Владимир Борисович Фейертаг (1931–2024)

10
Владимир Борисович Фейертаг (фото © Кирилл Мошков, 2015)
Владимир Борисович Фейертаг (фото © Кирилл Мошков, 2015)

28 марта в Санкт-Петербурге ушёл из жизни легендарный человек, историк российского джаза, продюсер, музыковед и вообще одна из самых ярких личностей российской джазовой сцены — Владимир Фейертаг. Ему было 92 года. Об этом сообщил нам его сын, саксофонист Алексей Попов.

Владимир Борисович встретил 92-летие, которое отмечал 27 декабря 2023 года, в отменной для столь внушительного возраста интеллектуальной и физической форме, но в конце зимы текущего года его здоровье пошатнулось, в марте он перенёс госпитализацию. 15 марта он вернулся домой, но состояние его ухудшалось, и две недели спустя Владимир Борисович скончался.

Вся редакция «Джаз.Ру», где Владимир Борисович регулярно публиковался на протяжении четверти века, и сотрудники Центра исследования джаза в Ярославле, с которым он тесно сотрудничал с момента создания этого исследовательского учреждения (где теперь хранится часть его архива), выражают глубокое и искреннее соболезнование семье и близким Владимира Борисовича Фейертага.

Редакция «Джаз.Ру» много лет назад придумала для Фейертага несколько определений, которыми при каждом его упоминании объясняла возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения»«первопроходец джазового просветительства в России»… Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». Фейертаг был одним из крупнейших советских джазовых продюсеров в 1960-е, 70-е, 80-е годы — когда самого понятия «продюсер фестивалей и концертных программ» в русском языке ещё не было. Продолжал он продюсерскую деятельность и все постсоветские десятилетия, хотя и с несколько меньшим размахом — вплоть до недавнего времени: всю вторую половину 2010-х гг. в петербургском Доме Кочневой «Петербург-концерт» представлял цикл акустических концертов «Джазовые вечеринки с Владимиром Фейертагом». Вплоть до 2023 года Владимир Борисович продолжал выступать и как ведущий джазовых фестивалей: в марте он вёл концерты «Джаз над Волгой» в Ярославле, ведущим которого был с самого начала истории этого фестиваля, а в сентябре — XXIV фестиваль «Сентябрь в Тихвине» в Ленинградской области, который Фейертаг тоже вёл с самого начала его истории.

За свою долгую жизнь Владимир Фейертаг выпустил 12 книг, среди которых и самая первая в послевоенном СССР книга о джазе — брошюра «Джаз. Краткий очерк» (в соавторстве с Валерием Мысовским, Музгиз, 1960), и этапная «История джазового исполнительства в России» (Скифия, 2010), и последняя прижизненная авторская книга Владимира Борисовича — «Джазовые стандарты в редакции В. Б. Фейертага». Последним его книжным проектом стал выполненный им перевод с немецкого языка книги Дитриха Шульц-Кёна «Джанго Рейнхардт. Зарисовки», вышедший в 2022 г.

Как теперь будет отечественный джаз без Фейертага, без его точных и умных оценок, без его безукоризненно мудрого просветительства — трудно понять. Как-то будем пытаться справляться. Но память о великом российском джазовом просветителе и его творческое и теоретическое наследие будут нас поддерживать. Мы бесконечно благодарны Вам, дорогой Владимир Борисович, за всё, что Вы для нас делали все эти долгие годы. Нам будет Вас не хватать…

P.S. Прощание состоится в Санкт-Петербургском крематории 4 апреля (ВНИМАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕНИ: начало ориентировочно 15:00 — 15:30). Адрес: Санкт-Петербург, Шафировский проспект, 12.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяОткрыт приём заявок на участие в III Всероссийском конкурсе молодёжных джазовых коллективов
Следующая статьяВ Уфе состоится XXVII джазовый фестиваль «Розовая пантера»: хэдлайнеры, расписание, билеты
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

10 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Володя, мы были с тобой знакомы, наверное, лет 50. Где только не встречались, разве только не за границей! Тысячу раз ты бывал в Новосибирске, в последний раз у меня в гостях. Надеюсь, в ином мире увидимся! Не дай Бог скоро! Твой МАГ. RIP!

  2. С 1964 по 1967 год Владимир Борисович учил нас немецкому языку в Военмехе. Но не только этому учил он нас. Он делился со своими студентами всем, что знал и умел, и передавал своё мировоззрение и жизненную философию. Он был одним из немногих преподавателей, о которых я вспоминаю с теплом и благодарностью. Его наука не пропала и нашла и во мне своё развитие. Светлая память Владимиру Борисович!

  3. Ушел из жизни Светлейший, Обаятельный Человек, всю жизнь свято выполнявший миссию Просветителя. Эрудит, прекрасно, в большом объеме и с мельчайшими подробностями знавший прошлое и настоящее мирового джаза.
    Слушать его на концертах, его интервью всегда было не утомительно и интересно. Он щедро делился своими знаниями и делал это мастерски, с тонким, ненавязчивым юмором.
    Увертюры Владимира Борисовича перед выступлениями музыкантов настраивали публику и увлекали ее в мир любимого им джаза.
    Ушел Человек с Большой, Открытой Душой, Интеллигент самой высшей ленинградской пробы, но осталась память о нем в его статьях, в его книгах, в аудио- и видеозаписях его выступлений, где он – живой Владимир Фейертаг, по-прежнему, с нами.
    Низкий поклон и Светлая память

  4. Светлая память Владимиру Борисовичу. Его энциклопедия «Джаз. ХХ век» была моей настольной книгой много лет, я почерпнул оттуда очень много полезной информации. Для меня было большой честью лично познакомиться и пообщаться с этим человеком. Низкий поклон и благодарность Вам за многолетний труд и просвещение людей джазовому искусству.

  5. Наша последняя встреча случилась в районе пл.Искусств в далёком 96-м.
    Мы не виделись несколько лет и на мой вопрос: «Как вы, Владимир Борисович?» — всегдашний прищур: «Не дождётесь!»
    И вот… дождались…
    Это был ШТУЧНЫЙ человек… Как Райкин, Каравайчук, Утёсов или Магомаев…
    Светлая, долгая, добрая память…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя