Скифия, Санкт-Петербург, 2021. ISBN: 978-5-00025-230-7. Формат: увеличенный книжный, твёрдый переплет, 604 стр.
«Справочник должен помочь музыкантам и любителям джаза покончить с часто встречающимся невниманием к создателям популярных мелодий», строго предупреждает издательская аннотация к новой книге Владимира Борисовича Фейертага.
Да, старейшина российского джазоведения выпустил новую книгу. 27 декабря 2021 автору исполняется 90 лет. Вручая рецензенту свою новую работу, он небрежно протянул сумку со словами: «Я тут новую книжечку написал». Рецензент принял сумку и аж присел от неожиданности: «книжечка» весит 2093 грамма! (По буквам: два килограмма и девяносто три грамма…)
Со времён антологии Владимира Симоненко «Мелодии джаза», вышедшей в Киеве 45 лет назад, ничего подобного на русском языке не было. Новая работа Фейертага посвящена памяти Симоненко (1940-1998), и это очень символично: джазовая практика нуждается в подобных изданиях, а после Симоненко такого никто не делал. До Фейертага.
Чем справочник Фейертага отличается от простого Real Book — нотного сборника стандартов?
Тем, что это не только и не столько нотный сборник, сколько справочник авторов. Материал книги расположен именно по авторам музыки. Кто-то из композиторов представлен одной мелодией, действительно ставшей стандартом, то есть общепринятой темой для импровизации, которую часто играют самые разные джазовые музыканты. Кто-то — несколькими: так, в главке «Ирвинг Берлин» автор рассказывает о восьми мелодиях этого композитора, имеющих статус стандартов, в главке «Джон Колтрейн» шесть тем, «Коул Портер» — тринадцать.
Мало того, Фейертаг не приводит нотный текст стандарта во всей полноте. Чаще всего это одна или две нотные строки с самым запоминающимся мелодическим оборотом. Поэтому книгу затруднительно использовать как нотный сборник, да и кто станет носить с собой на джемы или клубные работы двухкилограммовый том увеличенного формата, роскошно напечатанный на дорогой мелованной бумаге? Главная задача этой книги — рассказать о тех, кто написал музыкальные темы, ставшие джазовыми стандартами.
Стандарты попадали в Real Book‘и самыми разными путями. Часто это show tunes — мелодии из бродвейских эстрадных шоу 1910-х, 20-х, 30-х гг. и так вплоть до 1960-х. Часто это песенные мотивы из голливудских кинофильмов. Многие стандарты — авторские пьесы того или иного джазового музыканта, которые пользовались такой популярностью у коллег-импровизаторов на джемах и даже в студиях звукозаписи, что постепенно «вросли» в стандартный статус. Некоторые авторы ни к Бродвею, ни к Голливуду, ни к джазу никакого отношения не имеют — например, Консуэло Веласкес, в 24 года написавшая единственную мелодию, зато бессмертную («Besame Mucho»), или великий киноактёр и режиссёр Чарли Чаплин, который недурно играл на скрипке и писал музыку к своим поздним, звуковым кинокартинам — Фейертаг приводит мелодию, которую Чаплин написал к своему фильму 1936 года «Новые времена»: 18 лет спустя к ней сочинили слова, она стала популярной песней «Smile» и вошла в репертуар множества джазовых вокалистов.
Автор книги подробно рассказывает о композиторах и о том, как их мелодии становились стандартами, упоминает и часто анализирует самые известные их версии у разных исполнителей, разбирает форму, стиль и особенности композиции почти каждой мелодии. Именно это и составляет главное содержание книги — и именно это делает её бесценным пособием и для меломанов, и для музыкантов-практиков, давая последним качественную информационную основу и для рассказов публике об исполняемом материале (публика любит, когда с ней общаются не только на темы погоды и настроения), и для собственного понимания этого материала. Не секрет, что многие музыканты не то чтобы плохо знают историю музыкального материала, который играют, а просто не задумываются о том, что эта история может быть полезна для собственной интерпретации, для ориентации в контексте, стиле, эпохе и так далее.
Рецензенту не раз приходилось участвовать в жюри джазовых конкурсов и постоянно сталкиваться с тем, что конкурсанты приписывают авторство стандартов не авторам исходных мелодий, а тем исполнителям, в чьей версии им эти стандарты особенно полюбились. Самое печальное, когда такие «ляпы» видишь в конкурсных заявках юных музыкантов: им-то информацию взять неоткуда, кроме как от своего педагога — а педагог поленился (-лась), не знал(а) сам(а) или, что скорее всего, просто не придаёт значения авторству стандарта. А ведь это важное знание: музыка — это не только ноты, это ещё и контекст, и предыстория, и история интерпретаций… и яркая, индивидуальная, запоминающаяся интерпретация часто зависит именно от этого знания.
Сам автор инструктирует читателей так:
Как пользоваться этим пособием? На мой взгляд, есть три варианта.
— Знаем мелодию, но не помним, кто ее создал. Тогда заглядываем в список стандартов (в конце книги, по алфавиту, на английском языке) и находим страницу с нужными мелодиями.
— Мы знаем автора, но не знаем многих деталей его творческой биографии. Значит, находим нужный нам персонаж в списке авторов (в начале книги).
— Мы, как нам кажется, знаем всё, но нам любопытно прочитать всю книжку, чтобы либо поблагодарить автора компиляции или же возмутиться его рассуждениями.
Владимир Борисович Фейертаг — не просто опытный автор, а самый опытный из пишущих о джазе на русском языке. Это двенадцатая книга в его библиографии. Ему, с его более чем 60-летним авторским опытом, можно и нужно доверять. Тем более, что он трезво и реалистично пишет в предисловии, предупреждая возможные вопросы:
Возможно, с этим справочником я опоздал и, наверняка, возникнут упреки в необъективности, неполноте, старомодности и даже в самоуправстве. Согласен признать, что список стандартов — это мой личный выбор, что он не полон, не совершенен и воистину субъективен. При его составлении я создал для себя так называемый «частотный словарь», опираясь на исполнительский опыт самых знаменитых джазменов, но не смог избежать соблазна, и включал в список некоторое число общеизвестных хитов, пусть и не ставших стандартами. Да и не обошел произведения, которые мне лично очень нравятся.
Именно поэтому в заглавии книги есть слова «…в редакции В.Б. Фейертага», и именно поэтому книга эта настолько ценна. Владимир Борисович всем своим более чем 60-летним служением джазу в качестве музыковеда, лектора, продюсера, журналиста, историка, писателя, а ещё и неподражаемого ведущего концертов и фестивалей безусловно заслужил право на свою редакцию. Но самое главное, что ему снова — буквально накануне своего 90-летия — удалось создать работу, ценность которой определяется не одними лишь заслугами автора. «Джазовые стандарты» в его редакции — несомненная ценность сама по себе. Настоятельно рекомендую эту книгу не только как яркую авторскую работу, но и как ценный справочник для практического использования.
С днём рождения, Владимир Борисович!
Зная лично Владимира Борисовича,благодарю за коментарий к его новой книги.Желаю здравствовать ещё долго и долго,дорогой Володя!!!