Ученица об учителе. Подвижник джазового движения в Брянске бэндлидер Бениамин Мирзоян (1956–2021)

0
Бениамин Мирзоян (1956–2021)
Бениамин Мирзоян (1956–2021)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Джаз коснулся моей души ещё на заре двухтысячных, в подростковом, бунтарском возрасте. Уже тогда зародилась робкая мечта — исполнять полюбившиеся стандарты, попробовать по-настоящему проникнуть в суть мировых шедевров и хотя бы раз выступить на сцене с живым оркестром. Надо заметить, воплощению таких замыслов ничто не способствовало, да и решимости не хватало. На любительском уровне пела рок и металл. В школьные и студенческие годы занималась эстрадным и немного академическим вокалом… Пела весьма небрежно, нередко мимо нот, но амбиций было хоть отбавляй.

В 2015 году в местной телепередаче я случайно услышала Брянский городской эстрадный оркестр. Вот, думаю, профессионалы с большой буквы! Хорошо бы стать одной из их солисток. В феврале на межрегиональном творческом фестивале в областном Доме культуры я представляла декоративно-прикладное творчество. Пение в этом контексте было лишь иллюстрацией, но самой себе я казалась отличной певицей — «пальцы веером». Даже пыталась «наехать» на звукорежиссёра — мол, сделайте «минус» громче, я себя не слышу, голос прибавьте, реверберацию — тоже… Потом выяснилось: это был не просто звукорежиссёр, а руководитель и дирижёр столь полюбившегося мне оркестра — Бениамин Эдуардович Мирзоян.

Следующая встреча состоялась в конце ноября 2015. Тогда желание всерьёз заниматься вокалом значительно возросло и окрепло. Приехала на областной конкурс и довольно слабо спела пару песенок. Без работы над дыханием, над фразировкой, над звуком. Даже опоры не было, а фальшивое интонирование — было… О том, что вокалистам следует работать микрофоном, приближая и отдаляя его на коротких и длинных нотах, слышала и прежде, но значения не придавала — продолжала, по многолетней привычке, статично и скованно держать в руке. А Бен Эдуардович настойчиво напомнил и заронил в моё сознание мысли о профессиональном подходе к музыке.

Бен Мирзоян со своим оркестром
Бен Мирзоян со своим оркестром

В скором времени позвонила сотрудница того самого Дома культуры, сообщила, что у них базируется Брянский городской эстрадный оркестр, и предложила приехать на занятия, попробовать свои силы. Мирзоян руководил оркестром с момента его создания в 1979 году. С 1986 по 2011 годы он работал начальником Культурного центра при УВД Брянской области. На базе КЦ существовала творческая лаборатория, выпускавшая готовых артистов. Вокалисты получали ценные советы, рекомендации, направления, мотивацию и стимул. Сам худрук был отличным примером — незаурядный трубач, композитор, аранжировщик, организатор и человек с большой буквы, отличавшийся колоссальным трудолюбием. Среди наиболее известных его произведений — инструментальная «Полечка» и известная «Песня о Брянске».

ВИДЕО: 2019 г., ГТРК «Брянск». Сюжет о юбилейном концерте к 40-летию Брянского городского эстрадного оркестра

С 2012 состав и звучание оркестра изменились, добавились смычковые инструменты. Работа с молодыми талантливыми исполнителями продолжилась. Приехав на первую репетицию, сразу же заявила: «хочу петь в коллективе. А что, разве нужно ещё и репетировать? Разве не сразу на сцену, импровизировать?»

Худруку, разумеется, такой подход не понравился. Предупредил о том, что с ним очень тяжело и многие не выдерживают. Ну, я тоже не лыком шита и со мной непросто. Насчёт вокала он заявил: «Ты сначала хоть эти «бирюльки» спой, а потом посмотрим»… — и включил мне наиболее попсовые песенки, которые на тот момент вызывали непреодолимое отвращение: Жасмин «Разгадай любовь», Легкоступова «Ягода малина», Орбакайте «Каждый день с тобой» и т.д. Мол, научись-ка петь их так, будто получаешь при этом удовольствие. На корпоративах пригодится!

Сложностей возникало немало. То лажала, то микрофоном не работала. Бен Эдуардович не выдерживал: «Я не пойму, ты что, надо мной издеваешься?» Нет, просто дисциплина хромала на обе ноги… Испытания нелюбимыми песенками продолжалось не один месяц, и вот, наконец, добрались до заветной «Don’t Get Around Much Anymore». Стала учить. Во мне прочно коренилась уверенность: не смогу. Наставник резонно спросил: «А ты пробовала?» Никогда, лишь мечтала её спеть. «Ну, тогда вперёд». Нотка за ноткой, переслушивая «плюсовики»… Постепенно всё выстроилось в приличную картинку: первая маленькая победа. Оставалось ещё немало страхов и сомнений. Были проблемы с верхними и переходными нотами, с напористым, плотным звуком. Для их эффективного устранения Бен Эдуардович сам переходил на фальцет (природно имел небольшой, не слишком вокальный, но тёплый баритон с «наждачком»), либо на пародию моих ошибок. Когда слышала такое, чуть не падала от смеха. А он не унимается — «ну пискни, ты же девочка».

Его фирменный убойный юмор, надо сказать отдельная, многочасовая тема. А мудрые изречения (в духе импровизации) можно цитировать бесконечно — не на одну книгу хватит. Постепенно репертуар расширялся. Какие-то песни получались лучше, что-то — по-прежнему из рук вон плохо. Закреплялись понятия о дисциплине. Режим дня оставался ненормированным. Бывало, приеду на занятия бледная, невыспавшаяся, звука нет. Участливо спросит «Есть хочешь? Колбасу будешь? — Нет. — Тогда пойдём прогуляемся, подышим свежим воздухом». Он и других ребят стремился «подкормить» и делился с ними всем, чем только возможно.

Бен Мирзоян и автор текста

Летом 2016 начались долгожданные репетиции с оркестром. Готовились к большому осеннему концерту, посвящённому 60-летию маэстро. Сердце радостно трепетало. Мне предстояло исполнить прекрасный джазовый стандарт «L.O.V.E.». Получилось не всё и не сразу — в особенности импровизационная часть. Но всё 9 октября это случилось: я пела (впервые в жизни) в областной филармонии на столь значимом концерте. Эмоции переполняли, и с вибрато в вокале я переборщила, но факт остаётся фактом — мечта сбылась, я обрела желаемый опыт и уже в ноябре 2016 последовала первая победа на всероссийском творческом конкурсе, где я пела джазовый стандарт «Lullaby Of Birdland». Тогда появилось ощущение, что я всё же могу исполнять любимые произведения — пусть даже не отлично, однако вполне неплохо, а главное — работать над ошибками, совершенствоваться.

Бен Эдуардович был не просто преподавателем, но родным, близким человеком: строгим и добрым одновременно, участливым, чутким и душевным. Похвалы были редкостью, но проникали в глубину подсознания. Если скажет «ну, ничего» — это то же самое, как для других «отлично». Немногословно и всегда весомо. Важнейшее напутствие, которое непременно сохраню навсегда: «Главное — не спеши, сосредоточься, подумай, что тебе нужно делать, а потом начинай выступать».

В 2017 году нашу семью постигло горе. Мирзоян оказал нам с мамой колоссальную моральную поддержку, помог не пасть духом, не опустить руки. Плодотворная работа продолжалась. Как вокалистка я стала проявлять больше самостоятельности, несколько раз участвовала в концертах оркестра, исполняя композицию «Misty» в сопровождении клавишных. В начале 2018 удалось выбраться в Москву на межрегиональный многожанровый инклюзивный конкурс «Особые таланты». Решила попробовать свои силы в двух номинациях: вокал и декоративно-прикладное творчество. Приятным сюрпризом, безусловно, стали два гран-при (в последующие годы я стала постоянным членом жюри вокальной номинации).

К счастью, мы всегда оставались на связи, и учитель первым узнавал о моих победах на российских и международных конкурсах, находил время, чтобы прислать тёплые поздравления. На репетициях увлечённо пересматривали фотографии, обсуждали наиболее запомнившиеся моменты. Бен Эдуардович посещал и мои персональные выставки, внимательно изучал каждое изделие, оставлял ёмкие, искромётные комментарии. Однажды подарил букет чудесных роз, после чего, сияя улыбкой, я пошла в музей на открытие экспозиции под руку с любимым учителем.

Бен Мирзоян
Бен Мирзоян

Наставник был довольно миниатюрный, невысокого роста, гиперактивный трудоголик или, как его нередко называли, «локомотив». Не гнушался никакого труда — случалось, чистил снег на крыше ДК, или, к примеру, мыл полы, если музыканты «напачкают». Обожал активный отдых, баню и футбол. Отличительными чертами были скромность, неприхотливость в быту (в рацион входило обычное солёное сало и недорогой чай в пакетиках). Вспоминается случай: под Рождество ездили мы с концертом в Людиново Калужской области. По обыкновению, дирижёр прихватил с собой огромный кусок сала, предлагал перекусить всем музыкантам. Мало кто согласился, я почти с ужасом сказала «не буду!» — боялась поправиться. Рождественское выступление прошло с неподдельным драйвом под овации благодарной публики, звучали знаменитые джазовые хиты… Когда отправились в обратный путь, выяснилось: сало Бен Эдуардович где-то потерял, да так и не нашёл. Остался голодным.

Последняя очная встреча была 8 марта 2020-го. Праздничный концерт оркестра. Душевный разговор. Бен Эдуардович тогда сказал: «Ну что ты, нос задрала? Даже не дотянуться…» — а когда я слегка опустила голову, по-отечески поцеловал и ласково обнял…

Рефлексирующая придирчивость, взыскательность в работе. До последнего он много трудился над аранжировками, писал новые песни. В эпоху ковидных ограничений мы общались только по телефону. Эти беседы оставались для меня мощной энергетической подпиткой. Я всегда могла обратиться за ценным советом…

В феврале 2021 Бена Эдуардовича госпитализировали с серьёзным поражением лёгких, вызванным коронавирусной инфекцией. 4 февраля был наш последний в жизни разговор. Было слышно, что каждое слово давалось ему с трудом, он превозмогал физические страдания, но вопреки всему держался на позитиве, излучал оптимизм, строил планы на светлое будущее. В конце месяца он был переведён на искусственную вентиляцию, поражение лёгких усиливалось. Сильный и крепкий организм не выдержал избыток медикаментов. 2 марта пламенное сердце незаурядного музыканта и педагога остановилось. Для многих, не только для меня, это был колоссальный удар. Только 64 года, в полном расцвете сил…

ВИДЕО: сюжет телеканала «Брянская губерния» памяти Бена Мирзояна, 2 марта 2021

Оркестр теперь возглавляет директор филармонии Максим Дегтерёв. Звучание утратило джазовую и блюзовую атмосферу, а также тенденцию к музыкальным экспериментам. Теперь преобладают эстрадность и академичность. Вскоре коллектив стал для меня совсем чужим, их выступления я не посещаю, а ведь когда-то бывала практически на каждом.

У покойного руководителя была большая, славная мечта: открыть джазовую школу, делиться с молодёжью богатым, накопленным опытом. В жизнь она так и не воплотилась. Тем не менее, в Брянске и сейчас есть подвижники джаза. В числе лучших коллективов — инструментальный оркестр «Фестиваль» под руководством ветерана сцены, заслуженного работника культуры Российской Федерации, выдающегося тромбониста Бориса Мирмова и креативный квартет «Пересвет», созданный баянистом-виртуозом, клавишником, дирижёром, аранжировщиком Владимиром Вислобоковым. Доброй традицией стали их регулярные выступления на площадке городского дворца культуры, искусства и кино, в рамках проекта «Арт-уик-энд». Мероприятия может посетить любой желающий, причём абсолютно бесплатно. С уверенностью могу сказать: в Брянске джаз жил, джаз жив, джаз будет жить!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя