Джазовый барабанщик Станислав Стрельцов (1937–2023)

3
Станислав Стрельцов (1937–2023)
Станислав Стрельцов (1937–2023)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

19 марта в Санкт-Петербурге ушёл из жизни заслуженный артист России барабанщик Станислав Стрельцов. Ему было 85 лет, и более 60 лет он провёл на сцене.

Станислав Рафаилович Стрельцов родился в селе Подгощи Новгородской области 14 августа 1937 г. В 50-е он учился в Ленинградском механическом техникуме. Уже в наше время музыкант рассказывал в интервью агентству «Северная звезда» (автор Ксения Иванова):

— Помню, как в старших классах я барабанил по парте — мне нравились ритмические фигуры. После уроков я приходил домой и заслушивался советскими шлягерами, стилизованными под джаз. Везде, где бы я ни был, я говорил, что я — барабанщик. Хотя, на самом деле, к тому времени сыграл всего пару раз — в духовом оркестре в большой барабан колотушкой.

Однажды меня пригласили в один коллектив выступить в больнице. Не передать, с каким страхом я играл. За это выступление я неожиданно для себя получил свой первый гонорар. Так началась моя карьера музыканта. С этим коллективом я стал работать в клубе «Железнодорожник» у Финляндского вокзала, там я практиковался. Постепенно я стал играть все лучше и лучше, познакомился с Ариком Лисковичем и Володей Прокофьевым из эстрадного коллектива. Они стали приглашать меня играть в институтах, тогда это было модно. На этих концертах состоялись мои первые соло. Ребята воспитали во мне чувство времени: я стал понимать без счета, что такое четыре такта.

Станислав Стрельцов (фото с сайта Филармонии джазовой музыки)

В начале 1960-х Станислав Стрельцов играл в ансамбле джазового пианиста Юрия Вихарева, где в то время дебютировал как контрабасист юный Давид Голощёкин. В 1961 г. ансамбль Вихарева с участием Стрельцова и Голощёкина выступил на джаз-фестивале в Таллине. С этого началась джазовая история барабанщика Стрельцова.

Несколько лет он работал в ленинградском ресторане «Нева» возле Пассажа на Невском проспекте, где джаз-оркестром руководил ветеран советской джазовой сцены — скрипач Борис Михайлович Колотухин. Там молодого барабанщика услышал композитор Александр Броневицкий и пригласил к себе в сопровождающий состав эстрадного вокального ансамбля «Дружба». Стрельцов вспоминал:

— По тем временам это было очень престижно. Конечно, я согласился. С ансамблем «Дружба» я объездил весь Союз. Однако, исполняя эстрадную музыку, я всегда стремился к джазу. Приходил в «Пятилетку» (Дворец культуры им. Первой пятилетки, впоследствии снесённый ради строительства второй сцены Мариинского театра. — Ред.) — просто послушать. Однажды во время выступления в ДК Горького Иосиф Вайнштейн предложил мне зайти к нему после концерта. Так началась моя работа в его оркестре.

СЛУШАЕМ: Ленинградский джаз-оркестр п/у Иосифа Вайнштейна, запись 1966 г. «Композиция» (обработка: Владлен Груз)
Соло: Константин Носов (труба), Виктор Мусоров (тромбон), Ростислав Чевычелов (саксофон), Давид Голощёкин (ф-но), Станислав Стрельцов (ударные)

В 1967 г. часть оркестра Иосифа Вайнштейна, в том числе Давид Голощёкин (уже как пианист) и барабанщик Станислав Стрельцов, перешла в оркестр Эдди Рознера в Москве, где в том числе работала и как ансамбль солистов во главе с трубачом Константином Носовым и саксофонистом Геннадием Гольштейном.

Свердловск, 1968 г., кафе «Серебряное копытце». Слева направо: Станислав Стрельцов, Виктор Смирнов, Геннадий Гольштейн, Константин Носов
Свердловск, 1968 г., кафе «Серебряное копытце». Слева направо: Станислав Стрельцов, Виктор Смирнов, Геннадий Гольштейн, Константин Носов

Но эта работа продлилась недолго — всего через несколько месяцев Рознер вновь поменял состав. Стрельцов вернулся в Ленинград, и жизнь заставила пойти работать на эстраду — в Ленконцерт. Он работал в ансамбле эстрадного артиста Бена Бенцианова, в ансамбле певца Жана Татляна, впоследствии эмигрировавшего во Францию, и в сопровождающем составе певицы Эдиты Пьехи (десять лет, с 1975 до 1985).

— Я даже выступал с коллективом эксцентриков, — рассказывал Стрельцов. — Когда Давид Семёнович [Голощёкин] увидел меня по телевизору играющим на ложках, он позвал меня к себе в ансамбль. Его коллектив в то время много гастролировал. Это было в 86-м году… А в 1989 году Давиду Голощёкину удалось организовать Филармонию джазовой музыки.

С 1989 и до наших дней Станислав Стрельцов проработал солистом Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки. Он выступал во многих программах ансамбля Давида Голощёкина, играл в проектах Геннадия Гольштейна и был постоянным барабанщиком ансамбля пианиста Петра Корнева, который не только выходил на сцену как как самостоятельный коллектив, но и сопровождал выступления вокалистки Эльвиры Трафовой.
ВИДЕО: «Саксофоны Санкт-Петербурга» п/у Геннадия Гольштейна (кларнет, вокал) в фильме-концерте «Обречённые на счастье» (2007)
Владимир Лыткин (ф-но), Давид Голощёкин (труба), Олег Кувайцев (саксофон), Станислав Стрельцов (ударные)

Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки пишет о Стрельцове на своих страницах в социальных сетях:

Станислав Рафаилович Стрельцов — один из самых светлых наших солистов, мастерски, своим узнаваемым почерком игравший у нас до последнего времени. Его высочайшие профессиональные качества известны любому российскому джаз-фэну: он не только играл оркестровый «широкий» свинг добротными фирменными «мазками», но был деликатным, тонким аккомпаниатором в малых составах. Но главное для нас в Станиславе Рафаиловиче — его исключительная доброта, аристократический такт и дипломатия. Ушел наш самый по-человечески внимательный и заботливый друг, наша «мама», как отзывались о нём коллеги, когда-либо ездившие с ним на гастроли. А ещё с ним в любых ситуациях было очень комфортно, очень просто, с ним можно было быть самим собой. Общаясь, он дарил нам себя самих. Вспоминая Станислава Рафаиловича, вспоминаем его теплейший взгляд. Улыбающиеся, бесконечно светлые голубые глаза, очень добрые, добрые всегда…

ВИДЕО: Квартет Давида Голощёкина «На солнечной стороне Невского»
Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, 2021. Давид Голощёкин — флюгельгорн, Гасан Багиров — гитара, Вадим Михайлов — контрабас, Станислав Стрельцов — ударные

реклама на джаз.ру

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя