Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» проходил в Челябинске, столице Южного Урала, с 8 по 11 июня — уже в двадцать первый раз. Мы представляем нашим читателям визуальный репортаж с фестиваля, весь материал которого — фото и видео — создала редакционный ассистент «Джаз.Ру» Наталья Кравченко.
С 2018, когда из жизни ушёл основатель фестиваля — народный артист РФ трубач Игорь Бурко — арт-директором фестиваля стала музыковед Наталья Риккер; в этом году она вновь выступала в качестве одного из двух ведущих концертов фестиваля в партнёрстве с главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым, который уже вёл этот музыкальный праздник в 2018 и, совместно с Риккер — в 2021-м.
Фестивальная программа и началась с совместной лекции Риккер и Мошкова в Государственном историческом музее Южного Урала. В год 100-летия российской джазовой сцены лекция ожидаемо называлась «Иностранный гостинец Парнаха. Пути и тропинки российского джаза» и была посвящена не только первопроходцу Валентину Парнаху, который провёл в Москве первый джазовый концерт 1 октября 1922 года, но и вообще ранней истории джаза в нашей стране. Кирилл Мошков рассказал о ходе работы над фильмом «ДЖАЗ 100», в котором впервые предпринимается попытка последовательно изложить историю джазового движения в России, а Наталья Риккер добавила региональной специфики, обобщив сведения о начале джазовой жизни в Челябинске в 1930–40-е гг.
8 и 9 июня большие фестивальные концерты состоялись в Концертном зале им. Прокофьева.
Концерт 8 июня представил гостей из столицы. Певица Анастасия Лютова — фигура для российской джазовой сцены уже весьма заметная. В Японии на лейбле Venus Records в 2019 г. вышел её дебютный альбом «Some Like It Jazz», а ведь она только в 2017 г. окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных.
Правда, с тех пор Анастасия успела ещё получить диплом первой степени на конкурсе молодых исполнителей «Гнесин-Джаз», который проводит Анатолий Кролл, выступить в рамках программы Всемирного празднования Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге (2018) и представить Россию на фестивале Игоря Бутмана «Будущее джаза».
Несмотря на молодость, Анастасия Лютова — одна из самых ярких джазовых певиц нового поколения. Она сотрудничает с Оркестром им. Олега Лундстрема и с 2016 г. выступает с собственным ансамблем, удачно названным «Лютый Бэнд».
В нынешнем составе «Лютого Бэнда» — пианист Алексей Подымкин, саксофонист Олег Грымов (из всего своего обширного арсенала солист Оркестра Олега Лундстрема играет в этом проекте на теноре), контрабасист Владимир Кольцов-Крутов и Алексей Беккер на ударных.
Наши видеокамеры зафиксировали ту часть программы, в которой Анастасия исполняла материал Джорджа Гершвина.
ВИДЕО: «Fascinating Rhythm»
ВИДЕО: «It Ain’t Necessarily So»
А во втором отделении выступал «солнечный человек российского джаза» Сергей Манукян.
Говорят, когда в 90-е на российские джазовые фестивали начали приезжать западные специалисты, их очень удивляла популярность Сергея. Он же не играет фри-джаз или «композиторский авангард», восклицали они; он же не «прогрессивный», отчего же его хотят слушать — он же всего-навсего поёт американский джаз и соул так традиционно и консервативно, как будто вырос в самой гуще этой музыки, где-нибудь в Нью-Джерси!
А в том-то всё и дело: Манукян именно это и делает, но он делает это искренне. От всего сердца. Не просто достоверно и органично — а из глубины души. И получается именно соул, «душа», а не имитация.
Получается, что он поёт не выученный стиль, а сам себя. И это и есть ключ к настоящей слушательской любви — в том числе и на джазовой сцене. Развивать искусство инструментальной импровизации найдётся кому. А вот так органично и искренне спеть, как это делает Сергей Манукян — не всякому дано!
ВИДЕО: «It Don’t Mean A Thing (If It Ain’t Got That Swing)»
ВИДЕО: «Georgia on My Mind»
ВИДЕО: «Sweet Georgia Brown»
Концерт 9 июня открыл ансамбль бас-гитариста Антона Горбунова. На Южном Урале он практически свой: он же родом из Кургана, музыке учился в Уральской консерватории в Екатеринбурге, оттуда и уехал в Москву в 1995 году.
С мастером четырёхструнного электробаса в Челябинск приехали клавишник Манук Казарян, Антон Залетаев – саксофон и флейта, барабанщик Пётр Ившин и молодой гитарист Владислав Савенков.
Горбунов представил энергетически насыщенную, композиционно непростую и виртуозно сыгранную программу своих авторских пьес в стилистике фанк-фьюжн.
Мы показываем две пьесы из обширной авторской программы Горбунова: «Экспресс за линию горизонта» и «Идея фикс».
ВИДЕО: «Экспресс за линию горизонта»
А всё обширное второе отделение было отдано вокалистке, которая сохраняет верность джазу уже четверть века, но известна при этом гораздо шире пределов джазового сообщества — просто потому, что Мариам Мерабова благодаря участию в шоу «Голос» и других телепроектах стала своей для миллионов телезрителей.
И здесь опять вопрос искренности и органичности: этих качеств у неё с избытком — хватит на дюжину певиц с менее вулканическим темпераментом, выучивших музыкальный язык джаза и р’н’б, но не обязательно чувствующих этот язык сердцем. Мариам — чувствует, отдаёт слушателю это чувство щедро и энергично, и за это её любят.
Московская певица выступала с оркестром из Казани: филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у саксофониста Сергея Васильева, как она неоднократно призналась публике, один из её любимых, и с ними она всегда работает с удовольствием и полной отдачей.
Были, конечно, и джазовые стандарты (куда же без них), но наши камеры засняли исполнение двух авторских номеров. Мариам написала текст к обоим. В песне «Берег» ей принадлежит и музыка.
ВИДЕО: «Берег»
А музыку к песне «Год, два и ещё один» написал покойный муж Мариам, пианист Армен Мерабов (1974–2019).
ВИДЕО: «Год, два и ещё один»
На следующий день, 10 июня, участники фестиваля «Какой удивительный мир» разъехались по Челябинской области: арт-директор Наталья Риккер отправилась в Миасс представлять там биг-бэнд Башкирской государственной филармонии под руководством народного артиста республики Башкортостан саксофониста Олега Касимова, а Кирилл Мошков вёл в Троицке, на границе с Казахстаном, концерт Мариам Мерабовой и Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан п/у Сергея Васильева.
Финальный день фестиваля начался с проливного дождя, из-за которого впервые за много лет организаторы вынуждены были отменить традиционный джаз-парад на пешеходной Кировке.
Дождь продолжался и тогда, когда на новую для фестиваля сцену в «Арт-сквере» вышел биг-бэнд Башкирской государственной филармонии п/у Олега Касимова.
Но башкирский джаз-оркестр умело разогнал дождь: к концу их продолжительного выступления засияло солнце.
Впереди была ещё большая программа, и чем дальше уходил ливневый фронт, тем больше слушателей собиралось в Арт-сквере.
На сцене выступали детские и молодёжные джазовые коллективы из Екатеринбурга и Челябинска, ну а вашего корреспондента ждал самолёт.
В Челябинске снова получился отличный фестиваль, где была и традиция, на которой он исторически специализировался, но были и современные стили; были популярные, всем известные имена — и было новое поколение тех, кому предстоит развивать джазовое искусство в России в последующие годы.