Как уже сообщал «Джаз.Ру», 28, 29 и 30 июня в Вологде при поддержке мэра и администрации города состоялся 20-й юбилейный фестиваль джаза, блюза и этно-музыки «Блюз на веранде». Музыканты со всей европейской части России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж…) и их вологодские коллеги играли на традиционной для фестиваля (и множества других культурных событий в старинном городе Русского Севера) площадке под открытым небом — в Консисторском дворе Вологодского кремля. Вечерние джемы, где у зрителей была возможность послушать джаз и блюз в клубном формате, а у молодых музыкантов — поиграть вместе с корифеями, проходили на новой для фестиваля площадке ресторана La Rosa Rossa.
В программе фестиваля была не только музыка. В дневное время в Вологодском кремле шли мастер-классы по вокалу, игре на гитаре, барабанам, творческие встречи с участниками фестиваля. Вся программа фестиваля началась 28 июня с панельной дискуссии под скромным шатром в одном из двориков Вологодского кремля, послушать которую собрались несколько десятков специалистов и просто слушателей. В дискуссии участвовали народный артист РФ саксофонист Игорь Бутман, петербургский пианист и композитор Андрей Кондаков, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, руководитель продюсерского центра «Архангельск джаз» гитарист Тим Дорофеев и представители Вологды — музыкант и композитор Виктория Андреева и модератор встречи, арт-директор фестиваля «Блюз на веранде» Екатерина Колесова.
В рамках этой же встречи автор этих строк представил вологжанам свою новую книгу, которую в рамках общенационального празднования столетия российского джаза выпустил Фонд Игоря Бутмана — «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022».
Первый день концертов фестиваля, 28 июня, включал выступления трёх коллективов, и стилистическое разнообразие этого фестивального дня хорошо отражало сложившуюся палитру стилей, которые все 20 лет проведения присутствуют в программе фестиваля «Блюз на веранде». На заднике сцены фестиваля легко было увидеть формулу этой палитры: «ДЖАЗ БЛЮЗ ЭТНО». И если элемент «этно» в первый день выявлялся только слегка, то джаз и блюз были представлены вполне разнообразно.
Честь открыть музыкальную программу фестиваля досталась московскому трио Moonshine. Для всех трёх участников этой формации, сфокусированной на блюзовой традиции (от самой корневой-лохматой и до изящных стилизаций поздних периодов), это побочный проект: гитарист Юрий Новгородский и басист Евгений Глухов в основном заняты в электрическом блюз-роковом составе Backstage Band (а Глухов также в CrossroadZ Сергея Воронова), перкуссионист Михаил Данилов известен по проекту Folkline и другим коллективам. Однако как Moonshine (музыканты поясняют: «на американском сленге «moonshine» означает «самогон», чему полностью соответствует стиль коллектива») они выступают регулярно и с успехом.
Что и говорить, несмотря на камерный инструментарий (Новгородский играет в этом проекте почти исключительно на акустической гитаре), трио звучит весьма крепко, стилистически точно и при этом развлекательно. Музыканты не только вскапывают корни хлопковых кустов плодородной почвы американского Юга, но и позволяют себе протяжённые экскурсы далеко за пределы традиционных стилей. При этом они никогда не забывают вовремя вернуться обратно, к блюзовому чернозёму и мутным водам матушки-Миссисипи. Удачное доказательство этому тезису — роскошный мэш-ап, в который они превратили незатейливую песенку обезьяньего короля Луи «I Wanna Be Like You» из диснеевского мультфильма 1967 года «Книга джунглей».
Блюзу был посвящён и второй сет 28 июня, который в разных версиях программы фестиваля был отмечен по-разному. На сводной афише он именовался так: «Краски блюза» Виктора Колесова и «Гитар-саммит» Тима Дорофеева. Сойдёмся на том, что это был совместный проект гитаристов Тима Дорофеева (Архангельск) и Виктора Колесова (Вологда), где вологодскую группу «Краски блюза» представляли Колесов и клавишник Сергей Соколов. Большая часть состава приехала из Архангельска, где эти музыканты действительно входят в состав разных проектов гитариста-продюсера Тимофея Дорофеева, в том числе и Guitar Summit: помимо самого Тима, это Константин Седовин и Мария Корель (вокал), басист Николай Клишин и целых два барабанщика — Алексей Барандов и Олег Юданов.
На видео оказался запечатлён классический блюзовый номер Мемфис Слима «Every Day I Have The Blues», прославленный исполнениями вокалиста Джо Уильямса с оркестром Каунта Бэйси и особенно — великого гитариста Би Би Кинга. В исполнении этого номера приняли участие специальные гости из Москвы: Юрий Новгородский (гитара) и Кирилл Мошков (бас-гитара). Да, автор этого текста принял приглашение Дорофеева и Колесова, позволив себе вспомнить молодость и, что называется, дёрнуть за четыре басовые струны.
Но публика, конечно, ждала финального сета первого вечера. Много лет на фестивале «Блюз на веранде» с разными своими составами выступает Народный артист РФ саксофонист Игорь Бутман. Не стал исключением и 2023 год: Бутман вышел на сцену в Консисторском дворике со своим квинтетом, в который сейчас входят вокалист и пианист Олег Аккуратов, гитарист Евгений Побожий, контрабасист Артём Баскаков и барабанщик Эдуард Зизак.
Вологодским слушателям была показана обширная, хорошо сбалансированная программа, которая представляет высочайший исполнительский уровень современного российского джаза. Странно было бы ожидать иного от самого известного и в мире, и в России отечественного джазового музыканта. Если на фестивале выступает Бутман, то это знак качества. Аминь!
29 июня Вологду накрыли дожди. Но вологодская публика привыкла к суровому климату Русского Севера. Несмотря на ливень, громкий и напористый блюз-рок группы «Федулова» слушало более сотни влагостойких посетителей в дождевиках и под зонтами. А вот единственный фотокадр с этого сета нам пришлось делать из-под трибун: боязно было выносить камеру под проливной дождь. Зато лидер группы, огненная гитаристка Ксения Федулова, сама поливала на гитаре жгучей жжакой ещё покруче вологодского дождя: дождь-то в конце концов стал ослабевать, а вот напор гитарного рока оставался неизменным в течение всего сета, лишний раз напоминая, что «Блюз на веранде» — фестиваль, научно выражаясь, полистилистический.
Современное джазовое импровизационное искусство в этот день представила воронежская вокалистка Карина Кожевникова в совместном проекте с «Круглым бендом» саксофониста Алексея Круглова. Весной этого года у тандема вышел на Leo Records неожиданный для основных линий развития и Карины, и Алексея альбом «Polyphonic Circle» (см. нашу публикацию об этой работе), и музыканты много и удачно показывали материал альбома на целом ряде российских (и даже зарубежных) фестивалей. Не стала исключением и Вологда, где в составе «Круглого бенда» с Кругловым играли контрабасист Владимир Кольцов-Крутов и ветеран ещё советской новоджазовой сцены — барабанщик Олег Юданов, ныне участник «Арт-Ансамбля» Тима Дорофеева, а в 1970-80-е гг. член легендарной джаз-группы «Архангельск».
Материал «Полифонического круга» отнюдь не прост для восприятия, требует очень внимательного слушания и сопереживания тончайшим эмоциональным оттенкам вокальной трактовки Карины Кожевниковой. И уж в любом случае это не развлекательная программа. Тем ценнее было неотрывное внимание, с которым под неутихающим дождём эту захватывающе непростую музыкальную ткань воспринимала вологодская аудитория. Жаль, что снять на видео это было невозможно: дождь продолжался, хотя уже и не хлестал так отчаянно, как в первом сете.
Большой Джазовый Оркестр трубача Петра Востокова представил в Вологде обширную программу, которая прозвучала необычайным контрастом всему, что было сыграно на фестивале и до, и после выступления биг-бэнда из Москвы.
Дело в том, что наши главные специалисты по оживлению исторических звучаний джазового искусства давнего прошлого максимально полно использовали акустические особенности Консисторского дворика: щербатая крепостная стена XVII столетия позади сцены работает как идеальный акустический рефлектор, концентрируя живой звук на слушателях.
Поэтому оркестр, тем более — специализирующийся на исторических звучаниях (ведь джазовые биг-бэнды вплоть до 1950-х гг. играли без всякого электрического усиления), звучит в этом пространстве идеально ровно и плотно: даже солисты не пользовались микрофонами (и их было хорошо слышно!), только поющие члены коллектива выходили к единственному микрофону, чтобы спеть небольшие вокальные фрагменты в отдельных пьесах. Вот только живой рояль невозможно было поставить на сцену в этих условиях, поэтому пианисту Евгению Сивцову пришлось играть на синтезаторе, который, конечно же, был подключён к звукоусилению и в результате торчал в звуковой картинке, как не до конца забитый гвоздик. Неискушённые в этих тонкостях слушатели делились потом впечатлениями: «Как необычайно прозрачно и разборчиво звучал оркестр, какой замечательный звукорежиссёр…» Ирония судьбы в том, что именно на выступлении БДО звукорежиссёр не было задействован: уши публики, замыленные годами привычки к электрически усиленному звуку, восприняли прямой естественный звук оркестра как что-то неслыханно экзотическое!
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр — «Скороходы» (Константин Бахолдин)
Программа оркестра включала целый ряд уникальных пьес советских джазовых авторов, которые в рамках празднования 100-летия отечественного джаза были восстановлены по оригинальным партитурам в рамках сотрудничества Большого Джазового Оркестра и радио «Орфей». Специалисты радиостанции обнаружили целый пласт оригинальных оркестровых партитур советского джаза в нотной библиотеке, унаследованной от Гостелерадио СССР, в системе которого работали и Джаз-оркестр Всесоюзного Радиокомитета п/у Александра Цфасмана (1939-46), и Концертный эстрадный ансамбль Гостелерадио СССР п/у Вадима Людвиковского (неофициально — Джаз-оркестр Всесоюзного радио). Именно к репертуару оркестра Людвиковского относятся оба номера, зафиксированные нами на видео: и «Скороходы», которые для Джаз-оркестра Всесоюзного радио написал тромбонист Константин Бахолдин, и следующий номер, написанный самим Людвиковским. БДО первоначально исполнял эти партитуры в программе «Джаз с русской душой», подготовленной радио «Орфей» и фондом ФИРКОН в рамках проекта «Неизвестные имена российского джаза», ну а теперь они заслуженно вошли в основной репертуар оркестра Востокова.
ВИДЕО: Большой Джазовый Оркестр — «Лирическая фантазия» (Вадим Людвиковский)
Финальный день фестиваля оказался единственным, часть программы которого была проведена вне Вологодского кремля: 30 июня в Вологодском детско-юношеском медиацентре состоялся специальный показ фильма «ДЖАЗ 100». Первый полнометражный документальный фильм о столетней истории джаза в России вологодским зрителям представил автор сценария кинокартины, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. (см. отчёт портала «Культура в Вологодской области»), заодно ещё раз представив и одноименную книгу, как развёрнутый вариант сценария фильма.
Что же до музыкальной программы в Вологодском кремле, то дожди ушли, и многочисленная публика с энтузиазмом приняла два сета, объединённые фигурой одного из самых известных шоуменов российского джаза: первое отделение трубач и телеведущий Вадим Эйленкриг вёл так, как он обычно ведёт выпуски телешоу «Клуб Шаболовка, 37» на телеканале «Россия Культура», а во втором он играл. Впрочем, обо всём по порядку.
Живёт в Вологде вокалистка, музыкант, композитор, музыкальный педагог Виктория Андреева. Помимо того, что она пишет, аранжирует и исполняет музыку, она — педагог Вологодского областного колледжа искусств, музыкальный руководитель коллектива Вологодской областной филармонии «Русский Север», заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии Вологодской области… Она пишет в разных стилях: её песни исполняла поп-певица Анжелика Варум, в 90-е её детская эстрадно-джазовая студия «Вот и мы» пела аранжировки своего руководителя с Санкт-Петербургским джаз-оркестром п/у Сергея Хилько, её сочинения входят в репертуар ансамбля песни и танца «Русский Север», и к тому же она руководит Молодёжным эстрадным хором в колледже искусств, который тоже исполняет её аранжировки.
На фестивале Андреева представила обширную программу под названием «Мы вместе». Я даже затрудняюсь как-то кратко определить этот эклектичный, но внутренне цельный сет: в нём был и джаз — главным образом аранжировки стандартов, сделанные Викторией Андреевой; были её авторские пьесы; был и русский фольклор в своеобразных вокально-инструментальных аранжировках… Сама Андреева время от времени солировала как вокалистка, но столько же (если не больше) времени проводила то за клавишными, то с разными перкуссионными инструментами, участвуя в аккомпанементе солистам Молодёжного эстрадного хора, которые исполняли её аранжировки. Солисты сменялись, менялись амплуа, заменялись костюмы с условно-эстрадных на условно-фольклорные; среди тех, кто в разные моменты оказывался на сцене в разных вокальных составах (трио, квартет, квинтет…), были Роман Лобазов, Лидия Холина, Татьяна Четверикова, Виктория Волкова, Тихон Фукс и Екатерина Терентьева. Были и специальные гости-инструменталисты: значительная часть программы была построена на взаимодействии (в том числе и за клавишными инструментами!) между Андреевой и петербуржцем Андреем Кондаковым, а с какого-то момента в действие влились участники коллектива Виктора Колесова — он сам на гитаре, плюс Андрей Малафеевский на бас-гитаре и Андрей Яблоков на ударных.
И, возможно, при других условиях эта эклектичная программа, скреплённая только личностью автора, могла бы начать разваливаться — но глубокое взаимодействие музыкантов в этом полистилистическом материале удерживало в едином звуковом потоке всё разнообразие стилевых элементов, а форму всего представления, как это часто бывает в телешоу «Клуб Шаболовка, 37», скрепляло и не позволяло композиционно расползтись ведение Вадима Эйленкрига. Он, в отличие от некоторых иных фестивальных ведущих, музыкант; а значит — он прекрасно понимает суть и драматургию происходящего. При этом Вадим умеет передать своё понимание публике в немногих словах, и при этом не забывает и о развлекательном элементе шоу. В общем, участие Вадима Эйленкрига в шоу Виктории Андреевой придало музыкальному материалу новое измерение: слушателям был представлен не просто музыкальный сет, а, скорее, своего рода «живой выпуск» телешоу. Неудивительно, что в ходе публичного общения Вадима и Виктории зашла речь и о реальной съёмке этой программы для шоу «Клуб Шаболовка, 37».
Далеко от Консисторского дворика Вадиму Эйленкригу уходить не пришлось: во втором сете он вышел на сцену уже как трубач. Вместе с ним был его постоянный коллектив Eilenkrig Crew, в который входили клавишник Дмитрий Илугдин, гитарист Александр Родовский, басист Армен Мкртычян и барабанщик Виталий Эпов. Шесть лет назад в репортаже с совсем другого фестиваля автор этих строк написал:
Эйленкриг, верный своей концепции доступной, несложной музыки, предназначенной для самой широкой аудитории, в то же время явно не готов идти на компромиссы в качестве исполнения.
Состав «Эйленкриг крю» (crew — по-английски «команда») с тех пор сильно изменился, а вот концепция — нет. Программа коллектива по-прежнему состоит из мощных, моторных фанк-фьюжн версий общедоступных мотивов (включая неизбежную мелодию композитора Эдуарда Артемьева из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», которая много лет не покидает репертуар Вадима), заставляющих даже самого неподготовленного слушателя радостно улыбаться и слегка пританцовывать. И по-прежнему в условиях музыкального праздника под открытым небом, адресованного далеко не только специализированной джазовой публике, наличие в фестивальной программе такого высококачественного развлекательного эпизода трудно переоценить.
А в финале фестиваля был сет, который уж и вовсе никакого отношения к формату нашего издания не имел, но зато стал, наверное, самым массово-ориентированным событием в программе «Блюза на веранде»-2023: в Консисторском дворике играл последний, наверное, аутентичный исполнитель классического рок-н-ролла на отечественной сцене — поющий пианист Денис Мажуков, самый достоверный имперсонатор легендарного Джерри Ли Луиса в мире (я не шучу!), музыкант несокрушимо крепкий, который знает свой стиль на десять баллов из пяти и талантливо передаёт драйв, напор, буги-вуги и прочие шуба-дубы и хали-гали невозвратно далёких 1950-х годов так, что даже родившиеся, судя по всему, уже в 2010-е годы (ну, вах, будем джигитами — в самом конце 2000-х) слушатели, которые даже само слово «рок-н-ролл» вряд ли так уж хорошо понимают, не могут устоять и пускаются в пляс — вот как в этом небольшом видео, запечатлевшим примерно одну минуту из выступления Дениса Мажукова в Вологодском кремле. Стопроцентное попадание!
Несколько смачных моментов из шоу Дениса Мажукова (между прочим, сына советского эстрадного композитора Алексея Мажукова, чьи песни кажутся космически далекими от музыкальных интересов его сына) мы запечатлели и на фото.
20-й, юбилейный фестиваль «Блюз на веранде» завершился. Жизнь не даёт скучать организаторам ни одного джазового (да, в общем, и не только джазового) фестиваля в России, но надо признать, что российское джазовое сообщество научилось достойно отвечать на вызовы времени. Это можно в полной мере сказать и об организаторах вологодского фестиваля, вот уже два десятилетия представляющих жителям старинного северного русского города джаз, блюз и этно-музыку. Теперь фестиваль проходит при поддержке администрации города Вологды и мэра Сергея Воропанова, в партнёрстве с соорганизаторами — Дирекцией праздников города Вологды, располагает и спонсорской поддержкой, прежде всего от многолетнего генерального спонсора — «Севергазбанка». Редакция «Джаз.Ру» поздравляет арт-директора фестиваля Катерину Колесову и всю фестивальную команду с удачным завершением юбилейного праздника! Как в таких случаях обычно и делается, команда уже работает над 21-м фестивалем. Пожелаем организаторам удачи!