Певица Анастасия Лютова, несмотря на свой довольно юный для джаза возраст, фигура для российской джазовой сцены уже весьма заметная. В активе вокалистки — изданный в Японии на лейбле Venus Records альбом «Some Like It Jazz», сольные концерты на важнейших российских площадках и выступления на авторитетных джазовых фестивалях.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: рецензия на альбом Анастасии Лютовой 2019 г.
Мы поговорили с Анастасией о ее новой видео-трилогии на композиции Джерома Керна (1885-1945), о том, как удержать музыкантов в коллективе и том, какого быть певицей, бэндлидером, аранжировщиком и продюсером в одном лице.
Анастасия, с какой композиции начиналось ваше знакомство с творчеством Джерома Керна?
— «Smoke Gets In Your Eyes», наверное. Пожалуй, одна из самых «канонических» джазовых баллад и вообще одна из самых известных мелодий Керна. Услышала ещё в школе, наверняка в исполнении Эллы Фицджералд.
Знают ли его музыку у нас в стране?
— Уверена, что многие, даже далекие от джаза люди, про композиции Керна скажут «где-то я это слышал, что-то знакомое», и будут правы. Его музыка повлияла и на Джорджа Гершвина, и на многих других композиторов начала-середины двадцатого века. Но, к сожалению, имя Джерома Керна не так известно, как его мелодии. Надеюсь, что серия наших новых видео ближе познакомит людей с творчеством композитора.
Вы выпустили три видео на композиции Джерома Керна с расширенным составом, записанным живьём на самой современной московской студии «СинеЛаб СаундМикс». Расскажите, как проходила запись? Долго ли репетировали, писали ли всё «одним дублем»?
— Это был долгий (и иногда мучительный) процесс подготовки, согласований, нахождения «золотой середины» между звуковой и визуальной составляющими. Студии звукозаписи мало приспособлены для съёмок, поэтому мы больше месяца обсуждали, как в этих условиях сделать всё максимально качественно — и, на мой взгляд, мы справились. Огромная благодарность звукорежиссёру Олегу Тимофееву и режиссеру съёмок Ксении Пальчиковой.
Это был первый для меня опыт продюсирования съёмок такой большой командой: от музыкантов до операторов. А «Лютый Бэнд» впервые зазвучал в таком составе: к нашему квинтету (тенор-саксофон — Олег Грымов, рояль — Алексей Подымкин, контрабас — Владимир Кольцов-Крутов, ударные — Алексей Беккер) добавились труба (Дмитрий Зинаков), тромбон (Владислав Псарук) и баритон-саксофон (Антон Залетаев). В одной композиции были ещё флейта и флюгельгорн.
Казалось бы, за подготовку длиною в месяц мы учли всё, но нет — ковидная реальность взяла верх. В итоге, после двух репетиций, за день до записи двое участников заболели. И тот состав, который вы видите на видео, встретился в студии уже в день съёмок. Самый настоящий джаз, в общем!
Писали целиком всё вместе, несколько дублей — никакого монтажа и склеек нет, это моё главное условие при записи всегда. На мой взгляд, только так получается по-настоящему живая музыка (если говорить о джазе).
Планируете ли и в дальнейшем выступать с расширенной духовой секцией?
— Однозначно да! Помимо этой записи, у нас уже состоялась премьера новой программы в расширенном составе, а точнее сказать — «предпоказ», не буду пока раскрывать всех секретов. Только скажу, что авторской составляющей в этой программе гораздо больше, чем обычно у нас. Мне было важно увидеть, как это сработает на концертах, и ожидания более чем оправдались. В ближайших планах — запись альбома, и вот тогда уже устроим большую презентацию и серию концертов в таком составе. Для меня это новый опыт и невероятные эмоции.
Аранжировки этих композиций вы делали сами. Это ваш первый опыт в качестве аранжировщика?
— В нашей «видео-трилогии» за аранжировки отвечала не только я: «I Won’t Dance» аранжировал Сергей Богданов, «All The Things You Are» — Алексей Беккер, а «The Song Is You» писала я. До этого я уже писала аранжировки, некоторые из них можно услышать на нашем первом альбоме «Some Like It Jazz». Последние пару лет процесс написания аранжировок для меня, наверное, даже интереснее, чем пение. Пожалуй, именно в момент написания я чувствую себя в большей степени музыкантом. И, конечно же, невероятную радость испытываю, когда на репетиции понимаю, что всё звучит так, как я задумала. Планирую и дальше двигаться в этом направлении: для новой программы я впервые писала для расширенной духовой секции, и это стало каким-то невероятным опытом для меня! Давно хотела взяться за это и наконец-то случилось. Огромная палитра красок и возможностей перед тобой, главное теперь научиться этим грамотно пользоваться.
ВИДЕО: Анастасия Лютова «I Won’t Dance» (аранжировка: Сергей Богданов)
В нашей стране в основном программы посвящают творчеству великих исполнителей двадцатого века. Как пришла идея делать концертные программы, посвящённые не исполнителям, а композиторам?
— Мне кажется, программа, посвящённая другому исполнителю, сразу как будто обязывает тебя быть максимально похожим на него. Нет свободы ни в подаче, ни в подборе программы, ни в написании аранжировок. Сейчас мне это не так интересно. Программа, посвящённая композитору — другое дело. Даже, казалось бы, не самую близкую по духу музыку ты можешь адаптировать и преподнести по-особенному, так как нет такой сильной привязки к конкретному исполнению. Я вижу в этом больше возможностей и как певица, и как аранжировщик. А форма американских «сонгбуков» (от англ. songbook — сборник песен. — Авт.), которую мы с «Лютым Бэндом» взяли за основу, мне кажется идеальной для этого. Первый наш сонгбук был посвящён Джорджу Гершвину, и эта программа имела большой отклик у слушателей. Так мы решили продолжать и сделали сонгбуки Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Коула Портера, Хораса Силвера и Джерома Керна. В общем, музыкального материала хватит альбомов на пять вперёд! Для нас также важно, что эти программы не только развлекают, но и просвещают зрителей. Я стараюсь максимально понятно рассказывать о композиторе и контексте, в котором он жил, погружая слушателей в ту или иную музыкальную эпоху.
ВИДЕО: Анастасия Лютова «The Song Is You» (аранжировка: Анастасия Лютова)
Вы уже на протяжении многих лет выступаете с одним и тем же составом музыкантов — это довольно редкое явление. Как вам удается удержать музыкантов?
— «Лютому Бэнду» в этом году исполнилось шесть лет, и для меня, как для бэндлидера, очень ценно, что состав можно считать постоянным. На мой взгляд, в коллективе не нужно никого удерживать, вы просто либо совпадаете в представлениях о творческом и рабочем процессе, либо нет. И если этого совпадения не происходит — каким бы невероятным музыкант не был, вряд ли нам будет по пути. Хотя, иногда люди меняются, и нужно дать время на адаптацию: у нас такие примеры тоже были.
Сложно ли молодой девушке быть бэндлидером в общем-то сугубо мужского коллектива?
— Я бы спросила наоборот: сложно ли мужскому коллективу под руководством бэндлидера-девушки? А если серьёзно, то я стараюсь учиться каждый концерт, каждую репетицию. Если сравнить меня сейчас и меня даже 3-4 года назад — это два разных «бэндлидера». Со временем у меня появилось более чёткое видение того, что и зачем мы делаем, поэтому мне стало проще отстаивать свою позицию и брать ответственность за свои решения. С другой стороны, чем больше ответственности, тем больше шишек ты набиваешь. Но это тоже опыт, только так я и расту. И, конечно, музыканты «Лютого Бэнда» — профессионалы своего дела. Мне очень повезло, что я начинала именно с таким составом. Я знаю, что, если где-то оступлюсь — они подхватят.
Как вы можете описать свою аудиторию? Кто приходит к вам на концерты?
— Мы наших зрителей называем «лютующие». Я бы сказала, что это две категории людей: те, кто любит джаз — и те, кто его полюбит, придя к нам на выступление (надеюсь, не слишком самодовольно звучит). Для меня хороший концерт — тот, после которого кто-то из зрителей скажет: «Мы думали что джаз — это сложно, непонятно и вообще не для меня, но пришли на концерт «Лютого Бэнда» и…» Такие отзывы бывают достаточно часто, и я безумно это ценю. Наша задача — приобщить к этой культуре, показать, какая это прекрасная музыка, дать возможность влюбиться в неё.
Когда говорят «Анастасия Лютова», сразу возникает ассоциация со звучаниями «золотого века джаза». Готовы ли вы экспериментировать с музыкальными стилями и эпохами — с хип-хопом, например?
— Я так люблю музыку 30-50-хх годов прошлого века, что меня очень радует эта ассоциация с моим именем. Джазовая музыка такая разная, существует такое количество подстилей и направлений, что можно только в этом экспериментировать всю жизнь. Пока что я сохраняю верность мэйнстриму, но кто знает, что дальше? Никогда не говори «никогда», главное — чтобы эксперименты были ради музыки, а не ради самого эксперимента.
ВИДЕО: Анастасия Лютова «All The Things You Are» (аранжировка: Алексей Беккер)
Спасибо за чудесный материал об одной из теперь любимых джазовых певиц на нашей сцене. Не могу забыть о её первом визите в Томск с ребятами во главе с Лешей Подымкиным. Свою заметку об этом визите не мог ни вставить в свою книжку о джазовых событиях в Томске в последние годы. Браво Анастасия и её команда! Теперь вынужденно я ушёл на платформу ВКонтакте. Кирилл! Можно ли мне разместить этот материал у себя на странице ВКонтакте? Разумеется, со ссылкой на источник!
Давайте сделаем цивилизованно — разместим вступительный абзац и ссылку на продолжение у нас. Спасибо!