Пианист Тони Карапетян: направления движения. Интервью «Джаз.Ру»

0
Тони Карапетян
Тони Карапетян, фото «Джаз.Ру», август 2023
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Репортажная бригада «Джаз.Ру» посетила Клуб Алексея Козлова, где выступил пианист Тони Карапетян, недавно перебравшийся в Москву из Нижнего Новгорода.

Музыкант родился 31 год назад в Душанбе, вырос в Нижнем Новгороде, в 2013–2014 гг. учился в Лос-Анджелесе в частном колледже The Musicians Institute, который специализируется на современной эстрадной музыке. В 2021 г. наш нижегородский автор Светлана Кукина писала о нём в репортаже с джазового фестиваля в городе у слияния Оки и Волги:

Тони Карапетян — нижегородец. Помню его 11–12-летним мальчиком, впервые вышедшим на сцену фестиваля «Джаз России» — после победы на фестивале-конкурсе «Рояль в джазе». Это был Рубикон, пройдя который, классический пианист обнаружил себя в стране синкоп и свинга и начал исследовать джазовые границы и возможности — как исследует их до сих пор… Тони — из тех музыкантов, кто сам формирует свою судьбу.

Впервые в поле зрения нашего издания музыкант попал в 2020 г., когда его нижегородское трио ProJazz.Group триумфально выступило на III Всероссийском конкурсе авторского джаза в Екатеринбурге. Автор этих строк писал тогда о выступлении Карапетяна:

…сильная, драматичная игра трио хорошо раскрывает композиторские идеи Тони Карапетяна, лежащие в основном в области музыки европейских и американских фортепианных «пауэр-трио» 1990-2000-х гг. В России есть несколько коллективов, не просто играющих музыку такого рода, но успешно продвигающих её на международный рынок; вполне реально ждать, что, когда нижегородское трио завершит запись своего авторского альбома, над которой сейчас работает, ProJazz.Group вполне может войти в их число.

Однако жизнь решила по-другому. Первой работой Тони в звукозаписи стал в 2021 EP (мини-альбом из трёх номеров) под названием «Everything Must Change», записанный в петербургской студии «Добролёт» как результат победы в конкурсе «Заберите меня в Ленинград» с приглашённой звездой — прославленной вокалисткой Мариам Мерабовой.

А в 2022 г. на московском лейбле Jazzist вышла первая «полнометражная» авторская работа Карапетяна — альбом «Point of View», где вместе с его трио (нижегородский басист Юрий Барсуков и московский барабанщик Пётр Ившин) в исполнении авторской музыки Тони участвовал германский мастер nu jazz, солист известной группы Mezzo Forte, арт-директор мощного берлинского фестиваля XJAZZ, лидер нескольких сильных собственных джазовых проектов и, на минуточку, многолетний участник казахской поп-группы «А-Студио» трубач Себастиан Штудницки.

Концерт, на котором мы побывали, представил разнообразную авторскую музыку Тони Карапетяна — тут были и темы с альбома «Точка зрения» (в том числе и пьеса «Долгий путь», которую мы сняли в репортаже), и более новый материал.

Тони Карапетян в Клубе Алексея Козлова
Тони Карапетян в КЛубе

Всё это было сыграно расширенным составом: за барабанами — универсальный и бесконечно музыкальный Пётр Ившин, на контрабасе играл точный и мудрый мастер Сергей Хутас. Кроме того, в исполнении нескольких пьес (в том числе и «Long Way», которую можно увидеть и услышать в видеорепортаже в конце этого текста) участвовал исполнитель на струнном инструменте канун (щипковый инструмент типа цитры, распространённый на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Северной Африке) — Хассан Белькасем Беналиуа, который в настоящее время учится в Академии им. Маймонида в Москве как академический виолончелист, но не оставляет и практику профессионального исполнителя на кануне, которым он овладел в родном Алжире.

Как обычно в наших видеорепортажах, в первой части Тони Карапетян рассказывает о своей текущей творческой деятельности, в том числе о поездке в Армению (где он, как ни странно, никогда раньше не бывал!) и о работе над новым альбомом, а затем мы видим фрагмент концерта.

Кирилл Мошков и Тони Карапетян (фото: Наталья Кравченко)
Кирилл Мошков и Тони Карапетян (фото: Наталья Кравченко)

Благодарим Клуб Алексея Козлова за возможность съёмки интервью и концерта.

СМОТРИМ ИНТЕРВЬЮ И РЕПОРТАЖ:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Антон Котиков и арфистка Мария Кулакова: юбилейный концерт проекта «Арфа & Джаз»
Следующая статьяПрезентация новой книги об истории джаза в России в Московском Доме книги: подробности
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя