⑬ февраля, 20:00, Новая сцена Клуба Алексея Козлова: вокалистка Татьяна Нова впервые в Москве после четырёх лет работы в Германии и Швейцарии. Перед концертом певица дала Лейле Тулеушевой интервью специально для «Джаз.Ру».
Татьяна Нова — это псевдоним? Из чего он сложился? Когда? Какой смысл транслирует окружающим, но, в первую очередь, что значит для вас?
— Татьяной меня назвали в честь моей бабушки, а «Нова» пришла ко мне в 2019 году после полутора лет поиска. В переводе с португальского это означает «новая», и именно так мне хотелось обозначить следующий этап в карьере. Как-никак, музыкой я занимаюсь с пятилетнего возраста, и вот я пришла к тому, что пишу свою музыку и исполняю ее профессионально. Позже я поняла, что «Нова» всё-таки тесно связана с моей семьей: мамина девичья фамилия — Леонова, и по гороскопу я «лео» (то есть Лев), так что все звёзды сошлись, в прямом и переносном смысле! До недавних пор это было только сценическое имя, но в ноябре 2022 года мне удалось сменить фамилию на «Нова» официально. Впервые, кстати, лечу в Россию с новой фамилией на билете, и поэтому очень счастлива.
В октябре 2019 вы выпустили дебютный сольный EP «Planeta» — музыкальный коктейль на основе джаза с нотками нео-соул, R’n’B и хип-хопа. Какой смысл следует искать в названии альбома?
— Все, что было до пандемии, теперь кажется пришедшим из другой жизни… «Planeta» — финальная работа моего бакалавриата, а одновременно — премьерная работа музыканта, исполняющего свои авторские композиции. Во время учебы в Дрездене я много экспериментировала с разными музыкальными направлениями, искала себя, и это очень слышно в музыке. Пробуя себя в разных жанрах, я каждый раз узнавала себя с новой стороны. С планетами так же — мы никогда не можем увидеть всю планету целиком и сразу. Только со временем, когда она вращается, солнце освещает её новые стороны, и мы больше знакомимся с ней. Когда я написала заглавную песню «Планета», мне очень скоро стало ясно, что об этом и должен быть альбом. Мы, люди — как планеты. Только со временем мы можем узнавать друг друга глубже и больше, медленно открываясь друг другу с новых сторон, и это прекрасно. Альбом «Planeta» — своего рода снимок моей освещённой стороны 2019 года, перед тем как я продолжила вращаться…
Эта ваша работа состоит из четырёх авторских композиций на русском, английском и «сфантазированном» языках. Почему не присутствуют песни на немецком языке? Поёте ли вы на немецком в принципе?
— Мне нравится немецкий язык, нравится разговаривать на нем, но петь на немецком — очень непросто, потому что во всех словах очень много согласных. Мне нравится петь на языках, где баланс согласных и гласных более уравновешен… Может быть, когда-нибудь у меня выйдет немецкоязычная пластинка, «никогда не говори никогда», но не в ближайшем будущем.
Как возник «сфантазированный» язык? Или этим термином названы композиции, вокально построенные исключительно на скэте?
— Этим термином я называю то, что приходит ко мне, когда я пишу новые композиции. Почти всегда я сначала пишу музыку, но вместе с ней ко мне приходят звуки, определенные гласные, слоги, иногда не связанные по смыслу слова. Я верю в то, что текст всегда прячется в этом языке, скрывается за слогами и звуками. Иногда я решаюсь его найти, то есть раскапываю звуки, нахожу слова, связываю их с историей, и тогда рождается текст. А иногда я чувствую, что этого сфантазированного языка достаточно, и слушатель всё равно поймет, что я хочу сказать.
Татьяна, вы учились в Дрезденском музыкальном институте (Германия), сейчас оканчиваете магистратуру в Музыкальной академии Базеля (Швейцария), и вам, конечно, знакомо российское музыкальное образование. В чем главные отличия музыкального образования в России и в Европе, на ваш взгляд?
— Скажу сразу, что у меня нет опыта высшего эстрадно-джазового образования у нас в стране. Я училась в колледже при ГМПИ им. Ипполитова-Иванова как дирижер академического хора, и это был невероятно классный и ценный опыт, но это было классическое образование. Однако многие мои друзья получили или получают эстрадно-джазовые дипломы в разных институтах России. Самое большое отличие для меня — возможность в Европе самому выстраивать свой учебный план. Во всех институтах есть костяк основных предметов и предметы по выбору, которые также нужны студентам для получения баллов. Этот список всегда большой, и каждый найдёт для себя что-то по интересам. Такой формат не только обеспечивает высокую посещаемость занятий и успеваемость, но и реально помогает студентам развиваться и становиться независимыми артистами. Ещё мне было непросто перейти на «ты» с джазовыми профессорами, но для них это один из ключевых моментов обучения. Они ставят себя наравне со студентами, таким образом создавая атмосферу доверия и «не оценивания» — своего рода свободное пространство для экспериментов, в которых студент не может оказаться неправым ни при каких условиях. Студент сам исследует то, что ему интересно, а педагог становится своего рода проводником, показывающим возможные пути и снабжающий студента информацией по его запросу, вместо того, чтобы говорить «вот так вот надо, и точка». Мне этот концепт очень нравится, профессионально я невероятно выросла за последние пару лет, так что и со своими студентами работаю именно с таким подходом.
Расскажите об обучении в Музыкальной академии Базеля. Каковы требования для поступающих в это учебное заведение и особенности обучения в Академии?
— В Базель я переезжала не ради Академии, кстати. Меня наградили стипендией и пригласили стать частью джазовой программы Focusyear под управлением австрийского гитариста Вольфганга Мутшпиля. Он был очень вдохновлён двухлетней программой в Лос-Анджелесе, Herbie Hancock Institute, и решил создать европейский аналог. На протяжении одного года в составе международного ансамбля у меня была возможность работать и выступать вместе с признанными мастерами джазовой мировой сцены: это были Мигель Зенон (многократный номинант премии Grammy), Лионель Луэке (гитарист Хёрби Хэнкока), Курт Розенвинкель и другие. Мы выпустили альбом авторских композиций — «Bosque» (2021) — и провели пять недель в туре по Австрии, Швейцарии, Украине и Испании. Программа проходила в здании Jazzcampus, где находится джазовый факультет Музыкальной академии Базеля. Мне очень понравился сам город и особенно кампус, и я решила подаваться на магистерскую программу. Jazzcampus — самая особенная школа из всех, в которых я была и про какие слышала. Её основатель и бывший директор Бернхард Лей создал такое место, которое стало нашим вторым домом. По студенческим карточкам можно заниматься в кампусе 24/7. Классов — много, и все они оборудованы как минимум живым фортепиано и хорошими колонками с аппаратурой. Также у нас есть продюсерский факультет и три студии звукозаписи. Возможность записываться и выпускаться с небольшим бюджетом, получается. Last but not least, за кампусом стоит мощнейший фонд, позволяющий ежемесячно приглашать на мастер-классы различных музыкантов — «фирмачей». Список большой, не хватит одного интервью, чтобы перечислить всё то, что меня восхищает в этой школе! Да и про поступление лучше поговорить отдельно.
Я учусь на факультете музыкальной джазовой педагогики. Преподавание всегда было большой темой в моей семье — моя мама учительница английского языка, а дедушка был доктором технических наук и профессором Московского университета. Думаю, этот ген я просто унаследовала. Но и без этого мама и дедушка всегда были для меня примером для подражания. Я уже много лет преподаю, и в каждой учебной программе беру дополнительные педагогические предметы. Но я считаю, в этой профессии очень важно постоянно дальше развиваться. Программа магистра педагогики в Базеле дает мне эту возможность. Их видение будущих педагогов джаза максимально схоже с моим — помимо того, чтобы уметь преподавать, важно и самому быть действующим концертирующим музыкантом. Поэтому в дополнение к дидактическим предметам у меня есть ансамбли, уроки по вокалу и фортепиано. Кампус также предоставил мне уникальную возможность — сделать композицию моим вторым основным предметом, и вот уже полтора года со мной работают Гильермо Кляйн, очень востребованный современный композитор, и Эмброуз Акинмусир, победитель в категории «джазовый трубач года» каждый год с 2013 по 2020 по версии журнала DownBeat. Я стремлюсь стать педагогом, который самореализуется как музыкант и способствует профессиональному росту своих учеников.
В 2015 году вы переехали в Германию. Это было желание развиваться в другом ключе в музыкальном плане — или личные причины?
— Личные. Я познакомилась с прекрасным человеком, который позже стал моим мужем, и уехала к нему в Германию. Хоть мы больше и не вместе, я ему за очень многое благодарна. Если бы не знакомство с ним, я бы не находилась сейчас там, где я есть.
Расскажите о знакомстве и сотрудничестве с пианисткой Юлией Перминовой.
— Юля также стала стипендиатом программы Focusyear, но годом позже меня. Мы начали общаться, потому что русские за рубежом не могут упустить возможность поговорить на родном языке. Посещая концерты Focusyear в составе с Юлей, я не могла не отметить её особый музыкальный язык. Особенно сильно меня всегда трогали её авторские композиции, которым прямо сразу же хотелось подпевать. Как-то раз я предложила ей поиграть вместе для одного мероприятия, и с первых совместных нот я почувствовала себя с ней дома. К моему счастью, и ей со мной неплохо. С тех пор мы начали развивать дуэтный проект, вплетая в акустическое звучания рояля и голоса электронику и эффекты. 30 ноября 2022 года мы сыграли свой премьерный концерт на сцене джаз-клуба Jazzcampus и выпустили два лайв-видео с моей и её авторскими композициями. В планах у нас с Юлей — запись альбома, и мы очень хотим сделать большой тур по России.
Проект, в котором вы сейчас участвуете — No Pressure — это шесть музыкантов из разных стран. Расскажите об особенностях работы с ними.
— Да, нас шесть музыкантов из четырёх разных стран — Дания, Франция, Россия и Германия. Мы познакомились на джазовом интенсиве в немецком городе Хеек, куда наши профессора взяли нас в качестве «младших учителей» (junior teacher). В наши обязанности входило проведение репетиций ансамблей, творческих мастерских, нужно было также вместе сыграть концерт авторской музыки. Мы друг друга до этого не знали, и на подготовку концерта у нас было всего три часа. Но у нас получилось быстро сыграться, и концерт прошел с огромным успехом — публика два раза вызывала нас на бис, чего не было даже на концерте наших профессоров! Мы поняли, что этот шанс нельзя упускать, и решили продолжить играть вместе. Конечно, это непростая задача, потому что все живут в разных городах (Базель, Копенгаген, Берлин, Париж), но мотивация создавать музыку вместе оказывается сильнее. И делаем мы это все без особых ожиданий от результата, так и родилось название No Pressure («Не под давлением»), своего рода девиз коллектива. В 2020 году мы получили звание лауреата 2 степени в немецком джазовом конкурсе Sparda Jazz Award (Дюссельдорф), и денежный приз помог нам записать дебютный альбом, который выйдет уже в этом году. 26 марта 2023 мы выступаем в берлинском джазовом клубе B-Flat (всех слушателей, живущих в Берлине, приглашаем!)
С момента вашего переезда в Германию в 2015-м вы дали единственный концерт в Москве — на главной сцене Клуба Алексея Козлова в августе 2019 года. Какие чувства вы испытываете сейчас, перед очередным концертом в родных местах?
— Очень жду встречи с российскими слушателями и очень волнуюсь. Ответственное это дело — так редко играть концерты. Но каждый раз, когда я получаю по почте недельную статистику со стриминговых платформ о том, кто и где слушает мою музыку, я много улыбаюсь. Песни из альбома «Planeta» постоянно слушают в разных городах России, и заглавная песня пару месяцев назад перешла рубеж в 1000 прослушиваний. Для меня, как DIY-артиста без лейбла и промо-поддержки, это большая победа, и, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем, кто до сих пор слушает альбом. Мне очень важно, поддерживать связь с российским слушателем, поэтому я сейчас восстанавливаю российские социальные каналы (ВКонтакте, Телеграм) и планирую почаще приезжать с концертами и мастер-классами.
13 февраля на Новой сцене Клуба Алексея Козлова на сцену со мной выйдут очень крутые молодые джазовые артисты — пианистка Ксения Жиронкина, получившая грант на обучение в Бёркли, контрабасист Михаил Дмитриев (полуфиналист телепроекта «Большой джаз») и Даниил Морозов — один из самых востребованных молодых барабанщиков Москвы. Так что поводов для того, чтобы прийти на концерт, более чем достаточно!
ПОДРОБНОСТИ О КОНЦЕРТЕ И БИЛЕТЫ НА САЙТЕ КЛУБА