16–18 декабря 2022 в Санкт-Петербурге состоялся форум «Джаз поверх границ» (международное название Jazz Across Borders) — шестой по счёту с момента запуска в 2017 году, и первый очный после двух лет проведения в онлайн-формате из-за пандемии 2020–21 годов. JAB впервые проводился вне рамок Санкт-Петербургского международного культурного форума, отменённого в текущем году, но зато стал официальным финалом общенациональной программы празднования столетия российского джаза, которую на протяжении 2022 года проводил Фонд Игоря Бутмана. Деловая программа и шоукейсы российского джаза шли в историческом здании Екатерининского собрания на набережной канала Грибоедова, а гала-концерт состоялся 18 декабря на новой концертно-спортивной площадке «М-1 Арена».
Отчёт «Джаз.Ру» не претендует на полноту охвата, так как автор этих строк был занят в деловой программе обоих дней форума в Екатерининском собрании; впрочем, наш фотограф Наталья Кравченко по возможности посетила значительную часть событий JAB, так что мы можем предложить нашим читателям довольно широкую картину события.
Прежде всего: удивительно — и очень важно! — что форум вообще в принципе состоялся в этом году. Из-за отмены СПбМКФ встреча джазового сообщества повисла на волоске, и окончательное решение о её проведении было принято буквально за три недели до начала. Поэтому приехали только самые напористые и активные — не хватило времени на широкий охват общероссийского джазового сообщества, чтобы успеть сагитировать на приезд всех, кому это могло быть интересно и/или полезно. Многие, тем не менее, приехали: были представлены не только Петербург и Москва — были участники из Ростова-на-Дону, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Самары, Петрозаводска, Новосибирска, Новокузнецка и даже из Южно-Сахалинска.
Мало того: несмотря ни на что, был и элемент заявленной в самом названии форума международности. Невзирая на текущие сложности, в форуме участвовали руководители джазовых фестивалей из Бахрейна, Турции, Черногории, Сербии и из Индонезии, а среди посетителей-участников замечены были и музыканты из других стран, включая Израиль.
Глава обширного семейства джазовых фестивалей в Индонезии, стране с населением более 275 миллионов человек, во главе какового семейства стоит всемирно известный флагман Warta Jazz — продюсер Агус Сетиаван Басуни — рассказал вашему корреспонденту, что для него участие в джазовом форуме в России стало «смелым заявлением», которым он подаёт мировому джазовому сообществу сигнал: он вовсе не склонен «отменять» джазовые связи из-за текущей конъюнктуры, наоборот — считает, что в смутные времена их нужно расширять, потому что контакты между джазовыми сообществами жизненно необходимы, и не только для развития музыкального искусства. Индонезийский гость напомнил, что даже в разгар «холодной войны» в СССР приезжали с выступлениями зарубежные джазовые музыканты, и не только из стран «восточного блока».
Зарубежные гости работали в жюри прослушивания студенческих ансамблей, внимательно слушали выступления российских музыкантов на шоукейсах и все вместе участвовали в панели «Новые имена как драйвер развития фестивалей», которую, как и ряд других ключевых событий деловой части форума, модерировал исполнительный директор форума Роман Христюк.
В рамках форума санкт-петербургской публике был впервые показан документальный фильм об истории джаза в России — «ДЖАЗ 100», созданный по сценарию автора этих строк, и подведены итоги годичной программы празднования 100-летия отечественной джазовой сцены в рамках публичной беседы «Итоги столетия российского джаза: достижения, вызовы, перспективы», которую тоже модерировал Роман Христюк, а участвовали народные артисты РФ Давид Голощёкин (художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки) и Игорь Бутман (помимо прочих важных должностей — президент форума «Джаз поверх границ») и другие эксперты, в том числе и ваш корреспондент — главный редактор «Джаз.Ру».
Фильм публике, кажется, понравился, а в рамках публичной беседы было подробно доложено, что и как было сделано в рамках программы празднования 100-летия. Сделано, надо сказать, было очень многое, а многое ещё и предстоит — ведь год столетия продолжается до 1 октября 2023 г., и впереди ещё большой кинозальный прокат фильма «ДЖАЗ 100», появление на цифровых платформах его четырёхсерийной телеверсии, выход одноимённой книги объёмом 600 страниц (она как раз в эти дни сдаётся в печать) и множество концертных, образовательных, просветительских и т.п. мероприятий.
Особо хочется отметить чрезвычайно содержательную и насыщенную дискуссию «Джазовый оркестр: формы сотрудничества и пути расширения репертуара», которая превратилась в своего рода «саммит биг-бэндов»: её модерировал саксофонист Сергей Богданов, который сам руководит минимум двумя джазовыми оркестрами (Mussorgsky Jazz Orchestra в Санкт-Петербурге и «Мелодия — Джаз-оркестр Георгия Гараняна» в Москве), а участвовали руководитель Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан, заслуженный артист республики саксофонист Сергей Васильев, лидер московского Большого Джазового Оркестра трубач Пётр Востоков, новый глава петербургского Jazz Philharmonic Orchestra саксофонист Юрий Богатырёв и художественный руководитель Эстрадно-джазового оркестра Башкирской госфилармонии (Уфа), народный артист Республики Башкортостан саксофонист Олег Касимов.
Это была, пожалуй, самая представительная (и интересная по затронутым в обсуждении темам!) встреча руководителей российских джазовых оркестров за последние… много, много лет; сразу зашевелились мысли о расширении подобного формата встречи. Вот бы собрать в будущем представительную панель, в которой участвовали бы не только вышеперечисленные коллективы в лице своих руководителей, но и другие именитые российские биг-бэнды: Государственный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема п/у Бориса Фрумкина (Москва), Джаз-оркестр им. Кима Назаретова п/у Аркадия Алейникова и Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова п/у Юрия Кинуса (Ростов-на-Дону), которые ни в коем случае нельзя путать друг с другом, Краснодарский биг-бенд Георгия Гараняна, ныне под руководством Юрия Красильникова (да, там так прямо и пишут — «биг-бенд»), Биг-бэнд Владимира Толкачёва (Новосибирская филармония), оркестр «ТГУ-62» Аркадия Ратнера (Томск) и другие — и прежде всего, конечно же, самый известный в мире российский биг-бэнд, Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана. Наверное, на будущее действительно стоит задуматься о таком симпозиуме российского оркестрового джаза!
Важны и нужны были и другие панели, задуманные как ответ на сугубо практические нужды джазовых музыкантов и продюсеров в свете непростых вызовов нынешнего дня. Так, в рамках дискуссии «Гастрольный тур по России: актуальные возможности и новые стратегии» своим опытом делились музыканты, которые одновременно выступают и как продюсеры обширных гастрольных туров со своим участием.
Среди участников дискуссии были московский пианист Алексей Подымкин, его петербургский коллега Алексей Черемизов и московский барабанщик Олег Бутман, а также Елена Моисеенко, которая в течение 15 лет была программным директором фестиваля «Усадьба Jazz», а сейчас совмещает работу директора по международным проектам Клуба Алексея Козлова и руководителя музыкальных проектов Igor Butman Music Group, и Антон Сергеев — менеджер популярного вокалиста и пианиста Олега Аккуратова.
Представители крупных региональных филармоний дискутировали на тему «Место джазовой музыки на филармонической карте России: перспективы и пути развития»: директор Карельской госфилармонии Ирина Устинова, зам. гендиректора Новосибирской филармонии Алёна Болквадзе, гендиректор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина и директор Сахалинской филармонии Илья Александров совместно с модератором Романом Христюком обсуждали, какую роль сейчас играет джазовое искусство в деятельности системы филармонических площадок страны.
Радиоведущий и арт-директор фестиваля Koktebel Jazz Party в Крыму Михаил Иконников модерировал круглый стол артистов, которые обсуждали тему «Как джазмену овладеть вниманием публики и сделать из концерта шоу?» Вокалисты Дмитрий Носков, Саша Алмазова и Фантине, а также руководитель петербургского ВИА «Пролетарское танго» актёр Дмитрий Караневский делились разнообразными аспектами своего сценического опыта, пока в дискуссию не вступил тяжеловес — народный артист РФ пианист Даниил Крамер, один из самых известных в стране концертирующих джазменов-инструменталистов, и не обратил внимание собравшихся на то, что все аспекты задачи «сделать из концерта шоу» имеют значение только в одном случае: если музыкант в совершенстве владеет своей профессией, то есть умеет играть, петь и т.д. Заметно было, что некоторых присутствующих эта мысль поразила — хотя, казалось бы, лежала на поверхности.
Были в его выступлении и другие важные мысли, с которыми все желающие могут ознакомиться в записи трансляции (см. в конце этой публикации).
Состоялась и панель по развитию джазового образования в регионах, где были представлены Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону (в лице заведующего эстрадным отделом Ростовского колледжа искусств, доцента Ростовской консерватории контрабасиста Адама Терацуяна) и Новокузнецк (директор джаз-клуба «Геликон» вокалистка Ольга Юшкова — не только продюсер фестивалей «Джаз у Старой крепости» и «КуZня джаzZ», но и руководитель образовательных проектов старейшего в Сибири постоянно действующего джаз-клуба, при котором в «Музыкальной студии Геликона» ежегодно обучается около 130 юных музыкантов).
Был мастер-класс звукорежиссёра Евгения Поцикайлика «Советы и лайфхаки концертирующим музыкантам», и панель по «коллаборациям» (то есть совместным проектам музыкантов), и мастер-классы по грантовым конкурсам (это важно!) и по построению карьеры джазового музыканта: ведущей этого мастер-класса Алине Енгибарян было что рассказать!
Значительную часть второго дня форума заняло публичное прослушивание и обсуждение экспертами новых записей российских джазовых коллективов. Этот формат был введён в программу Jazz Across Borders в 2020 г., когда форум вынужденно ушёл в сетевое пространство из-за пандемии. Автору этих строк было тогда доверено модерировать обсуждение; модерировал я JAB Listening Session (так назвали этот формат) и в 2021.
Честно говоря, у меня были сомнения — «прокатит» ли публичное прослушивание в очном формате, когда все эксперты сидят на сцене, а слушатели — в зале (правда, те, кто находился не в Петербурге, по-прежнему смотрели трансляцию: все мероприятия форума и в этом году параллельно с очным форматом передавались в онлайн, правда не на собственной платформе, как в 2020–21 гг., а в социальной сети ВКонтакте). Прокатило. И публика в зале внимательно слушала, и отзывы от зрителей трансляции (на настоящий момент запись трансляции Listening Session посмотрело около 50 000 человек) были вполне заинтересованные.
Да и что говорить, по меньшей мере трое из экспертов публичного прослушивания — люди в джазовом сообществе не последние. Вышеупомянутый фестивальный продюсер и радиоведущий Михаил Иконников в джазовом радиовещании уже более 30 лет (со времён легендарной программы «Джаз. Частная коллекция» на одной из первых московских частных FM-радиостанций в 1991 году), в конце 2010-х два года был программным директором «Радио Джаз», сейчас ведёт джазовую программу на «Радио России» и «Радио Культура».
Музыкальный продюсер «Радио России» Алексей Певчев специализируется не только на джазе, он — музыкальный журналист широкого профиля, но российскую джазовую сцену знает «от» и «до» и много пишет об отечественном джазе.
Наконец, сооснователь лейбла и онлайн-издания Jazzist Лев Боровков в джазовой журналистике не так давно, но не только хорошо знает мировую сцену и отлично анализирует музыку — он глубоко изучает российский джаз, весомую часть которого в последние пару лет на своём лейбле и выпускает. Только Сергей Мудрик, главный редактор стримингового сервиса VK-Музыка, честно признался, что в джазе как таковом не разбирается — но зато разбирается в том, что слушают сейчас потребители цифровых потоковых музыкальных платформ, и честно оценивает музыкальный продукт с их точки зрения, при помощи верного оселка «понравилось — не понравилось». Что же до модератора, то я старался сам по возможности избегать экспертной оценочности, но зато представлял исследуемые треки, выбранные организаторами для представления отобранных для анализа альбомов (предполагалось, что до обсуждения эксперты послушали все эти альбомы целиком) более или менее подробно, вводя слушателей в контекст не только через те 90 секунд музыки, что представляли альбом аудитории во время сессии, но и через краткий рассказ о музыкантах, которые эту музыку создали.
Всё обсуждение в целом доступно в соцсети «ВКонтакте» на странице форума Jazz Across Borders, а кроме того — все 14 треков, полутораминутные фрагменты которых служили представлением обсуждаемых музыкальных работ во время дискуссии, собраны в отдельный плейлист, который можно внимательно и, главное, в полном объёме изучить, проверяя, с кем из экспертов вы согласны в оценках (ну, и с кем не согласны — тоже).
В принципе, почти любое событие прошедшего форума, кроме просмотра документального фильма, можно абсолютно бесплатно посмотреть на видео на странице JAB ВКонтакте: даже если вам не удалось попасть на форум в Санкт-Петербург, вы всё же можете услышать и увидеть всё, о чём я здесь рассказал, а также и то, о чём не рассказал — прежде всего прослушивание студенческих джазовых ансамблей и восемь шоукейсов российских джазовых коллективов.
Конечно, непростая ситуация и крайне незначительное время на подготовку форума 2022 года, а также двухлетний перерыв в очных съездах российского джазового сообщества сильно повлиял на количество участников: сравнительно с последним допандемическим JAB’ом (2019) посещаемость 2022 года составляла едва ли треть прежнего. Но лиха беда начало! Российскому джазу много непростых исторических ситуаций пришлось пройти за 100 лет его истории — и он их прошёл, пережил и продолжал развиваться. Будем надеяться, что год спустя отечественное джазовое сообщество снова сможет собраться на форум «Джаз поверх границ» в очном формате — и, хочется верить, в намного более широком составе.
Занёс отчёт себе в архив. Пропустить хотя бы заочно это мероприятие не мог. Спасибо!