Репортажная бригада «Джаз.Ру» посетила Клуб Алексея Козлова, где выступил пианист Тони Карапетян, недавно перебравшийся в Москву из Нижнего Новгорода.
Музыкант родился 31 год назад в Душанбе, вырос в Нижнем Новгороде, в 2013–2014 гг. учился в Лос-Анджелесе в частном колледже The Musicians Institute, который специализируется на современной эстрадной музыке. В 2021 г. наш нижегородский автор Светлана Кукина писала о нём в репортаже с джазового фестиваля в городе у слияния Оки и Волги:
Тони Карапетян — нижегородец. Помню его 11–12-летним мальчиком, впервые вышедшим на сцену фестиваля «Джаз России» — после победы на фестивале-конкурсе «Рояль в джазе». Это был Рубикон, пройдя который, классический пианист обнаружил себя в стране синкоп и свинга и начал исследовать джазовые границы и возможности — как исследует их до сих пор… Тони — из тех музыкантов, кто сам формирует свою судьбу.
Впервые в поле зрения нашего издания музыкант попал в 2020 г., когда его нижегородское трио ProJazz.Group триумфально выступило на III Всероссийском конкурсе авторского джаза в Екатеринбурге. Автор этих строк писал тогда о выступлении Карапетяна:
…сильная, драматичная игра трио хорошо раскрывает композиторские идеи Тони Карапетяна, лежащие в основном в области музыки европейских и американских фортепианных «пауэр-трио» 1990-2000-х гг. В России есть несколько коллективов, не просто играющих музыку такого рода, но успешно продвигающих её на международный рынок; вполне реально ждать, что, когда нижегородское трио завершит запись своего авторского альбома, над которой сейчас работает, ProJazz.Group вполне может войти в их число.
Однако жизнь решила по-другому. Первой работой Тони в звукозаписи стал в 2021 EP (мини-альбом из трёх номеров) под названием «Everything Must Change», записанный в петербургской студии «Добролёт» как результат победы в конкурсе «Заберите меня в Ленинград» с приглашённой звездой — прославленной вокалисткой Мариам Мерабовой.
А в 2022 г. на московском лейбле Jazzist вышла первая «полнометражная» авторская работа Карапетяна — альбом «Point of View», где вместе с его трио (нижегородский басист Юрий Барсуков и московский барабанщик Пётр Ившин) в исполнении авторской музыки Тони участвовал германский мастер nu jazz, солист известной группы Mezzo Forte, арт-директор мощного берлинского фестиваля XJAZZ, лидер нескольких сильных собственных джазовых проектов и, на минуточку, многолетний участник казахской поп-группы «А-Студио» трубач Себастиан Штудницки.
Концерт, на котором мы побывали, представил разнообразную авторскую музыку Тони Карапетяна — тут были и темы с альбома «Точка зрения» (в том числе и пьеса «Долгий путь», которую мы сняли в репортаже), и более новый материал.
Всё это было сыграно расширенным составом: за барабанами — универсальный и бесконечно музыкальный Пётр Ившин, на контрабасе играл точный и мудрый мастер Сергей Хутас. Кроме того, в исполнении нескольких пьес (в том числе и «Long Way», которую можно увидеть и услышать в видеорепортаже в конце этого текста) участвовал исполнитель на струнном инструменте канун (щипковый инструмент типа цитры, распространённый на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Северной Африке) — Хассан Белькасем Беналиуа, который в настоящее время учится в Академии им. Маймонида в Москве как академический виолончелист, но не оставляет и практику профессионального исполнителя на кануне, которым он овладел в родном Алжире.
Как обычно в наших видеорепортажах, в первой части Тони Карапетян рассказывает о своей текущей творческой деятельности, в том числе о поездке в Армению (где он, как ни странно, никогда раньше не бывал!) и о работе над новым альбомом, а затем мы видим фрагмент концерта.
Благодарим Клуб Алексея Козлова за возможность съёмки интервью и концерта.
СМОТРИМ ИНТЕРВЬЮ И РЕПОРТАЖ: