12 февраля Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова представляет в Московской Консерватории праздничную программу «Рапсодия в блюзовых тонах — 100», полностью посвященную великой музыке Джорджа Гершвина.
Именно в этот день ровно 100 лет назад, 12 февраля 1924 года, состоялась премьера знаменитой Рапсодии — произведения, ставшего одним из символов двадцатого столетия. Тогда свою революционную «Rhapsody in Blue» в концертном зале Эолиан-холл в Нью-Йорке представил за роялем сам автор, импровизируя сольные каденции под аккомпанемент оркестра «короля джаза» Пола Уайтмана, навсегда покорив искушенную публику: слушатели, среди которых в тот вечер были Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Леопольд Стоковский и многие другие знаменитости, единодушно оценили ритмическую изобретательность, гениальную мелодичность и оригинальную гармонию нового шедевра. Произведение, включающее в себя элементы европейской симфонической музыки и американского джаза, впоследствии стало визитной карточкой не только самого композитора, но и всей американской музыки в целом.
Организаторы концерта 12 февраля 2024 г. настаивают на переводе «Рапсодия в стиле блюз», но редакция «Джаз.Ру» имеет честь оспорить это название. Действительно, название «Rhapsody in Blue» в нашей стране долгое время переводили «по словарю» («Рапсодия в голубых тонах» или «Голубая рапсодия»), не учитывая (а возможно, и специально затушёвывая) отсылку к блюзу, важнейшему элементу афроамериканской музыки. Но адекватно перевести название таким образом невозможно: ведь в английском языке слова «синий» и «печальный» звучат одинаково — blue. А в русском языке — нет.
Гершвин придумал название специально, чтобы попасть в модное в начале 20-х русло «цветовой кодировки» названий: его брат Айра ходил на выставку художника Джеймса Макнила Уистлера и был впечатлён названиями полотен типа «Ноктюрн в чёрном и золотом» и «Аранжировка в сером и чёрном». При этом название Рапсодии явно утверждает связь с блюзом, корневой эстетикой чёрной музыки Америки. Но блюз (the blues, буквально «синие/печальные [песни]») — это не стиль, а отдельный вид музыки! Внутри блюза существует масса собственных стилей, да к тому же его музыкальные отличительные черты воздействовали на эстетику других видов музыки, от джаза до кантри и соул, и легли в основу множества их внутренних направлений и стилистик.
Поэтому, чтобы сохранить в названии и отсылки к цветовым оттенкам, и отсылки к блюзу, редакция «Джаз.Ру» всегда переводит «Rhapsody in Blue» как «Рапсодия в блюзовых тонах».
ПОДРОБНЕЕ О РАПСОДИИ В НАШЕЙ ПУБЛИКАЦИИ К 120-ЛЕТИЮ ДЖОРДЖА ГЕРШВИНА, 2018
В концерте 100 лет спустя прозвучит оригинальная версия «Рапсодии» 1924 года, ныне практически неизвестная широкому кругу любителей музыки из-за сложности соединения академического и джазового начал в исполнении, а также повсеместной утери культуры звучания оркестров раннего джаза.
Аранжировку в дни лихорадочной работы перед премьерой (Гершвин написал «Рапсодию» всего за пять недель!) выполнил главный аранжировщик оркестра Уайтмана, Ферди Грофе (Ferdinand von Grofé), и уже после смерти Гершвина (1937) он создал в 1943 г. ту версию оркестровки, которую теперь исполняют в большинстве случаев — симфоническую. За роялем в этот вечер будет один из ярчайших представителей российской современной джазовой сцены — Алексей Беккер.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр Петра Востокова и Алексей Беккер исполняют оригинальную версию Рапсодии 1924 г. в Большом зале Московской консерватории, 2019
В концерте прозвучит и много другой музыки Гершвина, аранжированной на большой состав исполнителей, в том числе отрывки из оперы «Порги и Бесс» в версии, которую аранжировал в 50-е годы прошлого столетия легендарный Гил Эванс специально для одноименной пластинки Майлза Дэвиса (соло на трубе — Иван Акатов), парафраз на тему Гершвина «Любимый мой» Марка Лившица (соло на фортепиано — Евгений Сивцов) и, конечно же, бессмертные песни Джорджа и Айры Гершвинов в исполнении Дарьи Антоновой (вокал).
Отдельный интерес слушателя вызовет еще одна версия «Рапсодии в блюзовых тонах» (соло на альт- и сопрано саксофонах — Андрей Баталеев), которую создал в конце 40-х Джонни Ричардс для оркестра саксофониста Чарли Барнета в абсолютно мрачном звучании «прогрессив-джаза». Эта восхитительная аранжировка по решению держателей прав на музыку Гершвина не была разрешена к исполнению, как порочащая музыкальное наследие Джорджа Гершвина! Мало того, издатели Гершвина потребовали, чтобы аранжировка была уничтожена, об этом 9 марта 1949 писал журнал Variety. Но «что-то пошло не так»: сохранившиеся копии аранжировки содержат пометки, по которым видно, что оркестр Барнета играл её!
Мало того, существует запись, сделанная оркестром Чарли Барнета почти ровно 75 лет назад — 16 марта 1949. И вот теперь российская публика тоже может услышать исполнение этой необычной версии «Рапсодии» Джорджа Гершвина.
12 февраля, 19:00, Большой зал Московской государственной консерватории им. Чайковского (Б. Никитская ул., 13/6, м. Охотный ряд, Библиотека им. Ленина и др.): БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (500 ₽ — 5000 ₽)