Саксофонист Лембит Саарсалу отмечает 75-летие

0
Lembit Saarsalu (photo: Margus Ansu)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

До 1990-91 гг. джазовая сцена большинства республик бывшего Советского Союза была единой. Но даже на фоне многочисленных примеров плодотворного сотрудничества множества музыкантов из разных республик один пример стоял особняком: дуэт, в который с 1984 и по конец 2010-х гг. входили российский пианист Леонид Винцкевич и эстонский тенор-саксофонист Лембит Саарсалу (Lembit Saarsalu).

8 июля 2023 Лембит Саарсалу отмечает 75-й день рождения.

Несколько лет назад Лембит рассказывал заместителю главного редактора «Джаз.Ру» Анне Филипьевой:

— Все хорошие вещи в жизни появляются случайно. Я в 84 году поехал в Свердловск, это пять часов лететь из Таллина. Раньше для всех музыкантов было очень чётко расписано, кому можно играть сольный концерт, а кому нет. На тот момент Леонид мог один играть только половину сольного концерта, а я мог играть вторую половину. Поэтому я приехал из Таллина со своим пианистом. В зале Свердловской филармонии оказалось два рояля, и мы решили попробовать сыграть в трио — два рояля и один саксофонист. И так началось сотрудничество…

Лембит Саарсалу и Леонид Винцкевич, 1984

Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу уже выступал на джазовом фестивале в Праге, в 1985 — на двух фестивалях в Восточной Германии (Jazzbühne в Берлине и Leipziger Jazztage в Лейпциге). В 1986 последовал выезд на North Sea Jazz Festival (в те годы проходил в Гааге, Нидерланды), где вместо положенных тридцати минут благодаря тёплому приёму слушателей музыканты отыграли 120.

В советский период музыка дуэта была документирована двумя виниловыми релизами. В 1986 на ВФГ «Мелодия» вышла пластинка «Джаз вдвоём», в которую вошли одна эстонская народная мелодия, две авторские пьесы Саарсалу, одна — Винцкевича («Полынь-трава», которую он написал ещё в 70-е) и две пьесы Коула Портера.

А в 1990-м ВФГ выпустила альбом «Джаз для двоих — блюз на всю ночь», на котором были представлены только версии джазовых стандартов (в 2005 г. «Мелодия» переиздала эту запись на компакт-диске).

Регулярно работая вместе с 1984 года, оба артиста жили, тем не менее, в своих родных городах: Винцкевич — в Курске, Саарсалу — в Таллине. При этом у Лембита дома в советский период даже не было телефона (в СССР до конца его истории вообще были большие проблемы с доступностью связи). В интервью Анне Филипьевой он рассказывал:

— Люди из разных стран всегда похоже реагируют на отсутствие телефона. Французы, например, говорят: «Ой, как хорошо! Можно спокойно жить». Американцы удивляются: «А как же ты работу получаешь?» А меня ещё часто спрашивают: «А как вы репетируете?» Я говорю: «По телефону! Но у меня телефона нет, поэтому я езжу на центральный телеграф, жду в очереди два часа и тогда говорю». Это, конечно, такой мой северный юмор. Но если серьёзно, нам здорово повезло, что в Советском Союзе джаз, что называется, встал на государственные рельсы. То есть Госконцерт всё организовывал, и мы иногда играли по сто двадцать концертов в год! Хорошее время было в Советском Союзе. Мы можем его вспоминать сейчас, как хотим. Может быть, вспомнится холодный автобус, или пища иногда оставляла желать лучшего. Но мы были профессиональные артисты, которые встречались и играли концерты — и в клубах, и в хороших камерных залах с хорошими роялями. И люди приходили всегда! Всегда в зале было 300-400 человек. Конечно, это была и пропаганда джаза тоже — и довольно сильная. Например, я помню выступление в концертном зале «Россия». Всё-таки играть дуэтом в таком месте и получить хороший результат — это даже удивительно каждому музыканту! И это всё-таки значит, что был уровень. В 1985 году мы участвовали в фестивале в Берлине в Фридрихштадтпаласте. Потом North Sea Jazz Festival, который до сих пор остаётся супер-хорошим фестивалем Европы. Уникально, что так вот родился дуэт, и мы сразу понюхали свободу, которая была в Европе. Это тоже очень важно! И есть чувство, что такого уже, видимо, не будет…

ВИДЕО: Российский пианист Леонид Винцкевич и эстонский саксофонист Лембит Саарсалу, выступающие дуэтом с 1984 г., исполняют пьесу Саарсалу «Вечерняя музыка» на фестивале «Джаз над Волгой» в зале Ярославской филармонии 19.03.2011

В 90-е гг. Леонид Винцкевич регулярно выступал с Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных составах ими было записано три CD. Четвёртый, также выпущенный в Германии, был записан в Москве в трио с американским гитаристом Джоном Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит познакомились в конце 1980-х на фестивале в США. Да, дуэт Винцкевич-Саарсалу стал вторым (после Трио Ганелина на JVC Jazz Festival в Нью-Йорке в 1986 г.) советским джазовым составом, который выступил на крупном американском джазовом фестивале.

Лайонел Хэмптон, Лембит Саарсалу и Леонид Винцкевич, 1989 (фото © пресс-служба Университета Айдахо)

В конце 1980-х мало кто в США знал, что в СССР вообще есть джазовая сцена — пусть не такая разнообразная и обширная, как в Западной Европе или Северной Америке, но вполне живая и самостоятельная. Мало каким советским джазовым артистам удавалось выступить в США без того, чтобы сначала туда эмигрировать. Потребовалось много усилий и в Советском Союзе, и в Штатах для того, чтобы впервые в истории на крупном джазовом фестивале в США в 1989 г. выступил советский джазовый дуэт — Винцкевич и Саарсалу. Благодаря промоутерской деятельности московского джазового критика Алексея Баташёва, который прилагал большие усилия по продвижению советских музыкантов на американский рынок, они дебютировали в США на Джаз-фестивале Лайонела Хэмптона в городке Москва (Москоу), штат Айдахо. Это был немедленный успех: даже патрон фестиваля, легендарный 81-летний вибрафонист Лайонел Хэмптон, вышел на сцену немного поиграть с советским дуэтом.

Лайонел Хэмптон и Лембит Саарсалу (фото © пресс-служба Университета Айдахо)
Лайонел Хэмптон и Лембит Саарсалу (фото © пресс-служба Университета Айдахо)

Дуэт Винцкевич-Саарсалу возвращался на фестиваль в Айдахо ежегодно вплоть до 1993 г., а после неурядиц 90-х снова — в 1997 и с 1999 по 2007 год, когда автор идеи появления советских джазовых артистов на крупнейшем джаз-фестивале к западу от Миссисипи, художественный руководитель фестиваля с 1977 г. доктор Линн Скиннер по прозвищу Док, ушёл на пенсию.

Джаз-фестиваль Лайонела Хэмптона, 1992: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, контрабасист Родни Уитакер, Лайонел Хэмптон  (фото © пресс-служба Университета Айдахо)
Джаз-фестиваль Лайонела Хэмптона, 1992: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, контрабасист Родни Уитакер, Лайонел Хэмптон (фото © пресс-служба Университета Айдахо)

Благодаря усилиям Дока на фестивале в Айдахо выступили десятки джазовых артистов из стран бывшего СССР, в том числе (и в наибольшем количестве) из России, но именно дуэт Винцкевича и Саарсалу оставался составом с самой долгой историей участия в важнейшем джаз-фестивале северо-западного региона США. Они играли там полтора десятка раз: рекорд этот вряд ли будет превзойдён в обозримом будущем.
ВИДЕО: Лембит Саарсалу, Леонид Винцкевич, гитарист Джон Стоуэлл, басист Кристиан Бауш и барабанщик Элвин Джонс на фестивале Лайонела Хэмптона 1997 г.

Линн «Док» Скиннер — не просто организатор джазовых фестивалей. Он музыкант и композитор. Его сочинения играли Слайд Хэмптон, Игорь Бутман, Клаудио Родити, оркестр Лайонела Хэмптона. Некоторые его пьесы были исполнены струнным оркестром на Фестивале им. Лайонела Хэмптона в 2007 г., когда Док уходил на пенсию: оркестром дирижировал новый художественный руководитель фестиваля, прославленный контрабасист Джон Клэйтон, а основными солистами были Лембит Саарсалу на саксофоне и Леонид Винцкевич на фортепиано.

Февраль 2007, стадион Kibbie Dome, Москоу, Айдахо: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Джон Клэйтон (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Февраль 2007, стадион Kibbie Dome, Москоу, Айдахо: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Джон Клэйтон (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

У российско-эстонского дуэта было и собственное, более камерное видение авторской музыки Дока Скиннера. В первой половине 2000-х они записали эти треки в зале университета в Солт-Лейк-Сити; лиричный, сердечный, добрый автор музыки незримо присутствует в исполнении своих пьес друзьями с другой стороны земного шара, так что в записи участвуют не два, а, фактически, три артиста. К 80-летию Дока Скиннера (2020) дуэт Леонида Винцкевича и Лембита Саарсалу выпустил эту запись на Butman Music Records в форматах CD и LP под названием «Прими мою любовь» («Take My Love»).

АУДИО: «Прими мою любовь» (Take My Love)
Леонид Винцкевич, фортепиано; Лембит Саарсалу, тенор-саксофон
запись: зал университета Солт-Лейк-Сити, штат Юта, звукоинженер Майк Коттл
сведение и мастеринг: Seastudio, Москва, Евгений Шариков

Во второй половине 2010-х дуэт Винцкевич-Саарсалу уже не гастролировал, но в 2016 г. Лембит Саарсалу снова приезжал на фестиваль «Джазовая провинция», арт-директором которого уже четверть века является Леонид Винцкевич, и, в том числе, выступал с внуком Леонида — гитаристом Леонидом Морозовым — и легендой советского джаза гитаристом Алексеем Кузнецовым. Именно тогда была сделана эта фотография.

Фестиваль «Джазовая провинция», Воронеж, ноябрь 2016. Лембит Саарсалу, контрабасист Стив Кершоу, Леонид Морозов, Алексей Кузнецов (фото: Илья Куколев)
Фестиваль «Джазовая провинция», Воронеж, ноябрь 2016. Лембит Саарсалу, контрабасист Стив Кершоу, Леонид Морозов, Алексей Кузнецов (фото: Илья Куколев)
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя