По призыву редакции «Джаз.Ру» участники российского джазового сообщества — музыканты, джаз-фэны, джазовые специалисты — присылают нам воспоминания о том, каким в жизни каждого из них был Владимир Борисович Фейертаг (1931-2024). Главный редактор Кирилл Мошков писал на своей странице в социальной сети ВКонтакте:
У многих из нас был свой собственный Фейертаг — такой Владимир Борисович, каким только мы его знали. Я уже написал о «моём Фейертаге» и знаю, что многие тоже пишут подобные же воспоминания о той роли, которую ВБФ сыграл в жизни каждого из нас. Присылайте эти воспоминания нам, если хотите. Мы с радостью и трепетом опубликуем подборку ваших (наших) воспоминаний о ВБФ на «Джаз.Ру». Это важно! Можно присылать тексты (и фото, если есть какие-то уникальные кадры с вами и ВБФ) мне на рабочий адрес. Думаю, это нужно сделать обязательно!
Сегодня — первая серия посвящений «нашему Фейертагу». Мы продолжим этот цикл через несколько дней. Материалы продолжают поступать.
Тромбонист Антон Боярских, Санкт-Петербург:
С Владимиром Борисовичем мы любили поговорить… О книгах, музыке и музыкантах, о жизни, повсеместно вставляя шутки и подколы. Моё личное знакомство началось с его фразы: «молодой человек, вам нужно к нам в Петербург!» Это было на фестивале в Выборге 2 июля 2011 года, я тогда руководил своим оркестром, который и привёз туда. Ему понравилась моя смелость взять музыку не исполняемого на тот момент Чарлза Мингуса, мои аранжировки его произведений и авторские композиции. Наверное, он во мне увидел что-то ещё тогда… Я собрал вещи и через месяц был в Петербурге.
Потом мы вместе работали в Университете культуры. Общались иногда. Много позже он предложил мне сыграть сольную партию с оркестром в произведении «Artistry in Rhythm» Стэна Кентона, которого он любил. Это был его юбилей на сцене Джазовой Филармонии. ВБ сделал свою аранжировку, и тромбону отводилась роль главного голоса. Почему я? Ему виделось, что моя современная игра подходит к этому произведению, и я должен был сыграть этакую «безумную» каденцию. Не знаю, остался ли он доволен моим исполнением (я — точно нет). Ещё позже он звал меня в свои проекты в Петроконцерте, рассказывал обо мне руководителям Филармонии им. Шостаковича, мол — обратите внимание. Давал читать книги с возвратом, и строго к этому относился. «Книги — это всё, а их почти не читают», — говорил он. Он подарил мне первый экземпляр своей последней книги с подписью: «Антону, лидеру альтернативного джаза. Ура!» Говорил, что раньше можно было «подкатить» к девушке с вопросом: «хотите почитать книги?» Он был очень обаятельный, все таяли перед ним (даже и в возрасте 90 лет).
Поле того, как он ушел из Университета культуры, в котором преподавал историю джаза «тем, кому это не надо» (конечно, не всем это было интересно, но были и те, кто ценил его лекции) — его место в некотором роде пришлось занять мне. Я начал говорить о джазе именно тогда, и это сподвигло меня на то, чтобы стать лектором. Я всегда консультировался с ним, мы дополняли друг друга информацией, чтобы наши слушатели могли лучше понять музыку джаза. Он говорил: «никому это не надо, придут несколько человек…» Я ему твердил, что это чертовски важно. «Беспокойный вы человек, Антон», — отвечал он. Я организовал «Джазфак» (джазовый факультатив) именно для того, чтобы у нас была возможность его слушать и слышать, пока эта возможность была. Он участвовал до последнего, готовился и рассказывал нам такое, что нигде не прочесть и не узнать, и выдумывал такие названия, чтобы было интересно прийти. Приходили… по-разному. Иногда много, иногда мало. Он рассказывал нам СЕБЯ! Особенно я любил финалы. Так он мог красиво закончить…
Последнюю тему он так и не рассказал. Попросил отложить… Его очень любила команда бара. С каким трепетом ребята слушали и старались угодить ВБ. Иногда он соглашался на рюмочку коньяка (но не в последнее время), мы наливали ему лучший в баре. «А знаете Антон, что я сделаю, когда приду домой? — Что, Владимир Борисович? — Выпью еще одну». И растекался в улыбке. Он часто выбирал мои концерты, чтобы вести конферанс, а потом отказался, сказав, что я и без него справляюсь. Любил гулять — и не любил, когда ему подают руку или помогают взойти на сцену. Сам! И еще много-много другого, что я оставлю себе и буду помнить, пока есть память. На фото — наш с Аполлинарией Корягиной проект «Джазовый посредник» в «Подписных Изданиях». Первый герой, кого мы хотели и решили позвать, был, конечно же, Владимир Борисович Фейертаг. Мы не могли по-другому. Нам важно было начать с него и успеть поговорить с ним обо всем. Жаль, у нас было мало времени, но его много и не бывает, особенно, если мы говорим о ВБ. Он ушел в тёплый и солнечный день четверга… Спасибо, маэстро! Вечная память.
Пианист и композитор Евгений Лебедев, Москва:
Для меня голос Владимира Борисовича Фейертага всегда ассоциировался с праздником и счастьем, со встречей с настоящей музыкой. Ещё школьником я старался посещать все возможные большие джазовые концерты, которые неизменно вёл Владимир Борисович в Концертном зале Чайковского, Театре Эстрады, ЦДРИ, в Доме Композиторов и на многочисленных джазовых фестивалях. Именно Владимир Борисович по-настоящему открыл для меня отечественных звёзд джаза: Игоря Михайловича Бриля, Владимира Николаевича Данилина, Станислава Петровича Григорьева, Михаила Моисеевича Окуня, Алексея Алексеевича Кузнецова… продолжать можно долго. Фейертаг искренне любил музыку и музыкантов, заражая этой любовью и зрителя. Представляю, как легко играется, когда тебя на сцену приглашает сам Фейертаг. Помню как на одном из подобных сборных концертов Владимир Борисович говорил весьма длинную вступительную речь к концерту, я потерял счёт времени, это было невероятно интересно, остроумно, познавательно и только усиливало эффект праздника музыки, когда артисты вышли на сцену. А какая невероятная работа была проделана им для составления энциклопедии джаза, даже представить не могу. Спасибо Вам за всё, дорогой Владимир Борисович!
Вокалистка Алла Туровская, Санкт-Петербург:
Однажды весной 2021 года у меня раздался звонок, и слегка надтреснутый картавый голос произнес:
— Аллочка, здравствуйте, это Владимир Борисыч Фейертаг. Не будете ли вы против, если я приду в клуб JFC на ваш концерт и буду его соведущим, расскажу что-то о стиле босса-нова и всякие интересные факты?
Я? Против?! Да я от восторга обалдела, что Фейертаг вообще знает, кто я такая, да ещё и придёт на мой концерт рассказывать интересности!
— Аллочка, ну что вы, конечно же, я вас прекрасно помню ещё по конкурсу «Осенний Марафон» в Филармонии джазовой музыки, вы тогда прекрасно выступили!
Сказать, что я была в состоянии счастья от того факта, что САМ Фейертаг, великий, наше джазовое достояние, знаток джаза, умнейший человек и великолепный рассказчик, будет принимать участие в нашем концерте — это ничего не сказать!
В последний раз мы виделись на фестивале JazzLove Fest; он был ведущим концерта, я подошла к нему подписать его книгу, он был тронут и опять наговорил мне кучу хороших слов, и мы очень душевно тогда пообщались. 28 марта 2024 наш джазовый ангел покинул нас, ему было 92 года, и до последнего он вел активную просветительскую деятельность и принимал участие в концертах и фестивалях.
Я благодарна судьбе за то, что она позволила соприкоснуться с Вами, Владимир Борисович — общаться и быть причастной.
Дмитрий Спирёв, доцент Челябинского государственного института культуры:
Будучи вторым дирижёром Челябинского биг-бэнда «Джаз Академия» под управлением Стаса Бережнова, я впервые познакомился с ВБФ на джаз фестивале «Какой удивительный мир» в 2008 году. Я дирижировал двумя произведениями, которые самостоятельно подготовил с оркестром. Станислав Васильевич предоставлял время после основной репетиции с биг-бэндом, оставляя меня «взрослеть и работать над собой, оттачивая мастерство дирижёра джазового оркестра». Ведущим фестиваля был Владимир Борисович, мэтр джазовой сцены. Первое произведение под моим началом он объявил только названием — «Ночной поезд». Выходя на сцену, я в душе возмущался: мол, где же моё имя, почему он его не назвал? Наверное, специально, чтоб понимал, каков мой статус на этой сцене. Но мы сыграли неплохо, даже хорошо. Публика была приятно удивлена, судя по аплодисментам. Конечно, это отметил Фейертаг, и второе произведение представил уже с моим именем: «Сэмми Нистико «Никто не совершенен», дирижирует Дмитрий Спирёв». И мы сыграли, отлично сыграли! И он, Владимир Борисович Фейертаг, мэтр джазовой сцены, старейшина с беспрекословным авторитетом, который слышал великие джазовые оркестры, вдохновлённый услышанным (как мне хочется думать!), напоследок уже объявляет: «Дмитрий Спирёв дирижировал этой замечательной пьесой а-ля Каунт Бэйси». Я был счастлив! Сам Фейертаг сопоставил моё имя с великим Бэйси, намекая, что получилось похоже! Я очень горд этой записью, горд, что имел честь общаться с Владимиром Борисовичем. Светлая память!
СЛУШАЕМ: «Джаз Академия» играет «Nobody’s Perfect» (Sammy Nestico, дирижирует Дмитрий Спирёв). Челябинск, 2008, объявляет Владимир Фейертаг
Анна Филипьева, заместитель главного редактора «Джаз.Ру», Москва:
Для меня Владимир Борисович навсегда останется образцом мудрости, интеллигентности и доброжелательности. Он был ироничен и обладал выдающимся чувством юмора, но этот арсенал никогда не употреблял в обиду кому бы то ни было. Обладая выдающимися энциклопедическими знаниями и умением подобрать в споре нужный аргумент, он всегда умел очень тонко и дипломатично высказать свою точку зрения и делал это в таких деликатных выражениях, что даже человеку, чья точка зрения, возможно, была подвергнута Владимиром Борисовичем сомнению, не чувствовал себя поверженным или пристыжённым. Напротив, его манера общения побуждала к дальнейшему диалогу и, возможно, переосмыслению своих взглядов…
Рок-музыкант Олег Сакмаров, Санкт-Петербург
Не стало Владимира Фейертага…Золотое перо отечественного джаза… В студенческие годы мы проникали не только на его лекции в джаз-клубе «Квадрат», но и на джазовые концерты, которые он организовывал и вёл. А на первом курсе консерватории Фейертаг освещал нам базовые основы теории и истории мирового джаза в рамках «Введения в специальность». Но лично познакомился с ним только прошедшей осенью и понял, что полку знакомых мне титанов-шестидесятников прибыло! Владимир Борисович был обаятелен, остроумен, галантен, щедр и элегантен.
Сегодня он ушёл в неведомое, пусть и там купается в любимых им звуках музыки. Свою песню «Джим» я некогда посвятил ушедшим великим рок-поэтам. Теперь в этом ряду для меня — замечательный Поэт джаза…
Барабанщик Анатолий Цыганков, Санкт-Петербург
Я познакомился с Владимиром Борисовичем в 1968 году, после какого-то концерта оркестра Владимира Сегала, в котором я играл на барабанах с 1967 по 1972 годы. Был, как говорят, «разбор полётов». А последний раз мы виделись 23 октября прошлого, 2023 года: я был у него дома. Мы смотрели снятый мною фильм «Дирижёр» про оркестр Иосифа Вайнштейна, и ещё некоторые записи из моего собственного видеоархива.
А позже я нашёл видео от 28 октября 1993 года, когда большое количество музыкантов бывшего оркестра Вайнштейна собрались в студии Ленинградского телевидения, где был и Владимир Борисович, и по телефону звонили в Канаду, поздравляя Иосифа Владимировича Вайнштейна с 75-летием! Был такой фильм Ленинградского ТВ, а я это снимал , что называется, «из-за угла». Думаю, эти записи ему было бы тоже интересно посмотреть, но к сожалению, не сложилось…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ