Это история одного уникального инструмента — единственного созданного в СССР вибрафона. Он был изготовлен в городе Куйбышеве (ныне Самара). Его создал легендарный куйбышевский джазмен Григорий Галочкин.
Григорий Петрович Галочкин (1919–2014) — выдающийся музыкант, руководитель эстрадно-джазовых оркестров в Куйбышеве. Среди его коллективов были оркестр банджо, созданный в 1937 году, и первый женский джазовый оркестр, дебютировавший в 1940 г.
Как и многие джазовые музыканты советского времени, Григорий Петрович имел инженерное образование и, помимо занятий музыкой, долгое время руководил Куйбышевским авиационным техникумом. Благодаря своим техническим талантам Галочкин сконструировал первый и единственный в СССР вибрафон.
Впервые этот редкий и дорогой инструмент Григорий Петрович услышал на концерте оркестра Олега Лундстрема в начале 60-х. Он был поражён хрустальным звучанием металлической клавиатуры, но выяснилось, что имевшийся у базировавшегося в Москве оркестра вибрафон нуждается в ремонте, и притом он импортный — в Советском Союзе таких инструментов не производят.
Историк джаза, музыкант, журналист Игорь Вощинин в своей книге «Джаз в Самаре: вчера и сегодня» пишет:
На концерте биг-бэнда Олега Лундстрема Григорий Петрович был очарован звучанием редкого тогда инструмента — вибрафона. В оркестре Лундстрема был вибрафон немецкого производства, и Олег Леонидович сказал, что отечественная промышленность делать такие ещё не научилась. Это задело самолюбие куйбышевского музыканта-инженера. В декабре 1964 г. при новой встрече в Куйбышеве Галочкин продемонстрировал патриарху российского джаза вибрафон собственного изготовления.
Сохранился официальный документ с печатями и подписями Олега Лундстрема и ведущих музыкантов оркестра — пианиста Николая Капустина и саксофониста Георгия Гараняна (оба они играли у Лундстрема, помимо своих основных инструментов, и на вибрафоне), а также тогдашнего директора филармонии Марка Блюмина и главного дирижёра симфонического оркестра Сергея Дудкина. Все они подтвердили, что опробованный инструмент может быть приравнен к американским вибрафонам, во многом превосходит инструменты, ввозимые из Германии, а также может рекомендоваться в качестве образца для производства вибрафонов в СССР.
В год 100-летия российского джаза команде Самарского Джазового Движения посчастливилось отыскать не только сам инструмент, но и оригинальный документ — описание инструмента от Григория Галочкина:
В нашей стране вибрафоны не изготавливаются, а покупаются в зарубежных странах, главным образом в ГДР. Качество немецких вибрафонов находится на низком уровне, вследствие плохого и нестройного звучания звуковых пластин. Отсутствие отечественных вибрафонов не позволяет найти им широкое применение в музыкальной культуре нашей страны. Все это побудило к созданию улучшенной конструкции отечественного вибрафона.
Куйбышевский вибрафон действительно превосходил по стройности и звучанию зарубежный. Григорий Галочкин писал, что достиг такого качества за счет правильного выбора параметров и геометрии звуковых пластин. Изготовлены пластины из недорогого дюралюминиевого сплава, тогда как «…звуковые пластины зарубежных вибрафонов изготовляются из специальных засекреченных фирмой дорогостоящих сплавов».
Более того, все вибрафоны того времени имели диапазон в три октавы от «фа» до «фа». Вибрафон Григория Галочкина сконструирован с диапазоном в три с половиной октавы от «фа» малой октавы до «до» четвёртой октавы.
В документе сказано, что серийное производство предлагаемого вибрафона может быть осуществлено на Куйбышевском металлургическом заводе им. Ленина или на другом подобном заводе, или даже в учебных мастерских Куйбышевского авиационного техникума.
Куйбышевский авиационный техникум направлял в Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР заявку на выдачу авторского свидетельства на «музыкальный инструмент вибрафон, сконструированного и изготовленного преподавателем техникума Галочкиным Григорием Петровичем не в порядке выполнения служебного задания» (орфография оригинала сохранена. — Ред.). Почему авторское свидетельство не было выдано, а инструмент так и не стали производить, к сожалению, выяснить пока не удалось.
В ту же встречу в Куйбышеве в 1964 году Олег Лундстрем доверил Григорию Петровичу отремонтировать вибрафон в своём оркестре. Была изготовлена и заменена одна из звуковых пластин, что само по себе было технически очень тонкой и сложной операцией. А год спустя в оркестре Лундстрема появился новый вибрафон зарубежного производства. Олег Леонидович приглашал Григория Петровича лично оценить инструмент и его «идеальные низкие ноты»: сохранилось его письмо к Галочкину с этим приглашением.
Что до опытного образца вибрафона Григория Галочкина, то с момента создания он постоянно звучал на концертах в ДК «Родина» в Куйбышеве (сегодня — самарский Дом дружбы народов). Затем он два года находился в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Самару, когда понадобился на авторском вечере народного артиста СССР композитора Андрея Эшпая. На Куйбышевском радио в качестве позывных долгое время звучала записанная Галочкиным вибрафонная версия музыкальной фразы композиции Леонида Другова «Куйбышев — город родной». Сегодня вибрафон стоит на балансе у Самарского муниципального духового оркестра. Команда Самарского Джазового Движения поехала посмотреть и послушать легендарный инструмент.
Все оригинальные технологии, которые создал Григорий Петрович, работают, как часы. Вместе с вибрафоном сохранились оригинальные деревянные кофры и самые первые молоточки, изготовленные Галочкиным. Инструмент хорошо строит и временами гастролирует с оркестром.
Семья Григория Галочкина бережно хранит фото и документальный архив музыканта. Сохранились не только официальные документы, но чертежи, по которым Григорий Петрович создал инструмент. Все чертежи в хорошем состоянии, и по ним всё ещё можно создать ещё один «вибрафон Галочкина». А может, и не один…
О существовании уникального инструмента команда Самарского Джазового Движения узнала в процессе подготовки интерактивной экспозиции «История отечественного джаза в Самаре». Проект стал победителем второго грантового конкурса Фонда президентских грантов на развитие гражданских обществ в 2022 году. Выставка, посвящённая 100-летию российского и 60-летию самарского джаза, прошла в сентябре-октябре 2022 года. Планировалось и участие «вибрафона Галочкина» в выставке «Джаз!100!Россия!» в Национальном музее музыки в Москве, но до начала работы этой выставки не удалось решить ряд логистических проблем. Возможно, было бы символично и важно, если бы уникальный самарский вибрафон в будущем всё же нашёл дом в Музее музыки, который отметил в 2022 году своё 110-летие и обладает крупнейшей в России коллекцией музыкальных инструментов.
Спасибо, за очень интересные исторические факты. Просьба подсказать, кто исполнял джазовую версию на виброфоне в составе джазового ансамбля в 60 — е годы? Помню, как это звучало, но исполнителя -забыла
Это был Леонид Гарин и его квартет (Виктор Прудовский — фортепиано, Адольф Сатановский — контрабас, Александр Гореткин — ударные). Интересующий Вас трек был исполнен на II Московском джазовом фестивале в 1965 г. и был записан после фестиваля фирмой «Мелодия» на Всесоюзной студии грамзаписи. Трек вошёл в первый (из двух) виниловых сборников «Джаз-65», а затем и в более редко встречаюшийся сборник записей Леонида Гарина «Джазовые композиции» (1975). В составе этого последнего его можно послушать по ссылке.
Колыбельную Светланы ( пропустила самое но личное,)
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, чертежи вибрафона есть в открытом доступе? Я понимаю что вопрос конечно прямой, но как раз и думаю над изготовлением инструмента для личного пользования.
Здравствуйте. Чертежей вибрафона в открытом доступе, конечно же, нет.