7 февраля в Варшаве на 83-м году жизни умер легендарный польский саксофонист Збигнев Намысловский (Zbigniew Namysłowski).
Будущий известнейший польский джазовый музыкант родился в Варшаве 9 сентября 1939 г. С четырехлетнего возраста он обучался игре на фортепиано, с 12 — на виолончели, затем изучал теорию музыки в Варшаве. В 15 лет юный Збышек уже играл на фортепиано в варшавском самодеятельном джазовом ансамбле Five Brothers, затем — на тромбоне в ансамбле традиционного джаза Мечислава Вадецкого, а профессиональный дебют джазмена Намысловского состоялся в 1956 г., когда он в качестве тромбониста выступил в диксиленде Витольда Кротохвиля. На следующий год он, уже в качестве виолончелиста, впервые соприкоснулся с миром современного джаза, выступив с Modern Combo Кшиштофа Садовского на старейшем в Польше джаз-фестивале в Сопоте. В том же году он гастролировал по Дании с ансамблем Polish All Stars и по Франции с Кротохвилем; к концу 50-х он завоевал репутацию лучшего тромбониста Польши и участвовал в ансамбле Hot Club Melomani, в составе которого стал частью исторического события — первого джазового концерта в Национальной филармонии в Варшаве.
Однако в 1960 г. Намысловский совершил крутой поворот, взяв в руки альт-саксофон, чтобы участвовать в хардбоповой группе Jazz Wreckers пианиста Анджея Тшасковского; с тех пор саксофон стал основным его инструментом. В 1963 г. Намысловский собрал собственный квартет, с которым начал гастролировать по Европе и записываться (под названием The Jazz Rockers, которое не имело никакого отношения к будущему движению джаз-рока). Он также записывался с ведущим польским джазменом того времени, Кшиштофом Комедой, и рядом других составов, в том числе с оркестром Джазовой студии польского радио, собравшим лучшие джазовые силы Польши 60-х гг.
Игра Намысловского звучит, в частности, на эпохальном альбоме квинтета Кшиштофа Комеды «Astigmatic» (1965) — одной из самых значимых записей польского джаза 1960-х.
В течение 1970-х Намысловский интенсивно записывался как лидер (широко известен его выдающийся альбом 1973 г., «Winobranie») и гастролировал по всему миру, в том числе по США в 1977 и 1979 гг. со скрипачом Михалом Урбаняком.
После американских туров он даже попытался поселиться в Америке, чтобы найти себе место на музыкальной сцене Соединённых Штатов, но это было не лучшее время в истории джаза, тем более — для иностранного музыканта, желавшего продолжать развитие своей оригинальной авторской музыки, а не играть стандарты. В 1980 г. Намысловский вернулся в Польшу, где продолжил развивать свою собственную стилистику, в основном построенную на соединении славянских фольклорных интонаций и современного камерного джаза.
В последние десятилетия пан Збигнев много гастролировал, в том числе и в России. Вот как «Джаз.Ру» писал о его выступлении на одном из джазовых фестивалей на постсоветском пространстве:
…У Намысловского всё то же интереснейшее сочетание очень лиричного, мягкого, на грани сладости мелодизма со сложными переменными ритмами, полная свобода ориентации в музыкальном пространстве-времени, безукоризненная логика развития, всё те же отсылки к музыкальному материалу польского барокко — в свое время именно музыка Намысловского заставила меня переслушать кучу образцов этой своеобразнейшей, красивой и непростой музыки). …Одним из наиболее интересных моментов для интересующихся развитием джаза был, конечно, мелодизм и исполнительская манера самого пана Збигнева — вот эта его удивительная способность компонировать и, в особенности, солировать практически на грани приторной сладости, чуть ли не смуть, easy listening, «music for elevators». Но ни разу эта грань не была перейдена, музыка всё время оставалась содержательной и напряжённой…
(Олег Шестопалов, 2004)
В 2021 г. 81-летний Збигнев Намысловский выступил с большим концертом-бенефисом в варшавском клубе Stodoła в рамках варшавского фестиваля Jazz Jamboree. Это выступление стало одним из последних в его жизни.