XIX фестиваль «Архангельск Блюз»: постскриптум. Продюсер Тим Дорофеев рассказывает всё как есть

0
Фестиваль «Архангельск Блюз»-2024. Михаил Сюзев и Роман «Rommitz» Чащин, The Shakers
Фестиваль «Архангельск Блюз»-2024. Михаил Сюзев и Роман «Rommitz» Чащин, The Shakers

Фото: Наталья Кравченко, «Джаз.Ру»

С 26 по 29 мая 2024 года Архангельск снова был столицей российского блюза: здесь проходил 19-й фестиваль чистого звука «Архангельск Блюз». За четыре дня на четырех площадках выступил 21 коллектив. Мощные музыканты, разветвлённая программа, разные грани блюзовой музыки — всё это было подарено архангельским зрителям.

Фестиваль закончен, и можно подвести некоторые итоги. Каким был девятнадцатый фестиваль, какие традиции сохранил и чем отличается от фестивалей прошлых лет, рассказывает его автор, музыкант и продюсер Тим Дорофеев.

Тим Дорофеев (фото: Наталья Кравченко)
Тим Дорофеев (фото: Наталья Кравченко)

— Я редко бываю всем доволен, но тут я понимаю, что всё сложилось как надо. Мы получили множество восторженных отзывов от зрителей, музыканты благодарят за устроенный праздник. Все высоко оценивают чёткую организацию, высокий уровень участников, интересную и разнообразную программу. И, конечно, удивительную, тёплую, потрясающую атмосферу, которая сопутствовала фестивалю. Я сам очень доволен нашими прекрасными зрителями: что их заметно прибавляется, что они с таким удовольствием слушают хорошую музыку и так тепло встречают музыкантов.

На этом фестивале наконец сбылась моя мечта: 26 мая открытие фестиваля состоялось в формате open air. Когда-то часть фестиваля так и проводилась — в Музейном дворике, потом был период, когда опен-эйра вообще не было, а в этом году мы решили его сделать на площади перед Драмтеатром, чтобы познакомить значительную часть горожан с блюзовой музыкой. И я поставил на эту сцену шесть совершенно разных команд.

Скажу честно, это было непросто. Было много вопросов, которые мне пришлось решать: по обеспечению безопасности, установке сцены и пропускных рамок, согласованию с мэрией. Наконец, мы зависели от погоды. И все-таки праздник получился.

Зрители пришли, поддержали нас, они танцевали и подпевали музыкантам; было видно, что они прониклись этой музыкой — чего, собственно, мы и добивались.

На открытии участники проекта «Дети. Музыка. Жизнь» провели флэшмоб: дети играли блюз на духовых инструментах и выполняли перед сценой отрепетированные танцевальные движения, и это сделало open air ещё интереснее и ярче.

Группа Алёны Компанец на открытой сцене перед Театром драмы
Группа Алёны Компанец на открытой сцене перед Театром драмы

Открыла open air Алёна Компанец —прогрессивная певица, выступающая с мощной командой, показавшими блюз-роковое звучание. Потом играл наш легендарный Виктор Колесов из Вологды и его «Петрович Блюз Бэнд»: Виктора я всегда прошу исполнять свою авторскую музыку, и это тоже эксклюзив. Был кубинско-российский джем-проект Join Trip с акустической программой: две акустических гитары и вокал — Оззи Блантс (Ozzy Blunts) и Алехандро Дельгадо (Alejandro Delgado) плюс Михаил Данилов (вокал и перкуссия). Мне захотелось познакомить наших зрителей с проектом Soul Sacrifice, посвящённым творчеству Карлоса Сантаны — его возглавляет московский гитарист Вадим Иващенко.

Вадим Иващенко и Дмитрий «Ветеран» Честных в составе Soul Sacrifice
Вадим Иващенко и Дмитрий «Ветеран» Честных в составе Soul Sacrifice

Выступала группа The Shakers из Кирова, они играют в стилях рокабилли и рок-н-ролл, что стилистически хорошо ложится в формат блюзового фестиваля. А заканчивала концерт Ксения Федулова — одна из самых ярких представительниц российского авторского блюз-рока. Группа «Федулова» нас всегда благодарит, потому что лет 12 назад именно  фестиваль «Архангельск Блюз» дал им путёвку в жизнь, принёс известность.
СМОТРИМ ФОТОГАЛЕРЕЮ КОНЦЕРТА 26 МАЯ (нажмите на первое фото, чтобы галерея открылась во весь экран и её можно было листать)

«Архангельск Блюз»-2024
Флэшмоб участников проекта «Дети. Музыка. Жизнь»
« из 17 »

Конечно, наш фестиваль статусный, и выступление на нем показывает высокий уровень музыкантов.

Еще в этот день мы открыли фотовыставку в Петровском парке — это тоже было сделано впервые. На фотографиях были кадры с фестивалей прошлых лет, фото участников нынешнего фестиваля.

Опен-эйр получился, пусть для этого и надо было пройти через все эти согласования, установки, отключения, подключения… Ведь если не пройдёшь, так и не узнаешь, что ты и это можешь. Словом, открытие далось не легко, а впереди было ещё три дня.

И в традиционных концертах в Театре драмы 27 и 28 мая были изменения в организации. Я передвинул начало концертов на 18:30 и убрал один антракт, чтобы зрители, которым далеко добираться домой, смогли максимально полно посмотреть фестивальные концерты. Так что между первым и вторым коллективом не было перерыва. И здесь я хочу поблагодарить нашего ведущего, известного журналиста, знатока джазовой и блюзовой музыки Кирилла Мошкова — главного редактора «Джаз.Ру». Он шутил, что он заполнял паузы, пока на сцене шли перестановки. На самом деле он великолепно держал аудиторию, когда музыканты настраивались: он знаком со многими артистами, очень интересно рассказывает об их жизни и творчестве, об истории музыки, прекрасно подаёт эту информацию. То же самое было и на опен-эйре первого дня, когда выступления шли без перерыва.

Ведущий фестиваля Кирилл Мошков на сцене у Театра драмы 26 мая
Ведущий фестиваля Кирилл Мошков на сцене у Театра драмы 26 мая

Я старался выстроить программу фестиваля, чтобы каждый коллектив был со своим лицом, чтобы открывал для зрителя новую грань блюзовой музыки, чтобы они увидели, насколько богата и разнообразна эта музыкальная палитра.

Открывал второй день Михаил Клягин, очень известный музыкант, который играет со многими звёздами: в прошлом году он приезжал в составе группы Евгения Маргулиса. Он исполнял свою авторскую гитарную программу, мелодичный блюз-рок, ритм-н-блюз, красивая лиричная музыка.

Во второе отделение я поставил наш Art Blues Ensemble в составе: Тим Дорофеев — гитара, Константин Седовин — вокал, флейта, Мария Корель — вокал, Николай Клишин — бас, Алексей Барандов — барабаны и специальный гость Алексей Ткачёв — электроорган (Череповец). Мы подготовили новую, чисто блюзовую программу в нашем авторском стиле. Я очень трепетно отношусь к звуку и рад, что наша программа прозвучала достойно, что получилось то, чего мы добиваемся: фирменного звука, драйва.

Первопроходец российского блюза Алексей «Уайт» Белов
Первопроходец российского блюза Алексей «Уайт» Белов

Завершал этот день проект Алексея «Уайта» Белова из Москвы. Это человек-легенда, он играет блюз с начала 70-х годов прошлого века. И это придало нашей программе измерение такого старого, «олдскул», кондового блюза, то, чего нам всегда не хватает. Он приехал со своим сыном, Алексеем Беловым-младшим, известным звукорежиссёром и прекрасным пианистом. Эти музыканты создали то настроение, которым и хотелось закончить день.
СМОТРИМ ФОТОГАЛЕРЕЮ КОНЦЕРТА 27 МАЯ (нажмите на первое фото, чтобы галерея открылась во весь экран и её можно было листать)

«Архангельск Блюз»-2024
Михаил Клягин & Band
« из 13 »

Когда играл Алексей, я получил известие о кончине нашего барабанщика Олега Юданова. Очень сложно было вообще что-то делать. Это потеря, которую пока не удаётся осознать.

Начало концерта 28 мая. Артиста провожают аплодисментами: Тим Дорофеев (на сцене) сообщил об уходе из жизни Олега Юданова

Третий фестивальный день открывал Дмитрий Четвергов — очень авторитетный музыкант, только что отмеченный званием заслуженного артиста РФ. Он больше рок-гитарист, и на фестивале тоже играл свою авторскую музыку — рок и блюз. Он особенно благодарил за то, что мы продвигаем инструментальную музыку, которой он себя посвятил.

И после этого мощного гитарного сета, на контрасте, я поставил интеллектуальный фьюжн на блюзовой основе — Electric Project выдающегося композитора и пианиста из Санкт-Петербурга Андрея Кондакова со специальным гостем — блистательной певицей Элизабет Аллаи (Elizabeth Allai).

Андрей Кондаков
Андрей Кондаков

И, конечно, фееричное окончание третьего дня — Денис Мажуков (Москва) с командой, российский король традиционного рок-н-ролла. С ним выступали наши Blues Voices — вокальная группа студентов музыкального колледжа под руководством Ирины Олещенко, курировала проект Мария Корель.

Для меня это было небольшой авантюрой: материал был прислан вокальной группе заранее, но я не был на их репетициях и, понимая, что это студенты, которые никогда не участвовали в подобных проектах, был готов ко всему. Когда на единственной общей репетиции они спели первую песню, мы выдохнули. Девчонки молодцы, справились.

Денис Мажуков и Blues Voices
Денис Мажуков и Blues Voices

А Денис, конечно, мастер, известный не только в нашей стране; наши зрители приняли этот проект с восторгом, и я рад, что они смогли увидеть и услышать его.
СМОТРИМ ФОТОГАЛЕРЕЮ КОНЦЕРТА 28 МАЯ (нажмите на первое фото, чтобы галерея открылась во весь экран и её можно было листать)

«Архангельск Блюз»-2024
Дмитрий Четвергов
« из 26 »

Вот уже третий год я делаю клубную фестивальную программу в Джаз-клубе Тима Дорофеева для тех зрителей, кто любит сидеть за столиком, танцевать, слушать музыку в клубной атмосфере. Программа открылась проектом Елены Узкой и Леонида Сорокина «Блюз для чайников». Потом выступал ансамбль Марии Корель MKJazz, у которых в последнее время очень прибавился блюзовый репертуар, и они его достойно представляют.

На сцене клуба выступал ансамбль Игоря Горькового, свою авторскую программу играл Андрей Барбашов — московский пианист родом из Северодвинска, которого поддерживали наши музыканты Николай Клишин и Валерий Журавлёв, два дня звучала джемовая блюзовая программа очень сильной сборной команды North West Project (Санкт-Петербург — Череповец — Вологда): Сергей Гурьев — гитара, вокал и Александр Чернышёв — бас (оба из группы The Jet’s, Санкт-Петербург) Андрей Яблоков — барабаны (Вологда) и Алексей Ткачёв — клавишные (Череповец).

Свою блюзовую программу представила известная архангельская команда «Наши», акустический блюз исполнял проект Trinity (Москва): Владимир Бабошин — гитара, вокал, Степан Гречка — гитара, вокал, Михаил Данилов — перкуссия. Каждый день в клубе были небольшие джемы.

В рамках фестиваля проходили концерты и в известном музыкальном клубе «Колесо», там играли The Shakers и Trinity, так фестиваль охватил еще одну площадку: отдельное спасибо директору «Колеса» Александру Мезенцеву.

Firewood Blues Band: Дмитрий «Ветеран» Честных, Екатерина Самкова
Firewood Blues Band: Дмитрий «Ветеран» Честных, Екатерина Самкова

Фестиваль и закончился клубным концертом — это произошло 29 мая. Играл наш Art Blues Ensemble, затем Firewood Blues Band — квартет гитаристки и вокалистки Екатерины Самковой (Москва), они частые гости нашего клуба и фестиваля. И совершенно неожиданно за неделю до фестиваля в программе появилась команда Second Frenzy и певица Алиса Шпиллер. Что творилось в клубе: они бисировали, публика в восторге, не отпускает артистов, а им уже уезжать… Вот на такой яркой ноте и закончился наш девятнадцатый фестиваль!

А мы тем временем уже начали подготовку к двадцатому, юбилейному.

Я хочу поблагодарить нашего генерального спонсора — банк ВТБ, который уже много лет нас поддерживает и благодаря которому мы можем делать престижный фестиваль на таком высоком уровне. Поблагодарить всех наших партнёров, волонтёров, администраторов, водителей. Конечно, прекрасных музыкантов и замечательную публику — мы все вместе сделали этот праздник.

Я считаю, что мы выполнили главную задачу фестиваля — показать разнообразие блюзовой музыки, привезти артистов, которых наши зрители больше нигде не смогут послушать и увидеть. Именно для этого я стараюсь, чтобы у нас максимально звучала авторская музыка, чтобы люди слышали, что есть музыка — разная.

Так что готовьтесь к двадцатому фестивалю, будут новые сюрпризы: что я придумаю в следующий раз — не знает никто. Даже я сам.

Кирилл Мошков. Комментарий ведущего:

— В принципе, Тим исчерпывающе описал прошедший фестиваль, описал как единое музыкальное целое. Дорофеев — один из тех продюсеров, для кого фестиваль представляет собой не просто набор номеров или отделений, но цельную музыкальную композицию: он держит весь фестиваль в голове целиком. Неудивительно: Дорофеев ведь не только продюсер, он прекрасный музыкант с острым чувством формы. Сверхкрупную музыкальную форму «фестиваль», не выделенную пока что ни одним учебником теории музыки, но несомненно существующую, он ощущает как мало кто ещё, причём видит (и, скорее всего, слышит) её заранее. Благодаря этому Тим, продумывая программу фестиваля, так удачно тасует и перекладывает порядок выступлений, что они идеально стыкуются, какими бы контрастными они ни были — стилистически, динамически, темброво…

Я был горд вновь, уже в четвёртый раз, быть частью этой развёрнутой четырёхдневной композиции в блюзовом ладу, причём не только в качестве ведущего. Никогда не пытаюсь соревноваться с профессиональными музыкантами на их поле: я ведь басист-то ненастоящий, хотя когда-то и играл 10 лет в блюз-роковом коллективе. Но мне нравится, что Тим придумал такую дополнительную краску в программе фестиваля: во время выступления его Art Blues Ensemble ведущий неожиданно появляется на сцене с бас-гитарой и участвует в исполнении одного номера. Публика, во всяком случае, реагирует на этот трюк довольно живо. Я давно уже толком не занимаюсь на инструменте, так что больше одного номера подряд и не сыграю (пальцы ведь ослабевают, если долго не играешь: это же прежде всего мышечный навык), но был рад исполнить с архангельским блюзовым коллективом классический блюзовый номер «Every Day I Have The Blues», причём дважды — на сцене Театра драмы им. Ломоносова 27 мая и в Джаз-клубе Тима Дорофеева 29 мая. Было как минимум весело!

29 мая, Клуб Тима Дорофеева. Алексей Барандов, Константин Седовин, Кирилл Мошков, Мария Корель, Тим Дорофеев, Алексей Ткачёв
29 мая, Клуб Тима Дорофеева. Алексей Барандов, Константин Седовин, Кирилл Мошков, Мария Корель, Тим Дорофеев, Алексей Ткачёв
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.