Полдень, XXI век: столетие со дня первого джазового концерта в России. Впечатления из ГИТИСа

0
Большой джазовый оркестр, ГИТИС, 1 октября 2022

В час дня 1 октября 1922 года в Большом зале ГИТИС (Государственного института театрального искусства) состоялся первый в России джазовый концерт. Выступал «Джаз-банд Валентина Парнаха», который рекламировали как «первый в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрический оркестр». Создатель и руководитель оркестра — поэт Валентин Парнах, единственный на тот момент человек в России, кто летом 1921 года слышал джаз живьём в Париже — в своём «Джаз-банде» не играл (разве что на «погремушках», т.е., видимо, маракасах), а танцевал: он рассматривал джаз как одну из «новых музык» для невиданных ещё эксцентрических танцев, с которыми он долго экспериментировал — и в Париже, и затем в Москве, где эксцентрические танцы Парнаха повлияли на пластические решения режиссёров Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.

Анонс первого концерта Парнаха в журнале «Зрелища» №5, 1922
Анонс первого концерта Валентина Парнаха в журнале «Зрелища» №5, 1922

Это исторический факт. Да, у нас нет ни записей, ни съёмок, ни даже фотографий с полулегендарного концерта, но есть извещения и отчёты прессы, есть отзывы современников и рассказы участников — правда, записанные через несколько десятилетий после события, так что детали их рассказов не во всём сходятся. Концерт, несомненно, был.

Именно поэтому 1 октября 2022 года ещё до грандиозного Гала-концерта к 100-летию российского джаза в Большом театре вековой юбилей был отпразднован в ГИТИСе. В дневное время, как 100 лет назад: правда, не в час дня, а в полдень — ведь участникам ещё предстояло затем переехать в Большой и участвовать в сложной настройке звука для большого сборного концерта. Точное время было бы в любом случае сложно подобрать: за минувшие сто лет в России было много экспериментов с «поясным», «декретным», «летним» и т.п. скорректированным счётом времени, так что «полдень, XXI век» вполне можно соотнести с часом дня века двадцатого.

Григорий Заславский открывает концерт
Григорий Заславский открывает концерт

Концерт открыл ректор ГИТИС Григорий Заславский. Из его выступления публика узнала, что в самом ГИТИСе память о первом концерте «Джаз-банда» была до недавнего времени утрачена. Интересно, что 20 лет назад, в 2002 году, первопроходец российской джазовой историографии Алексей Баташёв (1934-2021) уже проводил в бывшем Большом зале исторического здания ГИТИС — сейчас это 26-я аудитория — концерт-посвящение первому выступлению Парнаха. Тогда роль «Джаз-банда» сыграл диксиленд с участием кларнетиста Льва Лебедева, тромбониста Бориса Рукинглуза, барабанщика Бориса Савельева и др., а роль Парнаха — актёр, мим и театральный педагог Илья Рутберг (1932-2014). Но память и об этом событии в ГИТИСе, судя по всему, не сохранилась.

Кирилл Мошков, Игорь Бутман
Кирилл Мошков, Игорь Бутман

Зато Фонд Игоря Бутмана при разработке плана празднования 100-летия российского джаза учёл необходимость провести в ГИТИСе концерт-посвящение: глава Фонда, народный артист РФ Игорь Бутман, и приглашённый Фондом на роль сценариста посвящённого столетней истории отечественной джазовой сцены фильма «ДЖАЗ 100» главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков во вступительном слове к концерту рассказали о подробностях события столетней давности и о его роли в истории джаза в России.

Пётр Востоков

Не было лучшей кандидатуры для участия в этом специальном концерте, чем Большой Джазовый Оркестр п/у трубача Петра Востокова. Всё-таки в последние 12 лет в России нет более компетентных специалистов по историческим стилям биг-бэндового звука — и, естественно, БДО не смог пройти мимо темы столетия российского джаза. На джазовых фестивалях 2022 г. оркестр Востокова с успехом играет программу, посвящённую историческому репертуару советских джазовых оркестров. Яркий дайджест этой программы прозвучал 1 октября в ГИТИСе.

Большой Джазовый Оркестр, 26-я аудитория ГИТИС

Репортажная камера «Джаз.Ру» зафиксировала три номера из этого выступления.

И в записи, и тем более в концертном исполнении последних десятилетий крайне редко звучит «Блюз» Абрама Ашкенази, который входил в репертуар Государственного джаз-оркестра РСФСР п/у Леонида Утёсова (аранжировка: Николай Минх, 1939).

Ярко прозвучала «Моя красавица» на основе мелодий Шолома Секунды и Шелтона Брукса, которая входила в репертуар джаз-оркестра трубача Якова Скоморовского (аранжировка: Илья Жак, 1940).

Одним из эмоциональных пиков концерта стало исполнение «программной» пьесы Александра Цфасмана «Звуки джаза» (репертуар джаз-оркестра Александра Цфасмана, аранжировка автора, 1938): как и в оригинале, часть инструментальных соло (например, хорус двух труб и тромбона) были исполнены строго по нотному тексту, а часть — сымпровизирована.

Но, конечно, музыки прозвучало не три номера, а гораздо больше. Репертуар первого концерта 100-летней давности был представлен темой Ричарда Уайтинга «Japanese Sandman» (1920): этот модный фокстрот совершенно точно был в репертуаре «Джаз-банда Валентина Парнаха» сто лет назад.

Пётр Востоков

Год назад для съёмок в фильме «ДЖАЗ 100» Пётр Востоков выполнил реконструкцию и редакцию исторической партитуры 1920 года — той самой, которую приспособляли к своему составу и музыканты Парнаха: ведь никакой другой партитуры этой пьесы в продаже до 1922 года не было, а нам известно, что Парнах привёз в Москву не только инструменты для «джаз-банда», но и ноты.

Одно из изданий фокстрота «Japanese Sandman»
Одно из изданий фокстрота «Japanese Sandman»

Этот номер в исполнении специального малого состава БДО и танцовщика Даниила Никулина, который вместе с хореографом Екатериной Агапоновой создал для съёмок фантазию на тему танца Парнаха, можно увидеть в фильме «ДЖАЗ 100», премьера которого состоялась 15 октября; о начале широкого показа фильма мы, конечно, сообщим дополнительно.

Съёмка посвящения Валентину Парнаху на сцене 26 аудитории ГИТИС, ноябрь 2021

Номер 1938 года «Уходит вечер» из репертуара оркестра Александра Варламова исполнил один из трубачей Большого джазового оркестра Павел Иванов. Интересный контраст: в оригинале пел сам Варламов, обладавший высоким тенором — а у Павла, напротив, низкий баритон.

Павел Иванов
Павел Иванов

Но в его варианте сохранено главное свойство оригинала: задушевность, которая сделала «Уходит вечер» одним из самых популярных песенных номеров в истории российского джаза.

Дарья Антонова и Большой Джазовый Оркестр
Дарья Антонова и Большой Джазовый Оркестр

Два номера исполнила солистка Большого Джазового Оркестра — вокалистка Дарья Антонова.

В сегодняшнем составе БДО блеснула исполнительница на скрипке Варвара Вахрамеева, которую автору этих строк ранее не приходилось встречать в джазовом контексте: в ранних советских «джазах» часто играли скрипачи, в том числе и в «Джаз-банде Валентина Парнаха», и соло некоторых скрипачей вошли в историю — как, например, выписанная Александром Цфасманом каденция для двух скрипок в пьесе «Звуки джаза». Показательно, что Варвара не стала воспроизводить эту каденцию, которую в оригинале играли Израиль Робей и Лев Беймшлаг, а сыграла собственное дерзкое соло.

Солирует Варвара Вахромеева
Солирует Варвара Вахрамеева

Жаль, конечно, что 20-летней давности концерт-посвящение начальному событию истории отечественного джаза, который проводил в том же зале ГИТИСа Алексей Баташёв, остался не запечатлённым ни на фото, ни на видео. Зато у нас есть теперь визуальные документы посвящения столетию, отмеченному в 2022 году. 26 аудитория ГИТИСа — крошечная, чуть больше 100 мест; сто лет назад она, конечно, могла носить гордое имя Большого зала, но в нынешнем веке роль студенческой сцены, где репетируют и сдают учебные спектакли, подходит ей больше. Однако это то самое помещение, та самая сцена, где сто лет назад Валентин Парнах впервые представил москвичам действо под названием «концерт джаза». Мы уже никогда не узнаем, как именно звучал его «Джаз-банд» и как танцевал сам Парнах, но мы можем принести свою скромную дань признательности первопроходцам, отметив столетие этого события. Собственно, именно это и было сделано 1 октября 2022 года!

ГИТИС, 1 октября 2022
ГИТИС, 1 октября 2022
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя