Marimba Plus «In Another Dimension» (Jazzist, 2023)
Для слушателей, знакомых с творчеством группы Marimba Plus, альбом «In Another Dimension» («В другом измерении») может стать неожиданностью: сохраняя верность звучанию на грани джаза и академической музыки, эта работа щедро сдобрена электроникой и открывает новую страницу в эволюции звучания коллектива.
Идея альбома зародилась у лидера группы — маримбафониста, перкуссиониста и композитора Льва Слепнера — ещё в 2017 году под впечатлением от концерта, который музыканты сыграли под куполом Большого звёздного зала Московского планетария. По замыслу Слепнера, это должен был быть альбом электронной музыки, рассказывающий о звёздном небе над нами и космосе внутри каждого человека. Но уже в самом начале работы музыканты поняли, что они не хотят ограничивать себя рамками одной стилистики, и стали искать саунд, который объединил бы идейную концепцию Льва Слепнера с устоявшимся стилем группы и экспериментами с новым звучанием.
«In Another Dimension» — результат этих поисков. Стилистически альбом располагается на перекрестке фьюжн, этнической, академической и электронной музыки. Важные решения в выстраивании звука и драматургии альбома принимал Михаил Зуев, саксофонист Marimba Plus, который сыграл здесь ключевую роль саунд-продюсера.
Вот что говорит о новой работе Лев Слепнер:
— Музыка на альбоме отражает окружающую действительность, но в этом отражении видны надежда и любовь к нашему странному и необъяснимому миру. Наверное, внутри каждого из нас сокрыт не менее сложный и богатый мир, который мы иногда опасаемся открыть не только другим, но и самим себе.
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков:
— С первых лет своего существования «Маримба Плюс» уверенно шла по пути фьюжн — сплава элементов самых разных стилей и направлений: и изнутри джазового искусства, и извне, из других видов музыки. За долгие годы укоренился и уклон в сторону classical/jazz crossover — перекрестья эстетики академической музыки и джазового языка. Да, на новом альбоме элементов джаза, пожалуй, в процентном выражении ещё меньше, чем на иных прежних работах коллектива. Но от сложного «арт-фьюжн», как определял когда-то свою стилистику Лев Слепнер, странно было бы требовать чистоты стиля джазового мэйнстрима. Мало того, есть на альбоме и новый поворот — активное использование современных звуковых решений из области креативных ветвей электронной музыки (и условно-танцевальной, и той, которая определяется как electronica). Общая сумма музыкальных решений кинематографична, даже изобразительна — до грани академической «программности», когда звуковой поток сознательно создаётся как слуховое воплощение тех или иных зрительных образов. «Маримба» раньше тоже решала подобные задачи, но почти не играла настолько визуальной музыки. Вплетение живых и синтезаторных звучаний инструментов группы в прихотливые электронные «саундскейпы» придаёт музыке Слепнера новое измерение, новые драматургические решения — особенно остро это ощущается, когда на четвёртом треке альбома в звуковой ткани впервые (и довольно неожиданно!) выявляется тембр собственно маримбы, флагманского инструмента Льва, которым он со времён появления в его арсенале MalletKAT — миди-контроллера с клавиатурой маримбы — среди других тембров цифрового инструмента пользовался довольно скупо, предпочитая вызывать ударами молоточков по клавиатуре самые разные звуки, часто даже и не имеющие аналогов в мире реальных музыкальных инструментов. Есть на альбоме и практически стопроцентная «неоклассика» — например, трек «Bonsai». В общем, как два десятилетия назад Marimba Plus вступила на путь сложного стилистического синтеза так называемых «смежных с джазом направлений», так по этому пути и идёт — расширяя набор исследуемых возможностей так же, как в последние четверть века расширяются и пределы собственно джазового искусства.
СПРАВКА: Московская группа Marimba Plus создана в 1999 году студентами Российской академии музыки им. Гнесиных. За время своего существования — без малого 25 лет — коллектив принял участие во многих престижных международных и российских музыкальных фестивалях, выступал с именитыми отечественными и зарубежными музыкантами разных жанров — от джаза до world music. Музыка основателя коллектива Льва Слепнера звучит в целом ряде анимационных фильмов, завоевавших награды российских и международных кинофестивалей.
IN ANOTHER DIMENSION
альбом на 11 цифровых платформах
1. March 17th
2. In Another Dimension
3. Leonids
4. Orion
5. Bonsai
6. Samsara
7. Jerusalem (Live)
Музыка Льва Слепнера
Лев Слепнер — маримба (3, 4, 6, 7), перкуссия (1, 3, 4, 7), фортепиано (2, 4, 5)
Илья Дворецкий — флейта (1–5, 7), альт-флейта (2), бас-флейта (1)
Сергей Нанкин — кларнет (2–5, 7), бассет-горн (1, 3)
Михаил Зуев — тенор-саксофон (2, 4, 7)
Иван Акатов — труба (1–4, 7), флюгельгорн (1, 3, 5)
Николай Солонович — виолончель (1–4)
Сергей Геокчаев — фортепиано (1, 3), клавишные (1, 3, 4)
Дмитрий Чемырев — клавишные (4)
Олеся Митько — клавишные и вокал (6)
Евгений Ярын — бас-гитара
Паата Чакаберия — чонгури (3)
Виталий Эпов — ударные (1, 2, 7)
Леонид Тавровский — ударные (6)