В 2022 году отметят 40-летие Международные Дни джаза в Архангельске — один из трёх старейших джазовых фестивалей в России: наряду с фестивалями «Джаз над Волгой» в Ярославле (с 1981) и «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке Кемеровской области (с 1984), он проводится ещё с доперестроечных времён. В 1980-90-е годы фестиваль, который создал архангельский саксофонист и бэндлидер, заслуженный артист России Владимир Резицкий (1944-2001), прочно обозначил Архангельск на мировой карте джазового искусства. После безвременной смерти основателя фестиваля он некоторое время держался на набранной интенсивности, но к рубежу 2000-х и 2010-х постепенно угас. Впрочем, ненадолго: в 2011 г. продюсерский центр «Архангельск джаз» под руководством гитариста Тимофея Дорофеева впервые провёл в память о создателе Дней джаза новый «Фестиваль Владимира Резицкого», само название которого подчёркивало верность принципам покойного лидера легендарной джаз-группы «Архангельск», прославившей родной город на мировой джазовой сцене. В 2016-м фестиваль прошёл под переходным наименованием «Дни джаза Владимира Резицкого», а с 2017 года вернул себе историческое название. В октябре 2021 года «Дни джаза» уже в третий раз состоялись в рамках масштабного музыкального марафона Arkhangelsk Music Weeks. Визуальный репортаж с фестиваля представляет видеограф «Джаз.Ру» Наталья Кравченко.
Как заведено с середины прошлого десятилетия, первый концерт фестиваля был проведён в Камерном зале Поморской филармонии — гулкой и строгой «кирхе». Его открыл продюсер фестиваля Тимофей Дорофеев.
Первый фестивальный концерт представил приехавшее из Москвы трио Евгения Гречищева (фортепиано), в состав которого входят Виктор Шестак (контрабас) и Пётр Ившин (барабаны). Выдающийся джазовый педагог, Гречищев гастролирует нечасто: тем ценнее был редкий шанс послушать обширную программу его умной, тонкой авторской музыки.
Фестиваль снова, как и в 2020 году, представляли слушателям двое ведущих из Москвы — музыковед Елена Сергиевская, которая ведёт концерты фестиваля уже много лет, и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, который, хотя и выступает в роли концертно-фестивального ведущего уже четверть века, в качестве ведущего архангельских фестивалей дебютировал только пару лет назад.
Второе отделение было комбинированным: проект братьев Бриль «В джазе только девушки» состоял как бы из двух стилистически разных частей.
В первой ансамбль братьев Бриль — близнецы Дмитрий Бриль (сопрано-саксофон) и Александр Бриль (тенор-саксофон) плюс пианист Иван Фармаковский, басист Владимир Кольцов-Крутов и барабанщик Давид Ткебучава — поиграл напористый современный инструментальный постбоп.
А во второй части появились «только девушки» — три поп-джазовые вокалистки, под аккомпанемент Bril Brothers исполнявшие популярные джазовые стандарты. Список «только девушек» несколько раз менялся вплоть до самого выступления московских гостей в Архангельске, и в результате на сцену Камерного зала Поморской филармонии вышли Александра Шерлинг, Катерина Балыкбаева и Этери Бериашвили.
После концерта его участники проследовали в открывшийся в 2020 году Джаз-клуб Тима Дорофеева в самом центре Архангельска, на пешеходной Чумбаровке, и предались там излюбленному способу отдыха джазовых музыкантов — джему. Интересно, что за клавишным инструментом оказалась вокалистка Этери Бериашвили, которая не просто чувствовала себя за синтезатором весьма комфортно, но и вполне компетентно аккомпанировала солистам.
Второй день фестиваля проходил в зале Архангельского городского культурного центра (АГКЦ), который в 1993 г. на базе бывшего ДК строителей создал Владимир Резицкий. На стене этого здания, как мы уже не раз рассказывали, установлена мемориальная доска в память о музыканте — то немногое, чем город почтил память своего самого известного джазмена, у которого при жизни были довольно напряжённые отношения с городскими чиновниками.
Концерт открыл международный проект — квартет российского саксофониста Алексея Круглова и эстонского гитариста Яака Соояэра (Jaak Sooäär). Дружба и творческое сотрудничество связывают саксофониста из Москвы и гитариста из Таллина уже около 12 лет. Два года из-за пандемии и закрытых границ они не выступали совместно, хотя 30 апреля 2021, в Международный День джаза, сыграли (и записали для последующего выпуска на альбоме) уникальный в своём роде концерт поверх российско-эстонской границы, не покидая при этом пределов каждый своей страны. Хотя в 2021 году ограничения начали понемногу ослабевать, немало дипломатических и бюрократических усилий было потрачено на то, чтобы в октябре трио Соояэра (басист Михкель Мялганд и барабанщик Танел Рубен) смогло приехать в Россию ради нескольких выступлений. На фестивале российско-эстонский квартет представил материал двух своих альбомов, основанных на джазовой интерпретации музыки русских композиторов-классиков — Чайковского, Мусоргского, Бородина и др.
Конечно, и в этом материале Круглов нашёл место привычным для себя экспериментам с расширением палитры выразительных средств: были и необычные инструменты (например, детская блокфлейта), и игра на двух саксофонах одновременно, и декламация поэзии.
Как и первый день фестиваля, концерт в АГКЦ вели Кирилл Мошков и Елена Сергиевская.
Второе отделение представляло совершенно иной стилистический пласт современного джаза. Четверть века в первых рядах современного джазового мэйнстрима в Нью-Йорке сделала россиянина Александра Сипягина не только одним из самых востребованных трубачей нью-йоркского джазового клубно-студийного сообщества: он обрёл огромный педагогический опыт и влияние среди молодых джазменов всего мира, преподавая высшую премудрость джазового искусства в различных европейских консерваториях.
В одной из них, Консерватории принца Клауса в нидерландском городе Гронингене, его ученицей стала вокалистка из Ростова-на-Дону Алина Енгибарян — победительница престижного вокального конкурса Shure Montreux Jazz Voice Competition в Монтрё (Швейцария) 2015 г. Впоследствии она записывалась с Сипягиным в Нью-Йорке, и там у неё началась вполне уверенная собственная музыкальная карьера, которую в 2020-м прервала пандемия. Алина вернулась в Россию, где вскоре все убедились в её высочайшем профессиональном уровне и таланте, и теперь широко востребована на отечественной сцене.
При очередном приезде в Россию Сипягин привлёк её в свой гастрольный ансамбль, зная, что она не только талантливая певица, но и превосходная пианистка, и что у Алины отлично развита независимая координация рук и голоса, так что она может одновременно петь сложную партию инструментального вокала и играть не менее сложную басовую партию на синтезаторе.
Авторский материал Сипягина — это высший пилотаж, чрезвычайно сложная музыка в стилистике современного джазового мэйнстрима; Алина рассказывает, что освоение этого материала было совсем непростым.
Но надо сказать, что общее звучание квартета, где Сипягин играет на трубе, Енгибарян отвечает за клавишный бас и инструментальный вокал, на фортепиано играет московский мастер Иван Фармаковский, а за барабанами шаманствует остросовременный Игнат Кравцов (LRK Trio, Therr Maitz, Amber Sept), получилось удивительно прозрачным, при всей плотности и сложности музыкального материала: вот уж чего не ощущаешь, слушая этот ансамбль — так это затруднений с восприятием музыки.
А уж когда Алина спела один песенный номер под аккомпанемент одного фортепиано, проняло даже самых отъявленных скептиков: такой проникновенный вокал, такую чистоту интонации не каждый день услышишь.
Слушая Сипягина, испытываешь гордость за российскую джазовую школу: многочисленным скептикам, до сих пор твердящим о второсортности российской джазовой школы, рекомендуем послушать пару-тройку альбомов этого выпускника Гнесинской академии — и офигеть.
И, кстати, тем, кто до сих пор уверен в отсутствии в нынешнем поколении российской джазовой сцены барабанщиков высокого класса, смело можем теперь рекомендовать послушать не только Сашу Машина или Петра Ившина, но и, несомненно, совершенно иного стилистически, но в высокой степени своеобразного Игната Кравцова.
Финальное отделение Международных Дней джаза-2021 традиционно представляло ансамбль организаторов фестиваля — Арт-ансамбль Тима Дорофеева.
Победители телевизионного конкурса «Квартет 4х4» (2018) не просто герои в собственном городе: к каждому фестивалю они готовят новые программы, приглашают новых гостей-солистов. Вот и в этот раз на сцене были не только ветераны — сам Дорофеев и три бывших участника джаз-группы «Архангельск» основателя фестиваля Владимира Резицкого: вокалист/флейтист Константин Седовин, басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов, плюс перкуссионист Алексей Барандов. Вместе с ними выступал музыкант из Швейцарии, ныне живущий в Санкт-Петербурге кларнетист Симон Вирш (Simon Wyrsch).
Кларнет не слишком распространён в современном джазе, но Вирш, несмотря на не слишком яркий темперамент — музыкант универсальный: выросший внутри полистилистики европейского джаза, он компетентно играет и импров-авангард, и джазовую традицию, и даже академическую классику. В этно-фьюжн «Арт-ансамбля», замешанном на интонациях фольклора поморского Севера, он тоже оказался вполне на месте и внёс в медитативную северную эстетику свою тембрально тёплую, но эстетически холодноватую, рассудочную краску.
В звучаниях «Арт-ансамбля» всегда ощущается некий потаённый шаманизм или волхвование, тембрально противостоящее холодноватой, «космической» электрогитаре Тима Дорофеева: за этот элемент отвечает Константин Седовин, причём и как флейтист, и как вокалист. Константин уже несколько лет как переехал из Архангельска в Сочи, но по-прежнему гастролирует с «Арт-ансамблем» по стране и исправно приезжает на Международные Дни джаза, участвуя и в организации фестиваля.
Программа Дней джаза в 2021 году оказалась сокращена на треть из-за пандемических ограничений, но нельзя не поздравить команду фестиваля с тем, что он вообще состоялся — и при этом представил публике вполне насыщенную, интересную программу, в которой нашлось место и популярным джазовым стандартам, и передовому мэйнстриму, и «авангарду с человеческим лицом», и собственным региональным звёздам с их общенациональной известностью. Трудно в наше время пытаться загадывать на будущее, но в наступивший год 40-летия Международных Дней джаза в Архангельске хочется пожелать фестивалю и лично Тиму Дорофееву как минимум удержания исторически высоких позиций на российской джазовой сцене.