29 апреля на острове Эльба (Италия) умер Нелло Москателли, который был в 1970-80-е годы видным участником московского джазового сообщества. Ему было 76 лет.
Его мать Тереза Мондини родилась в годы фашистской диктатуры в семье видного члена Коммунистической партии Италии и поэтому выросла в знаменитом Интернациональном детском доме в российском городе Иваново, куда была тайно вывезена вместе с другими детьми итальянских коммунистов. После войны Тереза вернулась в Италию, где повстречалась с Ренато Москателли, родным братом бывшего руководителя партизанского движения на севере Италии Чино Москателли. Нелло родился от брака Ренато и Терезы 31 мая 1946 г. на севере Италии, в городе Имола. Отец вскоре погиб в автокатастрофе, и Нелло рос с родителями матери. В 1961 г. Тереза Мондини получила предложение работать на советском «иновещании» — государственном радиовещании на зарубежные страны, где требовались дикторы — носители иностранных языков. Она вызвала в Москву и сына, который в 1963 г. поступил в Московский энергетический институт и в 1968 г. благополучно его окончил с дипломом инженера-энергетика.
К этому моменту Нелло Москателли увлёкся джазом, к которому испытывал склонность ещё с ранней юности — другом его семьи был прославленный итальянский джазовый критик и историк джаза Арриго Полилло, в 1960-е — главный редактор журнала Musica Jazz. Позже, в конце 1970-х, Москателли перевёл на русский язык и издал в «самиздате» под редакцией Юрия Верменича из легендарной «Группы изучения джаза в СССР» книгу Полилло «Джаз» (1975). Нелло немного играл на тенор-саксофоне, но в московском джазовом сообществе был известен главным образом как обладатель огромной коллекции джазовых пластинок и дорогой звукозаписывающей аппаратуры, на которую он постоянно делал записи московских джазовых концертов и джемов. Он дружил с множеством московских джазменов: среди его друзей были саксофонисты Алексей Зубов и Анатолий Герасимов, пианист Николай Левиновский. Когда в 1973 г. началась «советская джазовая эмиграция», Москателли помогал выезжавшим в США через Италию своими многочисленными контактами.
Одним из ближайших друзей Нелло Москателли был вышеупомянутый советский джазовый просветитель Юрий Верменич. В своих мемуарах «Мои друзья — джазфэны» он, в частности, писал:
На редкость искренний, открытый и дружелюбный, он многие годы увлекался джазом, был завсегдатаем всех московских фестивалей и концертов и знал практически всех ведущих джазменов Москвы (да и Ленинграда)… Я до сих пор жалею, что не познакомился раньше с этим интересным человеком, который потом стал моим другом. Наши контакты с Нелло оставались достаточно частыми и тесными примерно по 1984 г. Иногда он ездил на свою родину по всяким делам и даже помогал при случае некоторым нашим выезжающим музыкантам переправить туда их инструменты. В те годы в его жизнь вошла Тамара Квиркелия (которая была певицей первого официального состава «Арсенала» Алексея Козлова), дом и работа всё больше поглощали его мысли и время. В 80-е годы Нелло постепенно превратился в очень занятого делового человека, и с началом перестройки они всей семьёй перебрались на житьё в Имолу под Болоньей, где купили дом…
В последние годы Нелло Москателли тяжело болел, жил уединённо в горном домике близ Портоферрайо — главного города острова Эльба в Тосканском архипелаге, у западных берегов Италии. Большую радость ему в последние годы жизни приносило восстановление контактов с московскими друзьями, которое стало возможным благодаря социальным сетям. Он беспокоился о том, как бы сохранить свой большой архив фотографий и переписки с друзьями-музыкантами. Шли переговоры о том, как передать этот архив в Россию: он никак не мог освоить технологии «облачного хранения» информации, хотя сумел отсканировать, по его словам, несколько сотен документов. Но после начала пандемии здоровье Нелло пошатнулось, и в последние годы речь о передаче архива больше не заходила…
Безумно жаль, что нас покинул Нелло Москателли. Ушёл ещё один человек, входивший в когорту «Группа исследования джаза в СССР».
В 2018-2019 гг мы с ним активно переписывались, и он хотел часть своего архива фотографий и машинописных документов прислать мне — для изучения, а затем и передачи в ярославский Центр Джаза. Но затем началась «эпоха» коронавируса и эти планы как-то угасли…