксперт Академии творческих индустрий «Меганом» рассказал «Джаз.Ру» о важности импровизации, проблемах образования и большой любви к джазу в России. Беседа состоялась по окончании образовательного заезда «Академия джаза Игоря Бутмана» в арт-кластере «Таврида».
Почему джаз называют особым способом мышления и при чём здесь импровизация?
— Джаз изначально импровизационное искусство, и умение импровизировать является основополагающим для джазового музыканта. Чем непредсказуемее музыкант это делает, тем интереснее получается композиция. Однако это не просто хаотичная свобода: играя, мы все равно придерживаемся формы, а самая лучшая импровизация — на тему. Но в отличие от классической музыки, которая стремится к совершенству и идеалу, джазмены сочиняют музыку на ходу, в режиме реального времени. И если для начинающих джазовых музыкантов ещё очень важно придумывать музыку заранее, то чем дальше они развиваются, тем больше хотят чего-то неизведанного в своем творчестве.
Это как в жизни. Когда тебе нужно сказать кому-то что-то важное, ты заранее подбираешь слова, репетируешь речь, а когда наступает момент, ситуация складывается таким образом, что диалог идёт совсем по-другому, и план просто не работает. То же самое в джазе — джазмены учатся всю жизнь, но чувствуют именно момент, настроение слушателей, акустику зала. И от этого навыка зависит класс музыкантов. В этом и есть магия джаза, когда одно и то же произведение каждый раз звучит по-разному.
Джаз — это универсальный язык. Например, на джемах музыканты, которые порой даже не знают друг друга, легко играют музыку вместе. Когда я впервые попал на такую импровизацию, я понял, что джаз — действительно другой способ мышления, невербальный язык. С тех пор я участвовал во многих джемах, в том числе международных, где люди говорят на разных языках, но как только они начинают играть — у них рождается общение. И чем выше класс музыканта, тем интереснее этот диалог получается.
Можно ли научиться импровизации?
— Способность к импровизации, думаю, заложена в человеке от природы — мы не можем постоянно делать одно и то же. С одной стороны, мы стремимся к комфорту, но с другой — от этого мы начинаем скучать. И здесь как раз открывается поле деятельности для импровизации, мы начинаем искать разные варианты. Этому же можно научиться и в музыке.
Я рекомендую начинать с простого — с импровизации в жизни. Для начала постарайтесь хотя бы в течение месяца ни разу не повторяться в своем пути на работу. Второй шаг — представьте мир как джазовый ансамбль, а себя — его частью. В джазе, как и в жизни, мы учимся вовремя брать инициативу, но также и вовремя слушать, иногда, может быть, немножко отстраниться и посмотреть на ситуацию с другой стороны. И третий шаг — не бояться ошибиться. Тогда у вас всё получится. В целом джазовые музыканты смотрят на ошибки по-другому. Я сам с какого-то момента начал воспринимать их как новые возможности. И джаз как раз учит этому.
Тогда зачем долго учиться джазу, если нужно просто импровизировать?
— Есть такое устойчивое выражение: лучшая импровизация — подготовленная заранее. Но для меня, как джазмена, лучшая — всё-таки — неподготовленная. Но чтобы достичь этого мастерства, необходимо идти к нему много лет: изучать основы, причем не обязательно только джаза. Например, важно знать ту же классическую гармонию и форму, чтобы уметь в процессе принять моментальное решение: не переиграть, не утомить слушателя, или наоборот, доразвить тему. Конечно, необходимо также заниматься и развитием слуха, потому что джаз — это умение реагировать спонтанно в общем звучании, причём так, чтобы оно было слаженным.
А вот когда человек всё изучил, то здесь и начинается самое сложное. Как говорят многие джазовые музыканты — нужно выйти на сцену и забыть всё, что знаешь. Перестать думать о нотах — самое сложное и страшное в этом моменте, но это сделать придется, так как джаз во многом музыка инстинктивная, в отличие от классики.
Как сегодня обучают джазу и как обстоит дело с джазовым образованием в регионах?
— Уровень образования сейчас, безусловно, вышел на другой уровень. Это произошло, в том числе, благодаря Академии джаза под руководством Игоря Бутмана: многие из наших педагогов обучались в лучших мировых учебных заведениях. Правда, на мой взгляд, механически переносить зарубежный опыт на нас нельзя. Мы всё равно должны идти своим путем, потому что у нас, в отличие от Запада, сильная классическая база. Если в Штатах исполнение джаза и обучение сфокусировано на слухе, то мы больше играем по нотам. И мне кажется, что наш путь — именно в этом слиянии двух методик. Этим, кстати, и отличаются многие русские джазмены, кто играет за рубежом. Но несмотря на то, что образование у нас отличается от западного, мы стараемся приносить в него такую же чёткость и структурированность. А дальше всё зависит уже от таланта студента: кто-то просто станет профессиональным музыкантом, который сможет красиво обыгрывать гармонию, а кто-то достигнет такого мастерства, что будет виртуозно импровизировать.
К сожалению, в регионах джазового образования пока не хватает. Несмотря на то, что интерес к джазу есть и люди активно ходят на концерты, он всё ещё набирает обороты, да и педагогов не так много. Вот, например, благодаря Академии джаза в регионах постепенно происходит усиление. Игорь Бутман отправляет туда опытных специалистов. В Крыму есть арт-кластер «Таврида», который поддерживает творческую молодёжь и круглогодично объединяет их на своей площадке. Вот недавно в Академии «Меганом» прошла образовательная программа «Академия джаза», которая собрала 82 талантливых молодых музыканта из 28 регионов. Я считаю, что такие инициативы могут очень помочь в объединении молодых музыкантов из разных регионов, обмене опытом и повышении уровня по всей стране.
Насколько популярен джаз среди молодёжи в настоящее время и почему он не теряет актуальности?
— В этом, кстати, мы вообще счастливые люди, потому что у нас все слои населения слушают джаз, не только в столице. Я, кстати, никогда об этом не задумывался, но сейчас вспомнил, что музыканты из других стран, приезжая к нам на концерты, часто удивлялись тому, что их приходят послушать и дети, и молодёжь, и люди постарше. Всё-таки за рубежом — и в Европе, и в США — джаз приходят слушать в основном пенсионеры.
Опять же, джаз не теряет актуальности, в том числе благодаря самой фигуре Игоря Михайловича. Он поднял популярность этого вида музыкального искусства своей личностью, медийным именем и любовью к своему делу. С его подачи в Москве уже три раза проходил колоссальный ежегодный джазовый фестиваль: по всему городу устанавливают сцены, там играет очень много музыкантов, проходят бесплатные концерты, что позволяет всем людям приобщиться к музыке. Многие благодаря такому просвещению меняют своё отношение к джазу.
Джаз в нашей стране развился настолько, что, во-первых, он уже давно существует наравне с академической музыкой, не уступает ей по сложности и звучит во всех залах. Вырос и класс музыкантов. И молодёжь как раз сейчас любит играть вот такой — современный, сложный джаз. По правде говоря, это не моя история, так как для моего восприятия он перенасыщен, и я иногда его не понимаю. Но стоит учесть, что у меня мышление человека XIX века, потому что мне в музыке важно именно чувство. Я люблю таких классиков, как Рахманинов, Чайковский — чтобы была и мелодия, и стройная форма, и развитие. Поэтому и в джазе для меня важно то же самое — чтобы в сердце отзывалось, чтобы импровизация была на опредёленную тему, чтобы это было изобретательно и интересно. Но я признаю, что есть другие музыканты, молодые и дерзкие, которые считают, что останавливаться нельзя и нужно музыку развивать и усложнять — и они тоже правы. Здесь просто каждый выбирает для себя. Думаю, что молодым музыкантам важно это пройти, но с годами, по-моему, хочется просто быть понятым. Ведь можно быть сложным, но при этом очень ясным.