В декабре 2021 после неоднократных переносов и отмен, связанных с пандемическими ограничениями, в рамках XXV фестиваля «Джазовая Провинция» в Курске наконец прошла финальная серия концертов к четвертьвековому юбилею самого географически обширного джазового фестиваля нашей страны. «Джазовая провинция», которая в обычные годы (до пандемии) ежегодно охватывала от 10 до 15 городов Центральной России, родилась в Курске в 1996 г. и стала в музыкальной жизни города самым ожидаемым ежегодным событием. В этом году фестивальные концерты проходили в концертном зале «Свиридовский». Видеограф «Джаз.Ру» Наталья Кравченко представляет фоторепортаж с концертов 21, 22 и 23 декабря.
21 декабря
Концерт этого дня был посвящён памяти трубача Майлза Дэйвиса, который родился в 1926 (за 95 лет до фестиваля) и ушёл из жизни в 1991, то есть за 30 лет до фестиваля. Концерт открывал «Винцкевич-квартет» — своего рода хауз-бэнд фестиваля, его становой хребет: в состав 2021 года входили арт-директор «Джазовой Провинции» Леонид Винцкевич (фортепиано), его сын и правая рука в организации «Провинции» Николай Винцкевич (альт- и сопрано-саксофон), а также Антон Давидянц (бас-гитара и контрабас) и Вартан Бабаян (ударные). Специальным гостем квартета была вокалистка Ив Корнелиус (США), которая впервые выступала на «Джазовой провинции» ещё в 2000 г. и с тех пор много раз возвращалась, чтобы выступать с разными составами Леонида Винцкевича.
Концерт продолжил редкий в российском джазе органный состав — трио Владимира Нестеренко (электроорган Hammond): Николай Куликов (гитара) и Денис Силантьев (барабаны).
Третьим отделением концерта стало выступление «малого состава Большого Джазового Оркестра» трубача Петра Востокова. Вместе с бэндлидером из Москвы приехали пианист Евгений Сивцов, Александр Мурашкин (гитара), контрабасист Михаил Дмитриев, ну а барабанщик Денис Силантьев так и не вставал из-за ударной установки: в джазе почти все могут играть почти со всеми. Большие или малые составы Востокова — всегда образец чистейшей, филигранно сыгранной джазовой традиции, которая звучит у его ансамблей не как пресловутый «музэй», а как живая современная музыка… хотя этим мелодиям может быть и 70, и 80, и 90 лет.
22 декабря
Второй концерт фестиваля тоже «Винцкевич-квартет» — Леонид Винцкевич (фортепиано), Николай Винцкевич (альт- и сопрано-саксофон), Антон Давидянц (бас-гитара и контрабас) и Вартан Бабаян (ударные) со специальной гостьей, вокалисткой Ив Корнелиус (США).
Второе отделение концерта почти полностью занял «Архангельск Арт-квартет»: лидер и автор всей музыки Тимофей Дорофеев (гитара) плюс три ветерана легендарной джаз-группы «Архангельск», выступавшей с начала 1970-х до начала 1990-х — Константин Седовин (флейта и вокал), Николай Клишин (бас) и Олег Юданов (барабаны). Архангелогородцы — яркие представители российского этно-джаза: значительная часть их музыки построена на фольклорных напевах русского Поморья.
У «Джазовой провинции» есть традиция, которая продолжается уже четверть века: один или несколько фестивальных дней заканчиваются общим джемом участников разных ансамблей — тех, кого неумолимая гастрольная логика не заставила срочно умчаться на вокзал или на другую концертную площадку (так тоже бывает, конечно). Все музыканты обычно с удовольствием принимают участие в джеме. Так было и 22 декабря.
23 декабря
Третий день фестиваля начался выступлением московского квинтета, во главе которого стоит один из самых ярких тромбонистов современной российской сцены Сергей Долженков. Вместе с ним на сцене были клавишник Вячеслав Быстров, басист Антон Давидянц, Антон Чекуров (альт-саксофон) и Игнат Кравцов (барабаны). Звучал современный высокоградусный импровизационный джаз, в основном — авторские пьесы Долженкова или его аранжировки современных авторов.
Игнат Кравцов, один из самых универсальных барабанщиков нынешнего поколения российского джаза, остался за ударной установкой и во втором, финальном отделении, когда на сцену вышел квартет Алины Енгибарян (вокал, фортепиано) — кроме Игната, в ансамбле были Альберт Сабирзянов (альт-саксофон) и Санжар Турсунов (синтезатор). Квартет как нельзя лучше иллюстрирует широту российской джазовой сцены: сама Алина пришла к джазу в родном Ростове-на-Дону, где училась в легендарной детской джазовой школе им. Кима Назаретова, затем обучалась в Консерватории Принца Клауса в Гронингине (Нидерланды) и, наконец, несколько лет провела на нью-йоркской джазовой сцене, где достигла заметных успехов. Только пандемия вынудила молодую вокалистку и пианистку вернуться в Россию, и в последнее время она работала в Москве. Там же работают Игнат Кравцов, переехавший в столицу из Екатеринбурга, Альберт Сабирзянов, приехавший учиться в Академию музыки им. Гнесиных из Казани, и Санжар Турсунов, который переехал в Россию играть джаз из родной Ферганы (Узбекистан).
Конечно, в конце этого концерта тоже был небольшой джем и общий поклон участников, которых джазовое искусство привело в Курск со всех краёв света. Четверть века «Джазовой провинции» позади…