Пианист и композитор Алексей Подымкин выпускает на лейбле ArtBeat Music альбом «Биоритм», на котором записаны аранжировки авторской музыки для биг-бэнда и солирующего рояля. Пьесы, взятые за основу этой программы, были написаны в разное время, некоторые — почти 30 лет назад. Все эти годы, по словам Алексея Подымкина, они звучали на концертах и в записях только в камерных составах — от трио до секстета. Но неожиданно возникла идея дать им вторую жизнь в оркестровом виде, возникла совершенно спонтанно, на одном из «круглых столов» в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders, который проходил в декабре 2022 г. в Санкт-Петербурге. Авторы идеи — саксофонисты Сергей Васильев и Олег Касимов, оба художественные руководители и дирижёры джазовых оркестров (в Казани и в Уфе, соответственно).
Одной из тем круглого стола стало отсутствие у большинства наших джазовых артистов оригинальных авторских программ, из-за чего оркестрам приходится с каждым приглашённым солистом играть плюс-минус один и тот же репертуар: джазовые стандарты. И Олег, и Сергей сетовали на то, что даже имея в своём арсенале большой набор авторского материала, мало кто из российских музыкантов решается на создание на его основе программы для большого джазового оркестра.
Сразу по возвращении в Москву Алексей отобрал из своего композиторского портфеля 11 пьес, которые могли бы, на его взгляд, свежо и интересно прозвучать в оркестровых аранжировках. Идея начала обретать реальные формы. За дело взялись настоящие мастера своего дела — известные аранжировщики: бразилец Рафаэль Роша и петербуржец Дмитрий Серебров. Дмитрий написал шесть аранжировок для новой программы, пять создал Рафаэль. Стилистически эта программа неоднородна, в ней есть пьесы и в традиционных джазовых стилях, и в латиноамериканской стилистике, и в стиле фьюжн. К двум темам санкт-петербургская джазовая журналистка и поэтесса Полина Корягина написала тексты, и на альбоме они звучат как песенные номера, которые исполнила вокалистка Анастасия Лютова.
Средства на запись были собраны методом краудфандинга: эту идею подала и реализовала жена музыканта, Ольга Разумейко. Подымкин сомневался, что сбор удастся, но результаты превзошли все ожидания, и это позволило качественно профинансировать запись альбома, которая состоялась 18 и 19 сентября 2023 г. Вместе с Алексеем Подымкиным (фортепиано) играл Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова плюс ряд приглашённых солистов (гитарист Николай Куликов, барабанщик Алексей Беккер, саксофонист Макар Кашицын, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов, перкуссионист Рей Фромета.
Планировалось, что продюсером альбома станет Николай «Биг Ник» Богайчук, и он действительно принял участие в начальных этапах работы над альбомом, но затем попал в больницу и буквально во время записи альбома ушёл из жизни. Продюсирование альбома завершили Александр Медведев (ArtBeat Music) и сам Алексей Подымкин. Буклет альбома содержит посвящение памяти Николая Богайчука: «Биоритм» стал буквально последним проектом, в создании которого он участвовал…
Над записью альбома в московской студии CineLab SoundMix работали звукорежиссёры Олег Тимофеев и Софья Семёнова.
2 февраля 2024 в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится презентация альбома «Биоритм». В презентации участвуют сам Алексей Подымкин — фортепиано и биг-бэнд Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением Сергея Богданова (Санкт-Петербург). На сцену выйдут также специальные гости-солисты: Анастасия Лютова, вокал; Денис Юрченко, тенор-саксофон; Сергей Баулин, тенор-саксофон; Макар Кашицын, альт-саксофон; Герман Аветисов, труба; Николай Куликов, гитара; Олег Петриков, бас-гитара; Алексей Беккер, барабаны.
БИЛЕТЫ НА САЙТЕ ММДМ (800 ₽ — 5000 ₽)
Несколько дней назад Алексей Подымкин встретился с мобильной репортёрской группой «Джаз.Ру», и теперь читатели нашего издания могут услышать от самого артиста все подробности об альбоме и его грядущей презентации прямо здесь. Для любителей читать глазами текст интервью полностью приведён после видео.
— Изначально это была идея, которая родилась в рамках круглого стола, состоявшегося в декабре прошлого… позапрошлого года, получается! — в Петербурге на небезызвестном форуме-фестивале Jazz Across Borders. Так получилось, что я тоже оказался в числе спикеров на одной из панельных дискуссий, где мы делились опытом. Темой круглого стола, в котором участвовал я, была гастрольная деятельность: как организовать гастрольную деятельность в России — поскольку у меня всё-таки некий опыт в этой области имеется. Я даже скажу так: я по-прежнему стараюсь не экономить на качестве и ездить везде всё-таки полными составами. Хотя, конечно, очень важно приезжать куда-то в город и развивать какие-то местные джазовые силы; иногда я это делаю, езжу один или вдвоём с солистом каким-нибудь. Но это бывает крайне редко; конечно, в основном всё-таки я езжу какими-то полными составами. Недавно, в декабре, мы так с Настей Лютовой катались по нескольким фестивалям и концертным залам… В общем, было чем поделиться, и я даже очень рад тому, что после этой беседы ко мне подошли несколько человек и попросили поделиться какими-то контактами. Естественно, я не могу давать личные телефонные номера, но вполне возможно дать электронную почту — и это даже принесло определённые плоды: например, пианист Таль Бабицкий был очень благодарен, потому что он сразу начал рассылать по этим адресам свои предложения, и это дало плоды, он съездил в несколько городов по контактам, которыми я поделился с ним…
Так получилось, что там было некоторое наслоение с другим круглым столом, на который я очень хотел попасть. Я очень люблю биг-бэнды, а там как раз лидеры нескольких известных российских оркестров обсуждали проблемы, связанные с репертуаром, с наличием или отсутствием каких-то оригинальных аранжировок… в общем, очень много было вопросов… Получилось, что я пришёл туда не к самому началу, но попал на самую главную часть. Там были Сергей Васильев, руководитель филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан… Вот, кстати, совсем недавно, буквально три дня назад, мы сыграли эту программу с его оркестром! Там был Олег Касимов из Уфы: с его оркестром, биг-бэндом Башгосфилармонии, мы на фестивале «Розовая пантера» в Уфе играли в апреле 23-го, когда я впервые услышал, что получилось из этой идеи, которая родилась в ходе форума Jazz Across Borders. Затем там был Юрий Богатырёв, саксофонист и лидер Jazz Philharmonic Orchestra из Санкт-Петербурга, и Пётр Востоков, лидер Большого Джазового Оркестра — с которым в итоге мы этот диск и записали (я очень благодарен Пете, оркестру и солистам, которые украсили своими соло этот альбом). Сергей Богданов, руководитель биг-бэнда Георгия Гараняна в Москве и Mussorgsky Jazz Orchestra в Петербурге, вёл всю эту историю… И там как раз возник вопрос о том, что у нас есть музыканты со своей авторской музыкой, но вся она звучит в каких-то малых составах: максимум, может быть, секстет. Но почему бы не сделать свою программу в оркестровом виде?
Мне эта идея показалось очень интересной. Я подошёл к ребятам, и Серёжа Васильев мне сразу сказал: будет у тебя такая программа — я бы тебя обязательно пригласил, потому что нам как раз вот это очень интересно. Я думаю, не все оркестры, наверное, готовы к этому, но тем не менее с большинством оркестров, существующих в нашей стране, мы эту программу частично или целиком уже сыграли. Целиком мы сыграли её, получается с пятью оркестрами на сегодняшний день: это оркестр Петра Востокова, с которым мы её сыграли перед записью и потом сделали запись на студии CineLab; это небезызвестный оркестр в Томске «ТГУ-62» под управлением Аркадия Моисеевича Ратнера; это оркестр в Новокузнецке, который приквартирован к джаз-клубу «Геликон»; и оркестр Иркутской филармонии.
Я, кстати, очень рад, что в Иркутске появился свой биг-бэнд. Мне кажется, вообще для любого большого города это очень-очень важно, когда есть оркестр…
И с оркестром Сергея Васильева, филармоническим джаз-оркестром Республики Татарстан, мы сыграли буквально 19 января — практически целиком: не сыграли одну [мою] пьесу, потому что ребята сыграли часть программы без меня — и, в принципе, это правильно, мне нравится такой формат. Таким же образом мы играли и с оркестром Гараняна: тоже часть программы они сыграли из своего репертуара, плюс большую часть моей программы сыграли — как-то вперемешку.
Аранжировки сделали два, на мой взгляд, выдающихся человека. Один из них —это Дмитрий Серебров, который живет в Санкт-Петербурге. Он в своё время был одним из организаторов вокальной группы «Дайджест». Сначала он снимал «в ноль» аранжировки New York Voices и Manhattan Transfer для этого состава а потом подумал: почему бы не начать делать свои аранжировки? Он начал писать тогда для «Дайджеста», потом многие другие музыканты начали к нему обращаться — потому что у Мити очень интересное… Он по-своему слышит твою музыку, и меня это очень подкупает. В частности, он для [новокузнецкого пианиста] Анатолия Берестова делал аранжировки, для его альбома «Незатейливые фантазии на темы И.-С. Баха». И у нас с Митей тоже, в общем, достаточно длительная история сотрудничества. […]
Второй аранжировщик — это тромбонист и композитор из Бразилии, которого зовут Рафаэль Роша. Мы познакомились благодаря проекту, который мы записывали в Рио-де-Жанейро для нашего композитора Олега Туманова. Если он услышит, что я назвал его композитором, то он, конечно, посмеется, потому что он к себе так не относится — это, скорее, его хобби в большей степени. Он такой человек бизнеса с очень креативным мышлением, но он очень любит музыку, и очень любит латиноамериканскую музыку. У него накопилось какое-то количество песен с гармонией, и он хотел их сделать в каком-то аутентичном стиле, и Рафаэль написал все аранжировки для этого альбома. […]
Я обратился к Рафаэлю с просьбой тоже как-то поучаствовать в этом проекте, и он с удовольствием согласился. Таким образом, пять аранжировок для этого альбома написал он, а шесть написал Дмитрий Серебров.
Презентация состоится 2 февраля в Театральном зале Московского международного Дома музыки. Это мой любимый зал, честно говоря. Конечно, Светлановский [зал] — это уровень. Но вот акустически, и вот если говорить о музыке и о каком-то удовольствии от музицирования, то, конечно, Театральный зал для меня лично вне конкуренции. Так что 2 февраля в Театральном зале Дома музыки мы сыграем программу «Биоритм» с замечательным молодёжным оркестром. Ну, то есть, в основе оркестра будут студенты музыкального колледжа им. Мусоргского в Санкт-Петербурга. У них такое громкое название — Musorgsky Jazz Orchestra, руководитель — Сергей Богданов.
Я, кстати, очень хотел, чтобы Серёжа тоже поучаствовал в этой программе в качестве аранжировщика. Но из-за его занятости, а он руководит несколькими оркестрами одновременно и при этом пишет аранжировки для этих оркестров… — в общем, как-то не получилось. Но я очень надеюсь. что постараюсь сделать «Биоритм-2», потому что, в принципе материал есть и на второй диск. И вот я вижу его во втором альбоме в качестве аранжировщика, не только в качестве дирижёра-бэндлидера…
Плюс потрясающие солисты, мои любимые российские музыканты. Настя Лютова споёт две песни. Кстати, интересно, что вся эта музыка была изначально инструментальная, а потом идея возникла… Я благодарен за эту идею замечательной пианистке и вокалистке Татьяне Алексеевой, которая живёт в Иркутске и как раз работает в том самом Иркутском филармоническом оркестре. Когда она узнала, что мы приедем играть с оркестром, она посетовала — мол, значит, я без работы… Я говорю: ну, мы можем что-то сыграть вдвоём, ты сыграешь на клавишах, я — на рояле, или наоборот… И она говорит: а ты не думал о тексте? Можно написать текст на какие-то твои песни… И я тоже начал думать в эту сторону, и нам на помощь пришла наша замечательная джазовая поэтесса, как мы её называем — наш «джазовый Илья Резник». Это Полина Карягина, которая написала все тексты для нашей второй пластинки с Настей Лютовой. Для моей пластинки она написала текст на две песни, ну, совсем неочевидно, что они могли быть песнями! Ну вот так случилось, и Настя споёт эти две песни.
Приедет молодой, очень талантливый тенор-саксофонист из Санкт-Петербурга — Денис Юрченко. На трубе будет играть Герман Аветисов: очень люблю, как он играет. [Саксофонист] Сергей Баулин тоже сыграет в этом концерте, потому что вообще у Серёжи самая длительная связь с этой музыкой: он самый первый начал играть эти пьесы, ещё квартетом когда начинали. Также будет Макар Кашицын, я его называю «наш молодой гений», я просто вот преклоняюсь перед его талантом и какой-то лёгкостью, с которой он играет сложнейшую музыку. И моя любимая ритм-секция: Владимир Кольцов-Крутов и Алексей Беккер.
Примет участие и замечательный Коля Куликов, сыграет все гитарные партии: он тоже записан на этом альбоме, прекрасно сыграл. Очень меня радует, что приедет специально для этих концертов, в первую очередь для концерта в Доме Музыки, мой старинный друг Олег Петриков, потрясающий бас-гитарист. Ему пришлось «вынуть ружьё» — короче, он мне сказал, что уже вообще полгода не брал бас-гитару в руки. Он преподаёт по-прежнему в Новосибирском колледже, но теперь ему пришлось расчехлить бас-гитару: я очень настоял, чтобы он приехал на эту презентацию, потому что единственная пьеса, на альбоме, которая не принадлежит мне — эта пьеса «Джуманджи», которую написал Олег. Она очень давно уже в нашем репертуаре, а сейчас прозвучит ещё и в оркестровом решении. Вот такая команда у нас будет на сцене Дома музыки… […]
2 февраля, 19:00, Театральный зал ММДМ. БИЛЕТЫ ОНЛАЙН
ВИДЕО: обкатка номеров будущего альбома
Алексей Подымкин и Jazz Philharmonic Orchestra, Санкт-петербургская государственная филармония джазовой музыки, 30 июня 2023. Соло: Алексей Подымкин (ф-но), Евгений Соколов (труба).
«St. Sonny» (Алексей Подымкин, аранж. Рафаэль Роша)