13 апреля в Санкт-Петербурге отметил 30-летие джазовый клуб JFC. Пять лет назад, когда эта площадка отмечала 25-й день рождения, санкт-петербургская журналистка Яна Кобзева подробно изложила для «Джаз.Ру» историю клуба. Перечитывая её, мы понимаем, что отмечается, строго говоря, 30-летие прихода арт-директором в тогдашний «Новый джазовый клуб» пианиста Андрея Кондакова: тогда, в 1994-м, клуб работал совсем в другом месте, по нынешнему адресу Шпалерная, 33 въехал совсем под другим названием в 1996-м, название JFC появилось ещё позже, а нынешняя расшифровка Jazz Friends Club — и вовсе несколько лет назад. Но это не главное. Главное — идея клуба, которую выработало его ядро: арт-директор Андрей Кондаков, выдающийся российский джазовый композитор и пианист, и два управляющих партнёра — Феликс Народицкий и Виталий Юденок. Это и есть JFC, где бы он ни находился, и именно это ядро отмечало 30-летие проекта 13 апреля на Новой сцене Александринского театра, которая вмещает раз в 10 больше слушателей, чем маленький зальчик JFC, и всё равно была набита битком. Концерт представлял собравшимся генеральной продюсер Новой сцены Александр Малич.
Первое отделение, «Импровизация без границ», представило часть обширного круга проектов с участием арт-директора клуба: символичным образом концерт открыл своим соло барабанщик трио Андрея Кондакова — Гарий Багдасарьян, который играл и на самой первой сцене нынешнего JFC 30 лет назад.
Логичным образом вослед явилось и само трио: Андрей Кондаков за фортепиано и Владимир Волков с контрабасом.
А затем на сцене произошла стремительная трансмутация: трио Кондакова с участием Волкова сменило ещё одно трио с участием Кондакова и Волкова.
Это было работающее на мировой джазовой сцене уже более 20 лет Трио ГКВ, Гайворонский–Кондаков–Волков: трубач Вячеслав Гайворонский, пианист Андрей Кондаков и контрабасист Владимир Волков.
Впрочем, трио ГКВ, в соответствии с эзотерическими петербургскими традициями, состояло в этот вечер не из трёх (как ему положено), а из четырёх музыкантов.
С трио играл специальный гость — москвич Пётр Ившин, один из самых универсальных, ярких и свободных барабанщиков российского джаза последних десятилетий.
В большом сборном юбилейном концерте главное — не переиграть. Первое отделение идеально соответствовало этому принципу: была показана многообразная, тонкая, умная и захватывающая музыка, и было её ровно столько, чтобы хотелось слушать ещё. Непростое отделение, которое просто в силу обширности талантов участвовавших артистов оказалось идеально доступно аудитории, хотя прозвучавшая музыка находилась далеко за пределами джазового мэйнстрима.
Второе же отделение, «Латиноамериканская история JFC», было иным. JFC с самого начала своей истории активно сотрудничал с музыкантами, продвигавшими на петербургской сцене латиноамериканские направления джаза. И у этих музыкантов есть неоспоримый лидер, живущий в культурной столице России уже три десятилетия кубинский перкуссионист и барабанщик Йоэль Гонсалес. Именно он представлял второе отделение, собрав на сцене интернациональный состав с российским (вибрафонист Алексей Чижик и флейтистка Ирина Шарф), кубинским (все остальные) и, на последней пьесе, бразильским участием (вокалист Саул Тупи).
В основе состава был проект Йоэля под названием Philoritmica: сам он на ударной установке, Гильермо Рейес на гитаре-трес, Владимир Планас на конгас, Иван Гуардиола на саксофоне и бас-гитарист Луис Адриан Менесес.
Куба и Бразилия — два ритмических и эстетических полюса латиноамериканской музыки, и в последнем номере они сплелись в тесном объятии: это была «Mas Que Nada», среди русских музыкантов обычно именуемая «Машке надо», но в данном случае прозвучавшая с аутентичным португальским текстом в усреднённой поп-самба-фьюжн версии, далёкой и от оригинала Жоржи Бена, и от популярной джазовой версии Сержио Мендеса, и от других популярных версий, имя же им легион — зато бесконечно близкой максимально широкой публике, даже если она пришла на юбилей джазового клуба и в первом отделении заявила понимание и сопричастность самой современной и передовой джазовой тенденции. Публика приняла бразильско-кубинскую кульминацию как родную, тем более что Алексей Чижик своими эффектными соло на вибрафоне настойчиво тянул эту латинскую поп-стихию на джазовую сторону: велика объединяющая сила джазового искусства!
Автор этих строк был чрезвычайно тронут предложением приветствовать юбилей клуба со сцены от лица (большая честь!) всей российской джазовой общественности, что и было мною проделано в начале третьего отделения, когда на сцене появился Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова.
Это, строго говоря, студенческий оркестр слушателей эстрадного отделения Санкт-Петербургского музыкального училища им. Мусоргского, но звучит он по-взрослому профессионально, имеет в составе ряд ярких солистов (автора особенно впечатлила, и уже не впервые, альт-саксофонистка Полина Ильина) и квалифицированно поддерживал многочисленных звёзд петербургской сцены, которые присоединялись к нему на протяжении всего отделения.
Надо отметить удивительную хватку артистичного Сергея Богданова, который умело делает из выступления отлично звучащего молодёжного оркестра настоящее шоу.
Были тут и популярный вокалист Билли Новик, вместе с арт-директором своего клуба The Hat Александром Буткеевым приветствовавший дружественный клуб JFC и затем спевший джазовый стандарт под фортепианный аккомпанемент Андрея Кондакова (это, кстати, был первый случай в истории, когда Билли и Андрей выступали вместе!), и опытнейший контрабасист Григорий Воскобойник, экспертно сыгравший роль и музыку Чарлза Мингуса.
Был и вставной номер, исполнение песенки The Beatles под аккомпанемент двух акустических гитар — и это было совершенно уместно, потому что пела Марина Капуро, которая регулярно выступает в JFC с фолк-программами. Была и яркая, страстная Лера Гехнер, которая так эффектно спела с Mussorgsky Jazz Orchestra номер из репертуара Дайны Вашингтон «I’m Mad About The Boy», что в воздухе повис вопрос настоятельной необходимости хотя бы временного вывода певицы из эйсид-фьюжн поля в область джазового мэйнстрима посредством создания биг-бэндовой программы — Лера своим выступлением отчётливо заявила, что такая программа стала бы настоящей бомбой!
В финальной «Night Train» с оркестром ярко и стильно сыграл теноровое соло руководитель «Ленинградского диксиленда» Олег Кувайцев.
Заслуженный артист к тому же воплотил, к общему удовольствию, старую традицию джаз-клуба «Квадрат», предусматривавшую создание и зачитывание со сцены юбилярам уморительного стихотворного «адреса» — рукописный листок с оригиналом этого опуса был тут же подарен управляющим партнёрам JFC Феликсу Народицкому и Виталию Юденку, которые, не сходя с места, поклялись страшною клятвой отсканировать этот драгоценный документ и передать его вашему корреспонденту для коллекции Центра исследования джаза, на каковом слове я их настоятельно ловлю.
Планировались выступления Игоря Бутмана и Давида Голощёкина, но по вполне уважительным причинам народные артисты вынуждены были ограничиться видеопоздравлениями, звучавшими на мультимедийных системах в фойе Новой сцены.
Там же, в фойе, «на вход гостей» и затем в первом антракте играл яркий ансамбль традиционного джаза Easy Winners, который уже много лет несёт знамя диксилендового искусства по всему Санкт-Петербургу, а склонность посетителей к созерцанию прекрасного была приятно взбудоражена небольшой выставкой живописи и графики, созданной музыкантами, постоянно выступающими в JFC, и даже сотрудниками клуба — для собравшихся небольшую экскурсию по этой выставке компетентно провёл контрабасист Владимир Волков.
Выставку «Вне сцены» курировала продюсер концерта Яна Кобзева; впоследствии выставка была перенесена в пространство Zarenkov Gallery, где и продолжалась до финисажа 20 апреля.
А самым трогательным моментом стало показанное в начале концерта на экране зала Новой сцены видеоприветствие от Владимира Борисовича Фейертага. Планировалось, что патриарх российского джазового сообщества станет одним из специальных гостей юбилейного концерта. Увы, не случилось: 4 апреля в Санкт-Петербурге 92-летнего мастера проводили в последний путь, но видеть его в юбилейный вечер на большом экране живым, искрящимся энергией и бесконечно мудрым было очень важно — он говорил наверняка примерно то, что сказал бы и со сцены, делясь своей любовью к JFC как клубу, как сообществу друзей джаза (недаром в последние годы название клуба расшифровывается как Jazz Friends Club) и как бы напоминал нам, что 7 мая в JFC состоится однодневный фестиваль «Мы помним Фейертага».
Автор выражает глубокую признательность организаторам юбилейного вечера, прежде всего продюсеру концерта Яне Кобзевой и арт-директору JFC Андрею Кондакову, за приглашение в Санкт-Петербург и возможность приветствовать юбиляров со сцены. Долгих лет активной творческой работы легендарному клубу!