In Memoriam. Пианист Виктор Прудовский (1942–2024)

1
Виктор Прудовский (фото: Михаил Кулль, 1967)
Виктор Прудовский (фото: Михаил Кулль, 1967)

20 мая в городке Роквелл, штат Мэриленд — пригороде Вашингтона, столицы США — ушёл из жизни джазовый пианист Виктор Прудовский. Ему было 82 года.

Виктор Александрович Прудовский родился в городе Фрунзе, Киргизская ССР (ныне Бишкек, столица Кыргызстана) 3 января 1942 года. Энциклопедический справочник «Джаз в России» Владимира Фейертага (2009) пишет о Прудовском скупо:

В 1956 окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в 1960–62 учился в Московском автомеханическом институте. С 1964 года руководил эстрадными ансамблями в Москонцерте. Стал известен, выступив на московских фестивалях в 1965 и 1967 годах (с собственным трио, в квартете с Леонидом Гариным, в секстете Георгия Гараняна). В 1975-77 совершенствовался в 3-м Московском областном музыкальном училище у Вагифа Садыхова. В 80-е годы руководил ансамблем «Время», аккомпанировал Иосифу Кобзону. Вернулся на джазовую сцену в конце 80-х годов, выступал с Алексеем Кузнецовым, Алексеем Козловым, Александром Симоновским и другими ведущими музыкантами Москвы. В 1995 году эмигрировал в США.

Классический представитель «поколения инженеров» в советском джазе, Виктор Прудовский действительно учился в МАМИ (ныне часть Московского политехнического университета) и на джазовую сцену пришёл со скромной академической подготовкой уровня детской музыкальной школы — но зато с огромной любовью к джазу, чувством стиля и стремлением овладевать этим видом музыкального искусства. В середине 70-х, когда новые правила потребовали у столичных ресторанных и эстрадных музыкантов наличия диплома о профессиональном образовании, Прудовскому, одному из самых компетентных джазовых пианистов Москвы, действительно пришлось получать диплом в 3-м областном музучилище, где его педагогом числился Вагиф Садыхов — пианист на 4 года младше Прудовского.

Прудовский действительно выступал на II и IV Московских джазовых фестивалях (1965 и 1967) в нескольких составах. Первые его студийные записи были сделаны после фестиваля 1965 г., когда несколько ансамблей-лауреатов фестиваля получили приглашение записаться во Всесоюзной студии звукозаписи для первого в советской истории фестивального сборника «Джаз–65». На первом (из двух) виниловых дисков сборника Прудовский играл в двух треках, записанных квартетом вибрафониста Леонида Гарина.

А на втором диске «Джаз–65» был трек в исполнении трио самого Прудовского (фактически, квартет Гарина без Гарина): Прудовский за роялем, Адольф Сатановский на контрабасе и Александр Гореткин на ударных. Они играли сделанную Прудовским джазовую обработку песенной темы композитора Вано Мурадели «Не грусти».

IV Московский джазовый фестиваль 1967 года записывался для Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» уже прямо на концертах. Во второй (из трёх) виниловых дисков сборника вошёл трек в исполнении того же квартета Леонида Гарина с Прудовским за фортепиано — обработка песенной темы татарского композитора Азона Фаттаха «Хороши вечера на Оби».

Была, действительно, и постоянная работа в Москонцерте, и аккомпанемент Иосифу Кобзону, и выступления на московской джазовой сцене конца 1980-х — начала 1990-х гг. В частности, на Калининградском джазовом фестивале в конце 1980-х Прудовский выступал как клавишник в дуэте с саксофонистом Алексеем Козловым.

С Козловым играл Виктор Прудовский и для, возможно, самой обширной аудитории в своей жизни — под открытым небом среди ещё не разобранных баррикад у московского Белого Дома на следующий день после провала путча ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) 22 августа 1991 г. С Козловым и Прудовским в этом ансамбле играли тенор-саксофонист Станислав Григорьев, бас-гитарист Александр Ростоцкий и барабанщик Виктор Епанешников.

Есть видео, где квинтет Виктора Прудовского играет на первом московском «джазовом пароходе», с которого в 1994 г. начиналась история «Джаз Арт клуба». Станислав Григорьев — тенор-саксофон, Алексей Кузнецов — гитара, Виктор Прудовский — клавишные, Игорь Кантюков — контрабас, Эдуард Зизак — ударные. Видеосъемка: Светлана Прудовская.

Массовая аудитория тоже знала музыку Прудовского, но это был не джаз. Поколение, родившееся в конце 1980-х — начале 90-х, росло с одной из последних специализированных детских телепередач — «Зов джунглей», которая выходила с 1993 по 2000 год сначала на Первом канале Останкино, затем на ОРТ. В заставке этой детской телеигры звучала песня, текст которой написал ведущий Сергей Супонев, а музыку — Виктор Прудовский. Первоначально телеигра выходила в эфир утром в субботу; после 1998 г., когда Прудовский уже уехал из страны, она была перенесена на вечер среды, и заставка была перезаписана с новым текстом. Вот первая, «субботняя» версия 1993 г., записанная на синтезаторе самим Прудовским.

Прудовский эмигрировал в 1995 году и следующие почти 30 лет провёл в пригороде Вашингтона. Работа, конечно, была не в тихом пригороде, а в столице, но и сам Вашингтон трудно назвать крупной джазовой сценой: это не Нью-Йорк и не Лос-Анджелес, а конкуренция среди множества весьма компетентных музыкантов (ведь в Вашингтоне, помимо всего прочего, базируется множество военных оркестров, где почти все музыканты имеют джазовую подготовку!) — огромная. Несмотря на невероятно обширное знание джазового репертуара и отличное чувство стиля, большой джазовой карьеры в США Прудовский не сделал: работал в основном в ресторанах, например в пятизвёздочном стейкхаусе Prime Rib, а в последние годы активной жизни регулярно играл для пациентов дневного стационара Rainbow Gardens. Возможно, сыграло роль и то, что английский язык до переезда в США он знал не слишком хорошо… Тем не менее, это была спокойная, обеспеченная жизнь, с Виктором была его супруга Светлана, у них в США росли дети и внуки.

Виктор Прудовский никогда не упускал случая поиграть с давними московскими знакомыми: вот съёмка 2011 г., где в Вашингтоне вместе с ним играет Игорь Бриль.

Несмотря на относительную неизвестность в шоу-бизнесе США, репутация Прудовского среди вашингтонских музыкантов была очень высокой, прежде всего за счёт его обширнейшего знания так называемой «американы» — гигантского пласта песен американской эстрады ХХ столетия, из которого и джаз черпает свой «стандартный» репертуар. Но постепенно активность угасала, появились серьёзные проблемы со здоровьем…

В России Виктор Прудовский, судя по всему, последний раз побывал в 2011 году: он выступал на праздновании полувекового юбилея первых московских джазовых кафе, которое было проведено энтузиастами «Джаз Арт клуба» и жившим в Израиле пианистом Михаилом Куллем в клубе «Эссе». Там он играл и с Алексеем Козловым…

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Известие, как удар по голове.
    Скончался Витя Прудовский.
    Мы были дружны с институтских лет.
    Я гостил целую неделю у него дома в Мэриленде в 2005 году.
    У нас было много общих интересов от джаза до автомобилей.
    Он бывал у меня на работе в институте НАМИ, где я помогал ему решать технические проблемы с его автомобилем.
    А я часто бывал у Виктора дома, где он помогал мне осваивать компьютерные премудрости в области обработки и редактирования записей, естественно мы и расслаблялись под звуки джаза из его большой коллекции аудио и видеозаписей.
    Уезжая в Америку Витя подарил мне часть своей коллекции.
    В 2011 году я был несказанно рад, когда он появился в джаз клубе ЭССЕ. Его появление в Клубе ветеранами было принято с восторгом,так как в джазовом мире он имел большой авторитет и уважение. Кстати, музыканты дали ему кличку «Масик», думаю, потому что он был добрым и отзывчивым человеком.
    Мы пообщались, выпили, как полагается при дружеской встрече.
    В своей книге стихотворных двустрочных портретов «Заметки на салфетке» я посвятил Вите две строчки:
    Музыкант, добряк и без сомнений
    Среди нас он компьютерный гений.
    Нас разделили расстояния, но мы были по-прежнему дружны и подолгу общались в вотсапе, по скайпу.
    Я скорблю и сострадаю.
    Мои искренние соболезнования его жене Светлане,
    сыну Александру и его семье, его друзьям.
    Александр Эйдельман

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.