10 декабря на лейбле Butman Music Records вышел новый альбом российского саксофониста Игоря Бутмана «Only Now» — восемнадцатый по счёту релиз в сольной дискографии артиста и первый с 2016 г., когда та же компания выпустила альбом «Зимняя сказка», а на нидерландском лейбле Criss Cross Jazz вышла совместная работа с тромбонистом Конрадом Хервигом «Reflections».
Название альбома, «Только сейчас» — это название самой первой мелодии, которую 18-летний Игорь Бутман написал ещё на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века. Она перекликается с названием альбома, на котором в 1988 году 27-летний саксофонист из СССР дебютировал в США — «Then & Now» старшего коллеги, саксофониста Гровера Вашингтона-мл.: на той пластинке был авторский трек Бутмана, «French Connections», в котором он сыграл своё первое соло в американской звукозаписи.
Прошло более тридцати лет. Новый альбом Игоря Бутмана тоже записан в Нью-Йорке (студия Sound on Sound, звукорежиссёр — пятикратный лауреат Grammy Джеймс Фарбер). Партнёры по записи — и американские, и российские. Гитарист Евгений Побожий, который уже шесть лет работает в Московском джазовом оркестре и квинтете Игоря Бутмана, внёс в музыкальную ткань альбома не только виртуозные соло, но и целую авторскую пьесу под названием «Вердикт». Одно из самых запоминающихся своих соло на этом альбоме играет именно в этом треке барабанщик, который занят во всех треках и которого, пожалуй, можно назвать самым важным музыкальным собеседником Бутмана в этой записи — Антонио Санчес (Antonio Sánchez), четырёхкратный лауреат премии «Грэмми» и автор саундтрека к нашумевшей «чёрной трагикомедии» режиссёра Алехандро Иньярриту 2014 года «Бёрдмэн»: именно на барабанах Санчеса, импровизирующего лихорадочные ритмические рисунки за кадром (а иногда и в кадре), держался весь ритм этой незаурядной кинокартины.
Санчес играл на девяти альбомах легендарного гитариста Пэта Мэтини, в том числе на двух альбомах самого известного проекта Мэтини — Pat Metheny Group; он также участвовал в гастролях и записях пианиста Чика Кориа, басиста Джона Патитуччи и других артистов, с которыми на разных этапах своей истории сотрудничал и Игорь Бутман. Незаурядная ритмическая свобода и умение создать небывало подробные ритмические планы в любой ансамблевой ткани за счёт захватывающе тонкого движения мелких длительностей при очень мощной громкостной динамике сделали Санчеса идеальным партнёром для нового альбома, музыкальной драматургии которого игра барабанщика придаёт дополнительные измерения. Причём это касается его игры с любым из двух контрабасистов, участвовавших в сделанной в июне 2019 года записи: это лиричный, глубокий Эдди Гомес (Eddie Gómez) — ветеран ансамблей Чика Кориа и трио пианиста Билла Эванса, который уже играл с Бутманом на альбомах с пианистом Андреем Кондаковым в 1990-е гг., и более молодой и напористый Матт Брюэр (ансамбли Грега Осби, Гонсало Рубалькабы, SFJAZZ Collective и т. д.). Для каждого из этих басистов Санчес слегка изменяет ритмическую среду, добиваясь не только идеального партнёрского взаимодействия собственно с контрабасом, но и превосходной поддержки солиста. Причём это касается не только Игоря Бутмана, с которым Санчес впечатляюще взаимодействует на протяжении всего альбома: один из самых сильных примеров поддержки и взаимодействия барабанщика с солистом на этом альбоме — соло гитары Евгения Побожего в теме Стива Суоллоу «Falling Grace», которую он и Бутман играли в онлайн-версии Всемирного концерта Международного Дня джаза 2020 года.
Даже в самом мэйнстримовом, самом традиционном номере альбома — «Baby, I Love You» Уинтона Марсалиса и Бобби Макферрина, где единственный раз за весь альбом Олег Аккуратов не только играет на фортепиано, но и поёт — Санчес оказывается на высоте, создавая упругую, традиционно свингующую ритмическую линию. Идеальный партнёр для Игоря Бутмана, который создал стилистически пёструю, многоцветную работу.
На правом стилистическом фланге — бодрый мэйнстрим вышеупомянутого вокального номера и аж двух вариантов «Блюза для Уинтона» — пьесы-посвящения давнему другу, Уинтону Марсалису, которую на собственном 60-летии в Кремлёвском дворце Игорь играл с Московским джазовым оркестром, а на альбоме записал как в квартете с гитарой, так и в квинтете с фортепиано. Там же — «Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова, который для своего альбома 2007 г. «Весёлые истории» («Magic Land» на международном рынке) Бутман записывал как ностальгический соул-джаз с Рэнди Бреккером на трубе и Чиком Кориа на рояле, а для нового альбома представил как элегичную балладу в ритмическом движении ровными восьмыми со впечатляюще лиричными соло — как своим на тенор-саксофоне, так и Евгения Побожего на гитаре. На левом же — плотный, густой суперсовременный импровизационный джаз высшего порядка, время от времени доходящий до джаз-рокового напора в плане тембральной насыщенности: это и вышеупомянутая тема Побожего, и авторские пьесы самого саксофониста, которые он ранее не записывал — и заглавная тема альбома, и напористая «You’ve Got Email», и чувственная баллада «Египетские ночи», которой он не вполне традиционно, но драматургически точно решил открыть альбом.
Альбом сводил тот же звукорежиссёр, который его и записывал — Джеймс Фарбер, но не в Sound on Sound в Монтклэр, Нью-Джерси, где материал записывался, а в Sear Sound Studios на Манхэттене. Мастеринг делал Грег Кэлби в студии Sterling Sound в Эджуотере, Нью-Джерси; финальное редактирование — Евгений Артемкин и Евгений Поцикайлик в Москве.
Новая работа Игоря Бутмана должна была быть представлена в рамках форума Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге, но из-за пандемии форум в этом году снова состоялся только в онлайн-формате. Поэтому российская премьера состоится позже, возможно — на фестивале «Триумф джаза» в марте 2022 года, а презентацией альбома станет пятидневный цикл из десяти выступлений Игоря Бутмана в клубе Dizzy’s Club Coca Cola на пятом этаже здания «Джаз в Линкольн-центре» в Нью-Йорке, где с российским саксофонистом с 15 по 19 декабря в 19:30 и 21:30 играют Евгений Побожий (гитара), Мэтт Брюэр (контрабас) и Антонио Санчес (барабаны).
Альбом на цифровых платформах:
Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ:
Благодарю за оперативный обзор, мне очень понравился альбом и как вы о нем пишите. Если позволите я зачитаю вашу рецензию для моих трех слушателей Телеграм канала?
При условии соблюдения правил добросовестного цитирования — в аудиоматериале начало цитаты обозначено полным упоминанием издания и автора, по окончании цитаты произносится «конец цитаты» и напомниается издание и автор; в текстовом материале цитата явно выделена в публикации (кавычки и/или сдвиг абзаца вправо, после цитаты полностью приведены имя автора и название издания с активной ссылкой на оригинал публикации у нас) — да, используйте.
Записал и буду рад вашей критике, благодарю https://t.me/discor/6281